«Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи».



«Духовно-нравственное воспитание в учреждениях образования.
(Из опыта работы)

Выступления по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи».
Фамилия, имя, отчество педагога: Никиташина Елена Владимировна .
Наименование образовательного учреждения (полный адрес: МОУ СОШ №2 с.Кузоватово, Ульяновская область, Кузоватовский район,




























Идет время, меняется многое, и некоторые ценности теряют свою привлекательность. Но есть такие понятия, которые остаются в веках и передаются из одного поколения другому. Это – малая Родина, честь, достоинство человека, добро и зло и многие другие непреходящие нравственные ценности.
В самом деле, за много лет мы вновь вслух заговорили о нравственности, святости, человеческой морали и милосердии. Для русского человека святость всегда была идеалом.
Рассматривая духовно-нравственное воспитание детей, как процесс, оказывающий огромное воздействие на отношение человека к интересам общества, его целям и задачам, необходимо изыскивать наиболее эффективные методы управления процессом нравственного воспитания, помня, что содержание и высота нравственности человека определяются его постоянным развитием, воспитанием и самовоспитанием.
В свете этой проблемы понятны интенсивные поиски учеными – методистами и учителями пути решения одной из сложнейшей проблем, стоящих перед школой, - проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе изучения «Основ православной культуры».
Духовно-нравственное воспитание как одна из главных целей предусмотрено школьной программой.
Формирование воспитывающей среды – один из основополагающих факторов, влияющих на развитие личности ребёнка. Мероприятия школы направлены на повышение культурно-эстетических требований к организации воспитательного пространства в школе, на гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом.
Планируемые мероприятия: организация экскурсий по местам Боевой славы Вешкаймского района и Ульяновской области; организация экскурсий в храмы Вешкаймского района и Ульяновской области; оформление в школе уголков с государственной символикой; участие в проведении чтений, посвященных дню славянской письменности и культуры, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
Все это свидетельствует о том, что проблема духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках «Основ православной культуры» требует особой подготовки учителя, что четкого планирования им всей системы работы, поисков специфических приемов анализа.
Предмет «Основа православной культуры» обладает огромными возможностями для решения этой общественно значимой проблемы.
Специфика нравственного воздействия христианства и заключается в том, что учащийся имеет возможность сверять свои оценки жизни с авторитетными оценками других людей. Таким образом, осуществляется процесс самопознания через познания других.
В процессе восприятия данного предмета учащийся имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о мести человека жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. Но такое воздействие происходит лишь при условии, что учащийся ориентируется на концепцию мира, видя конкретное воплощение в христианской жизни.
Многие современные подростки испытывают острый дефицит добра, ласки, внимания. Есть только один путь – кропотливый, доброжелательный и целеустремленный процесс пробуждения у трудных подростком интереса к учебе, к любой познавательно – нравственной деятельности. При этом я как учитель предмета «Основ православной культуры» решаю актуальнейший из педагогических вопросов – как вырастить человека образованного, нравственного.
Уроки в нашей школе в большей степени, чем в дневной, носят воспитательный характер. При объяснении нового материала на уроках данного предмета, связывая его с сегодняшними жизненными проблемами, судьбой каждого из нас, учу понимать и принимать жизнь со всеми ее сложностями, смело преодолевать трудности.
Возрождая изначальный смысл духовно-нравственного воспитания, опираясь на мудрость народной традиции, взращенной на христианской любви, православная культура воспитывает души человеческие. Она ищет особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, искренней созидающей любовью.
Образование – это постоянное восхождение к новым высотам сознания. Поэтому все усилия должны быть направлены на превращение образования в постоянный, нескончаемый процесс, способствующий духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.