Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Тема: Надёжная защита организма. Кожа.


Тема: Надёжная защита организма. Кожа.
Цель: познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей; формировать потребности беречь своё здоровье.
Универсальные учебные действия
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.
Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.
Ход урока.
Организационный этап.
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтоб окружающий мир познавать,
Нужно серьёзно всё изучать.
(Много есть чудес на свете;
Человек их всех чудесней.)Постановка темы урока.
‒ Прочтите тему нашего сегодняшнего урока (слайд 1): «Надёжная защита организма». Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?
(Свободные высказывания детей.)
- Может, мы сегодня поговорим об универсальной одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить хоть сто лет. А ведь такая одежда есть.
- Послушайте загадку и подумайте, о чём идёт речь?
Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождём не промокает
И не мнётся ни за что!
А ещё не выцветает,
И дышать легко нам в ней,
И носить её мы можем,
Не снимая много дней. (Кожа.)
(слайд 2)
‒ Правильно. Это кожа – самый большой орган человека. Полтора квадратных метра живой, гибкой, прочной долговечной ткани.
‒ Что бы вы хотели узнать о коже?
(Свободные высказывания детей.)
- Сегодня на уроке вы превратитесь в исследователей и ответите на все свои вопросы сами. А я и наши гости, которые сегодня будут не просто гостями, но и экспертами, поможем вам найти ответы на все ваши вопросы. Ещё нам помогут научная литература, учебники, различное оборудование, интернет.
- Давайте определим предмет нашего исследования.
(Предмет исследования – кожа.)
Кожа это орган, имеет: определённую форму, строение и функции.
форма
строение
функции
- Что мы должны изучить на уроке?
(Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение и функции кожи.)
- Для чего мы должны об этом знать?
(Это поможет нам правильно ухаживать за кожей.)
- Много вы будете работать в группах и самостоятельно, передвигаться по классу, давайте вспомним правила такой работы.
1. Слушай, не перебивай.2. Возражай культурно.3. Приведи свои доказательства.
4. При работе с оборудованием будь осторожен.

- Всё, что мы узнаем о коже, разместим в таблице:
СВОЙСТВА КОЖИ ФУНКЦИИ КОЖИ
Тонкая, упругая, мягкая, прочная.
Бледно-розовая
Имеет отверстия – поры, волоски, складки, линии (рисунок)
Осязательная
Защитная
Выделительная
Регулятивная
- Вам, наверное, уже не терпится начать отвечать на интересующие вас вопросы, так давайте же начнём.
Работа по теме урока.
-Опыт 1. Детям даются на ощупь разные предметы, определите, что это. «Заморочки из бочки.» (Дети определяют предметы, не видя их.)
- О какой функции кожи мы вспомнили. (Осязательная функция). Вписываем в таблицу.
- Почему для человека так важно ощущать кожей различные прикосновения? Зачем нам чувство осязания? (горячее, острое, опасность)
- Вот вы и сделали первое открытие. А теперь я предлагаю работу в группах. Вы сделаете ещё много открытий, а потом поделитесь своим открытием со всеми. Каждая группа получит своё задание, ваши помощники я, группа экспертов, научная литература, интернет. Желаю удачи.
5. Исследовательская деятельность детей.

ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Исследование формы и места кожи.Заштрихуйте тело человека там, где находиться кожа. А теперь представьте, что кожа исчезла, какую роль она выполняет?Запишите, какая она на ощупь? Какого цвета кожа?Подумайте и сделайте вывод, какую форму имеет кожа?
 
2. Исследование верхнего слоя кожи с помощью микроскопов.
Рассмотрите строение кожи по таблице на странице 28 вашего учебника. Составьте рассказ о строении кожи. Используйте карточку-помощницу.

 
3. Исследование строения кожи с помощью лупы. Рассмотрите через лупу кожу руки. Что вы видите на поверхности кожи? Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Какую работу они выполняют?
Какую роль играют волоски на коже?Проведите пальцем медленно по лбу, а потом приложите палец к зеркалу, уберите палец, что вы увидели на зеркале?
Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Что наблюдали? Сделайте вывод. Используйте карточку помощницу.
 
