Анализ работы педагога-психолога за год


2015-2016 учебный год
Анализ работы педагога-психолога
МАОУ «Школа № 5 города Белогорск»
2015-2016 учебный год
Цель работы 2015 – 2016 учебный год - психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение социально-психологических условий для личностного, интеллектуального и социального развития учащихся, способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Задачи:
Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (содействие организации продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками);
Выявление особенностей психологического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества;
Обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психических здоровьем детей;
Создание специальных социально – психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
Активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных нарушений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в усвоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;
Оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре;
Психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально – личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Создание специальных психолого-педагогических условий для успешной социализации детей-инвалидов и детей ОВЗ.
Работа педагога-психолога согласно плану работы на год проводилась по следующим направлениям:
Диагностическое направление
В течение года психодиагностика была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности учащегося, потенциальных возможностей в профессиональном самоопределении, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации). Также диагностика использовалась как составляющая индивидуальных консультаций.
В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения ежегодно проводятся традиционные диагностические исследования:
Изучение сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Параметры, характеризующие психологическое здоровье, которые отслеживаются в нашем лицее:
уровень сформированности учебной мотивации;
уровень тревожности;
уровень суицидального риска у детей (исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения);
уровень социальной адаптированности;
уровень комфортности;
уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса.
Изучение сформированности универсальных учебных действий.
Внутренняя позиция школьника
Самооценка
Мотивация к учебной деятельности
Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого
Умение руководствоваться системой условий задачи
Уровень сформированности коммуникативных навыков
Изучение уровня интеллектуального развития и сформированности компонентов учебной деятельности:
Уровень готовности детей к обучению в школе (будущие первоклассники):
мотивация;
произвольность психических процессов;
зрительно-моторная координация.
В рамках реализации самоопределения и профильного обучения проводились следующие диагностические исследования:
Изучение психологической готовности учащихся предпрофильных классов к выбору дальнейшего образовательного маршрута (8, 9-е классы)
изучение профессиональной направленности учащихся;
определение уровня информированности о будущей профессии;
выявление профессиональных намерений учащихся;
изучение уровня профессиональной идентичности;
выявление уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Изучение успешности выбора профильного обучения и профессионального самоопределения. (10-11 классы):
изучение уровня мотивации учения, выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности;
изучение субъектности в образовательном процессе;
уровень сформированности мотивации к достижению успеха;
выявление уровня профессионального самоопределения выпускников.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Это, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у школьников.
Консультативное направление
За прошедший период было проведено 36 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, родителей, педагогов.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками;
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности в профессиональном самоопределении, в определении дальнейшего образовательного маршрута;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая работа реализуется в двух формах: индивидуальная и групповая.
Индивидуальные коррекционные занятия проводились с обучающимися:
- с особыми образовательными потребностями (дети, обучающиеся по программе спец. (корр.) школ VIII вида);
- испытывающими трудности в обучении;
- с признаками дезадаптивного состояния.
Основная тематика индивидуальных коррекционных занятий:
- развитие познавательной сферы;
- коррекция эмоционально – волевых процессов;
- работа со стрессовыми состояниями;
- работа с агрессией;
- развитие коммуникативных навыков.
В течение этого учебного года по особому плану педагога-психолога осуществлялась работа в 9, 11 классах по поддержке обучающихся в период подготовки к экзаменам. Цель данной работы - способствовать созданию позитивного эмоционального настроя обучающихся на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги, способствовать снятию эмоционального напряжения; профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников.
Проводились развивающие, занятия
«Плюсы и минусы ЕГЭ»;
«Экзамен – это не конец жизни. Учимся справляться со стрессами на экзамене»;
«Впереди экзамены. Боремся со стрессом»;
«Стратегия успешной подготовки к ЕГЭ»;
«Психологическая подготовка к ЕГЭ. Учимся расслабляться».
Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся 5-10 классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 10 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов (общешкольные и классные родительские собрания).
3) Выступления на педагогическом совете, методическом объединении классных руководителей, методическом объединении педагогов-психологов района, практическом семинаре для педагогов-психологов области.
4) Групповые просветительские консультации для учащихся, родителей, педагогов (по вопросам профессионального самоопределения, профилактики суицидального поведения, подготовки учащихся к выпускным экзаменам и т.д.).
Выводы. В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную. По результатам проведённой работы (классные часы, групповые консультации) обучающиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях. По результатам проведения родительских собраний увеличилось количество родителей, обратившихся за индивидуальной психологической помощью (особенно активность проявили родители 1, 5 классов).
Организационно-методическая работа
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Участие в работе ГМО педагогов-психологов;
Участие в работе социально-психологической службы школы;
Подготовка к семинарам, практическим занятиям, консультациям;
Корректировка и составление индивидуальных коррекционных программ для обучающихся;
Разработка коррекционно-развивающих, информационно-просветительских занятий, выступлений на родительских собраниях, семинарах;
Дополнение базы диагностических методик;
Участие в заседаниях научно-методического школы, МО классных руководителей, педсоветах, научно-методических семинарах;
Обработка, анализ, обобщение результатов диагностик, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов, родителей;
Оформление документации педагога-психолога;
Посещение конференций и семинаров в целях самообразования
Выводы. Методическую деятельность за 2015-2016 учебный год можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.

Педагог-психолог ___________/Е.И. Катыхина