Конспект урока чтения и развития речи «Старый Мороз и молодой Морозец» (Литовская сказка)


Тема. «Старый Мороз и молодой Морозец»
(Литовская сказка)
Цель: создавать условия для формирования навыков беглого выразительного и осознанного чтения.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить читать целым словом без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
2. Отрабатывать послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.
3. Формировать навык сознательного чтения: учить отвечать на вопросы по прочитанному.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
1. Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.
2. Развитие и формирование фонематического слуха.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, познавательный интерес.
2. Формировать адекватное эмоциональное отношение к описанным событиям, действиям героев, учить обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта.
Оборудование: презентация к уроку, словарные слова, карточки
Ход урока:
Орг. момент:
1. Приветствие
- Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
- К какому уроку приготовились?
- Чему учимся на уроках чтения?

На уроке не молчим,
А красиво говорим.
Руку дружно поднимаем,
На вопросы отвечаем.
Текст стараемся читать
Выразительно, на «пять»!
2. Сегодня я приглашаю вас отправиться в сказку. Закроем глаза и послушаем: что вы слышали? (метель и хруст снега) (слайд 2)
Когда бывает метель, да вьюга? (зимой) - вешается картинка на доску
Какие признаки зимы вы знаете? (Слайд 3)
Назовите зимние месяцы. (вешается на доску)
Словарные слова на доску:
Какая сейчас стоит погода? (морозная) морозная погода
3. Сообщение темы урока:
Морозная погода стоит потому, что старый Мороз и молодой Морозец ещё резвятся в лесу. Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки и узнаем, что произошло, когда молодой Морозец догнал мужика.
Актуализация опорных знаний:
Для этого нам необходимо приготовить речевой аппарат к работе.
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения:
Дыхательная гимнастика:
В зимнем лесу очень чистый воздух, давайте подышим им.
Вдох – носом, выдох – через рот.
Вдох – задержка дыхания – выдох.
Вдох – выдох - задержка дыхания.
Задуть свечи: одну, две, три, четыре, пять.
Работа над чистоговоркой:
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Шо-шо-шо – на лыжах хорошо.
Оз-оз-оз – на улице мороз. (слайд 4)
Упражнения для развития высоты голоса: как воет метель?
Проверка домашнего задания:
Беседа по вопросам:
Как называется раздел, который мы сейчас изучаем, вы вспомните, отгадав загадку:
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил!
Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал?
А что же рисует Мороз на стекле и на снегу? (Зимние узоры)
Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (слайд 7)
Чтение 1 части текста:
Чтение по частям.
Беседа по вопросам по содержанию 1-й части текста:
Почему молодого Морозца считали хвастуном?
Как он заморозил богатого пана? Почему у него это легко получилось?
Опишите, как выглядел мужик.
Работа по теме урока:
Вступительная беседа учителя:
Объясните смысл пословицы:
«Мороз не велик, а стоять не велит!» (слайд 8)
Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно...
Давайте и мы подвигаемся, чтобы снять усталость
(физминутка) (слайд 9 или приложение )Работа над текстом:
Чтение текста учителем:
Словарная работа; (слайд 10)
Прослушивание текста
2) Самостоятельное чтение текста учениками.
3)Беседа по вопросам по содержанию 2-й части текста:
- Что случилось, когда Морозец догнал мужика?
- Как поступил мужик? Тоже начал как пан кутаться?
- Что произошло в лесу?
3) Чтение текста вслух по абзацам.
4) Чтение текста вслух по цепочке.
IV. Итог урока.
- Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?
Потому что мужик двигался – работал.
Объясните эти слова Мужика грела не шуба, а работа (слайд 11)
Дом.задание: стр. 58-59 читать выразительно
Оценки за урок.