4. Правой рукой захватите складки кожи на суставе, а теперь медленно согните палец. Что происходит? Сделайте вывод, для чего нужны складки на суставах?
Нанесите акварельную краску на большой палец вашей руки и сделайте отпечатки на альбомном листе бумаги, рассмотрите их, что вы заметили?
6. Отчёт по работе в группах.
1-я группа.
Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает всё тело человека и имеет форму тела. Она гладкая, мягкая, нежно-розовая, бледно-жёлтого или тёмно-жёлтого цвета.(Слайд 3)
У. Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет?
Д. Она защищает человека, внутренние органы.
У. Она защищает органы от повреждений, воды и солнечных лучей.
2-я группа.(Слайд 4)
Мы исследовали верхний слой кожи. Она состоит из клеток, плотно прилегающих друг к другу.
Кожа имеет три слоя.
-Наружная оболочка (эпидермис) – это наружный очень тонкий защитный слой. В нём находятся поры, через которые кожа дышит.
-Кожа (дерма) – более толстый слой. Его толщина 1-2мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делают её более мягкой, а ещё потовые железы. Меланин – красящее вещество.
- Подкожный жир – предохраняет органы от ушибов, играет роль амортизаторов, сохраняет тепло.
3-я группа.
Мы исследовали верхний слой кожи через лупу и увидели волоски, поры, после выполнения упражнений на коже появился пот и жир. Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется, когда жарко, а жир смазывает кожу, чтоб она не пересыхала.
Добавим, что пот и «гусиная» кожа появляется, когда идёт процесс регуляции температуры.
4-я группа. 
Мы пришли к выводу, что складки на коже нужны для осуществления движения.
Сделав отпечатки большого пальца и сравнив отпечатки участников нашей группы, мы пришли к выводу, что рисунок на наших руках не повторялся. Он индивидуален.
У. Давайте ещё сделаем вывод о значении кожи. Для этого вспомним, о чём нам сообщали представители каждой группы. (Слайд 6.)
1.Защищает внутренние органы от повреждения.
2. Не пропускает в организм микробов.
3. Не пропускает в организм воду.
4. Удаляет с потом вредные вещества.
5. Защищает организм от жары и холода.
Знаете ли вы, что на 1кв. см. кожи могут жить до 40 тыс. микробов. Должны ли мы помогать коже избавлению от микробов?(Слайд 7,8)
В начале урока мы говорили, что кожа наша «одежда», которая нас защищает. Нужно ли заботиться о коже? (да.)
Давайте вместе составим правила ухода (заботы) о нашей коже.(Слайд 9)
• Утром и вечером мойся тёплой водой с мылом.
• После мытья руки вытирай насухо, чтобы не появились трещины.
• Не играй со спичками и с огнём, чтобы не обжечься.
• Пользуйся только своим полотенцем, носками, обувью.
7. Рефлексия.
Выбери правильный ответ
Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?
а) обоняние;
б) осязание.
2. Какая она, кожа?
а) хрупкая и жёсткая;
б) мягкая и упругая.
3. На какой коже микробы погибают?
а) на чистой;
б) на тёплой;
в) на грязной.
4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
а) жир делает кожу крепкой и сильной;
б) жир делает кожу мягкой и упругой;
в) жир делает кожу ловкой и стройной.
5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей.
Вставь пропущенное слово
6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу.
а) жир;
б) пот.
7. Найди лишнее
а) защитная;
б) осязательная;
в) опорная;
г) выделительная;
д) регулирует температуру тела.
8. Итог урока. (Слайд 10)
- Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Достигли ли мы поставленных целей?
Подарок:
Советов не давай – советов не беру.
Сама учусь всему, свой опыт мне дороже.
Живу, как журавли, как лесовик в бору,
Воспринимая жизнь душой и кожей.
Н. Леонова.
- Задумайтесь, как можно воспринимать мир кожей?
(Слайд 11)