Кожа — надежная защита организма


Окружающий мир.Тема: Кожа – надежная защита организма.
Цель: Познакомить с работой кожи человека, понятием «кожа», функциями кожи.
Задачи урока:
– Рассмотреть строение кожи.
– Обучать правильному уходу за кожей.
– Рассмотреть представление о функциях кожи.
– Пополнить словарный запас учащихся.
Оборудование:
1. Презентация «Кожа – надежная защита организма».
2. Лупы, стеклышки.
3. Тесты для проверки домашнего задания и закрепления нового материала.
4. Учебники, тетради.
5. Таблица «Строение кожи».
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологическая разминка. Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнение других.
II. Проверка Д / З. Повторение пройденного материала «Органы чувства человека».
– На столах у учащихся карточка с тестовыми заданиями. Эти же тестовые задания на экране. После проведенной работы тестовые задания сдают, на доске появляются правильные ответы (ученики сами себя оценивают)
На экране:
Орган зрения – …
Орган слуха –…
Орган обаяния –…
Орган вкуса –…
Орган осязания –…
III. – Тему урока дети сами назовут, прослушав стихотворение «Кожа и просмотрев слайды».
Она бывает чёрной,
Она бывает белой,
Она бывает бледной или загорелой.
Или вдруг покроется, замёрзнуть если сильно,
Тысячей пупырышков и тут же станет синей.
Она нас защищает,
но как у бегемота.
толстой не бывает.
Её легко поранить,
возись тогда с бинтами,
её мы часто моем,
доставить радость маме!
Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке:
– Сегодня мы продолжим изучать организм человека. И как вы догадались мы будем говорить о коже.
Тема урока:
«Кожа – надежная защита организма».
– О коже мы уже говорили, как об органе осязания.
– Ущипните себя немного – больно! Возьми ручку или карандаш – и вы ощутите гладкий он или шершавый.
– Прикоснитесь пальцами к горячему утюгу, и вы сразу одёрните руку.
– Потому что, на коже много нервных окончаний.
– Но сегодня на уроке мы рассмотрим:
1. Строение кожи.
2. Проведем исследовательскую работу.
3. Позаботимся о гигиене кожи (заглянем в историю).
4. Познакомимся с первой помощью при повреждениях кожи.
– Вы готовы, начнём:
III. Строение кожи. Кожи на теле человека довольно много, до 4 кг. Местами очень – очень тонкая и нежная, на веках, грубая и твёрдая как пятки:
Посмотрите на таблицу:
I. Первый слой – эпидермис.
(наружная оболочка – защищает кожу от повреждений). В ней находятся поры через которые кожа дышит.
Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы (выделяется жир – чтобы кожа была гладкой и не шелушилась), а также потовые железы. Пот испаряется, а тело человека охлаждается. Пот выделяется, когда сильно жарко и при физической нагрузке.
Третий слой – жир (подкожный). Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
На экране: «Строение кожи».
I. Слайд «Наружная оболочка» («Эпидермис»).
II. Слайд «Сама кожа».
III. Слайд «Жир».
– Повернитесь друг к другу и внимательно посмотрите на кожу рук и лица друг друга.
– Что вы можете сказать о коже?
– Какая она? (Бледно-розовая, тонкая, видно кровеносные сосуды). ТБ – при работе со стеклом.
– Проведите посильнее пальчиками друг к другу по лбу и приложите сразу на стекле? (Пятно)
– Что это? (это пятно жира). Он выделяется порами через кожу.
А – Посмотрите по очереди на кожу через лупу. Что вы на ней видите? Маленькие отверстия – поры. Через них выделяется пот и жир.
Вывод: Через кожу выделяется жир и пот. А если к ним добавить грязь…
4. Физкультминутка.
5. Вы не забыли, что через кожу выделяется пот и жир, а если добавить грязь!
6. Историческая справка.
7. «Чёрный ящик» - гигиена кожи!
8. Работа по учебнику (С. 131).
9. Но в «ящике» лежат бинты, перекись, «зелёнка».
– Для чего они нужны?
Мы поговорим о «первой помощи при повреждениях кожи».
На экране:
1. Обморожение. На улице зима. Кожа не любит повреждений. Одевайте тёплые варежки, носочки. Закрывайте лицо шарфом, если ветер и мороз. А если уж обморозили: на экран.
2. Ушиб.
3. Кровотечение ран.
4. Ожог.
Работа по учебнику (С. 132)
10. Прочитать, работа в тетрадях (С. 76)
I в. – ранка, ушиб.
II в. – ожог, обморожение. – взаимопроверка.
11. Рефлексия:
Тестовые вопросы:
1) Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений.
а) живот;
б) кожа;
в) мышцы.
2) Кожа это:
а) орган осязания;
б) внутренний орган;
в) скелет человека.
3) Какие функции выполняет кожа:
а) переваривает пищу;
б) защищает от ран, грязи;
в) не знаю.
4) Благодаря чему кожа мягкая:
а) потовым железам;
б) порам;
в) когда жарко.
5) Пот выделяется, когда:
а) холодно;
б) просто так;
в) когда жарко.
6) Кожу нужно мыть:
а) ежедневно;
б) иногда;
в) можно не мыть.
7) Какая травма относится к повреждениям кожи:
а) ушиб;
б) перелом;
в) ожог.
11. Итог урока.
12. Д / З.: С. 130-133 (Вопросы).