Конспект урока в 5 классе на тему Площади равновеликих и сложных фигур


Площади равновеликих и сложных фигур.
Цели урока: продолжение и совершенствование умений и навыков вычисления площадей фигур
Задачи: а) образовательные : продолжение работы над задачами на нахождение площадей прямоугольника, квадрата, сложной фигуры. Ведение понятия «равновеликие фигуры»;
б) развивающие: совершенствование вычислительных и графических навыков; развитие логического мышления;в) воспитательные: стимулирование творческого воображения и интереса к математике Тип урока: комбинированный, практико-ориентированный, развивающий
Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в парах, макет «софического» квадрата 8*8, цветной мел, ножницы, ПК, экран
Ход урока
Оргмомент. Привествие. Визуальная проверка Д/З (рисунки). Хорошо! Мы сегодня ещё вернёмся к нему.
Устный счёт. № 765, стр. 117 («Круглые» произведения, условие на доске)
Актуализация. Итак, ребята, на прошлых уроках вы познакомились с понятием площадь и некоторыми формулами вычисления площадей. Для каких фигур вы знаете формулы? (Слайд 1 с фигурами. По мере формулирования формул они для контроля возникают ). Ну а сегодня нам предстоит научиться находить площади более сложных фигур и освоить новое понятие, связанное с ними. Начнем со следующих заданий.
Задание №1.   Вычислите площади фигур (на слайдах 2-4)
42246551758953 см
2 см6 см4 см3 см
2 см6 см4 см16891004086592 см2 см6 см5 см1 см02 см2 см6 см5 см1 см
Какие из фигур имеют равные площади? Равны ли эти фигуры? Скажите, а приходилось ли вам уже встречаться с такими случаями, когда фигуры разные, а их площади равны? Где и когда? Сегодня мы уделим особое внимание таким фигурам.
Изучение нового . Ребята, запишем определение! (слайд 5)
Определение. Фигуры, разные по форме, но имеющие равные площади, называются равновеликими.
Посмотрим на рис.67, стр.110. Найдите среди этих фигур равновеликие. Докажите! Что в них выступает в качестве единицы площади? (клетка)
Задания на закрепление понятия.
Задания на клеточной основе. А теперь выполним задание на карточках
(«жираф», «тритон», «козлёнок» и «жук»).
Ребята, а понравились ли вам эти рисунки? А смогли бы вы тоже создать что-либо подобное? Отлично, значит в качестве домашнего задания я объявляю Творческий конкурс «30 клеток»! Но сначала давайте немного потренируемся в этом деле. Начнём с 10 клеток.
(работа в парах в тетради и на доске на участке с клетками)
2) А теперь познакомимся с другими заданиями, где фигуры «не лежат» в рамках клеток. Как же вычислить их площадь? (такие задачи включены в задачи ЕГЭ!). Решить эти задачи можно, если использовать свойство площади фигуры, состоящей из частей и сегодняшнее понятие о равновеликих фигурах. (Решение на доске цветным мелом и в тетрадях)
Занимательная задача (в ноуте). Ребята, вопросами о равновеликих фигурах занимались ещё в древности: так, греческие мудрецы оставили нам на размышление очень интересные задачи, которые как будто нарушают наши представления о площади. А ещё в интернете появилась задача, нарушающая наши представления о справедливом дележе шоколадок. Это скорее всего любимая задача известного всем хитреца и сладкоежки Карлсона. Я, как и другие математики, не согласна с их утверждениями и принесла эти задачи в класс. Очень надеюсь, что мы сейчас же все вместе установим истину!
Задача мудреца. Возьмём квадрат со стороной 8 см и разрежем его на части …
Задача Карлсона Возьмём прямоугольник (шоколадку) …
(задачи демонстрируются на доске с помощью магнитов, дающих свободно перемещать фрагменты фигур) к доске вызываются помощники и класс начинает разбираться в ситуации. Затем учитель выводит всех на разгадку и кратко знакомит с учением софистики.
Секрет : обман зрения!!!
Эти и другие внешне правдоподобные задачи являются софизмами. Софизм (в переводе с греческого означает - уловка, выдумка, головоломка) – это ложное доказательство, кажущееся весьма правдоподобным. Надо очень хорошо знать математику, чтобы научно опровергнуть его, доказать глубоко запрятанную ложь!
Резерв (задания на повторение). № 699, стр.107 задача на «части» (схематично)
№ 733, стр.112 (комбинаторная задача)
Итог урока (рефлексия).
Ребята, с каким понятием мы сегодня работали?
Интересно ли было работать с ним?
Справитесь с домашним творческим заданием? Кстати, лучшие работы будут выставлены на всеобщее обозрение на «Неделе математики», а все остальные пойдут в ваши портфолио.
На этом наш урок подошёл к концу. С каким настроением вы уйдёте с него? Всем спасибо!

Резерв 1) Решение задач по вычислению площадей сложной фигуры: стр.117, № 769
. 2) В римской мифологии есть легенда о Дидоне. Согласно этой легенде, Дидона была дочерью царя Тира и женой жреца Геракла Акербаса; После того как брат Дидоны Пигмалион убил ее мужа, позарившись на его богатства, Дидона была вынуждена бежать.
Захватив с собой часть сокровищ мужа, она в сопровождении многочисленных спутников отправилась на запад вдоль берегов Средиземного моря. Ей приглянулось одно место на побережье нынешнего Тунисского залива. Дидона повела переговоры с берберийским царем Ярбом о продаже земли. По условию она могла взять столько земли, сколько можно «окружить бычьей шкурой». Сделка состоялась.
Тогда Дидона разрезала эту шкуру на тонкие ремни, связав их воедино, и окружила изрядный кусок земли. На этом месте была основана цитадель Карфагена Бирсу. (По-гречески «бирсу» как раз и означает «шкура».) Так гласит легенда