Статья на тему Активизация мыслительной деятельности учащихся


Ж.К.Уалиева, учитель русского языка и литературы№ 72,г.Алматы
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
Основная роль школы сегодня – не только дать знания ,умения и навыки но и подготовить учащихся к новым условиям жизни.
Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. Однако русский язык большинство учеников считают одним из самых сложных предметов. Подготовить урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый имеет возможность высказывать свое мнение, проявить собственные возможности, почувствовать и пережить успех – основная цель моей работы. Традиционные приёмы и методы обучения по-прежнему занимают ведущее место на моих уроках.
Основная задача учителя русского языка – сформировать грамотную личность. Но этого недостаточно! Современная жизнь диктует новые требования: чтобы стать успешным, необходимо овладеть неординарным мышлением.
Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, развивающие самостоятельность учащихся. В своей работе использую такие формы, как исследовательские уроки . Но большое предпочтение отдаю развитию критического мышления через чтение и письмо ,которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся, активизирует деятельность учащихся.
Приёмы критического мышления через чтение и письмо считаю очень продуктивными. Они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Но самое главное: усвоение, а затем и воспроизведение ЗУН происходит осознанно. Приёмы интересные, захватывающие. Следовательно, ученики работают активно и осмысленно. Правда, я считаю, что все приёмы целесообразно брать за основу, внося изменения с учётом особенностей класса и даже отдельных учеников.
Меня привлекает это тем ,что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Всё это позволяет развивать такие качества личности, как критическое мышление, , коммуникативность, креативность, самостоятельность, которые необходимы человеку в современном обществе. С моей точки зрения, такая работа побуждает ученика к активной деятельности на всех этапах урока.
На каждой стадии урока уместны определённые методические приемы. Их достаточно много. Я применяю следующие:
Стадия вызова обязательна на каждом уроке. Чтобы активизировать деятельность учащихся, можно использовать приём «ключевых слов». Этот приём очень эффективен при работе с текстом (подготовка к сочинению-описанию, к изложению, при выполнении анализа текста,). Также его можно использовать на всех типах уроков по развитию речи. По записанным ключевым словам можно придумать рассказ или, расставив их в определенной последовательности, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. По ключевым словам легче выполнить любую творческую работу.
8 класс. Текст.
Учитель предлагает ребятам определить ключевые слова по данной теме. Для учеников 8 класса материал хорошо знаком, а потому быстро появляется следующая запись:
Предложение, смысл, тема, стиль, абзац, связь предложений, заголовок, повествование, описание, рассуждение, однородные члены, средства речевой выразительности.Учащиеся называют слово и аргументируют своё мнение: надо доказать «уместность данного термина».
Предложение – текст состоит из предложений. Это минимальная единица текста.
Смысл – предложения в тексте связаны по смыслу. Это непременное условие.
Тема – текст посвящён определённой теме, т. д.
Определив КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА урока, легко по ним составим теоретическое изложение материала, а затем перейдём к составлению текстов. Этот приём хорош тем, что в течение нескольких минут вырисовывается картина всего урока, ученики дают развёрнутое высказывание в виде аргументации.
Стадию вызова можно осуществить при помощи составления словарных карт. С данным видом работы я знакомлю детей в 5 классе, считаю его не только интересным, необычным, но и очень полезным. Работа над словарными словами не всегда увлекает учеников ,а заполнение словарных карт ведется интересно и быстро .А ещё важно, что очень часто мы обращаемся к толковому словарю.

Ценность данного вида работы в том, что одновременно проводится работа по орфографии, лексике и развитию речи, а также дети учатся систематизировать имеющийся материал и активно искать новую информацию. Я провожу такую работу, когда знакомлю детей с новыми словами. Работа способствует не только пополнению словарного запаса, но и формирует отношение к языку как к системе Как бы ни менялись требования к современному уроку, работа по орфографии на уроках русского языка всегда останется главной. А значит, нужно так активизировать деятельность учеников, чтобы они и поняли, и запомнили, и чтобы им было интересно. Должен быть определённый алгоритм понимания.
Ряд слов для работы __________ вид правила _______ пометка
ПРИБЛ..ЖЕНИЕ – вставим И, ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ – БЛИЗОСТЬ +;
РА…Б…ЖАТ…СЯ – на конце приставки З, ПЕРЕД ЗВОНКИМ, в корне Е, проверим бег – проверяемая гласная в корне, -ться – неопределённая форма глагола +;
ЗАГ...РЕЛСЯ – правописание корней с чередованием, О без ударения +;
РА..КАЗ..– ?;
(НЕ) СПИТСЯ– пишем НЕ раздельно, НЕ с глаголами пиши раздельно +;
(НА)КНИ…К… - НА – предлог,- предлоги со словами пишутся раздельно, В корне пишем Ж, проверим КНИЖЕЧКА, в окончании пишем Е, I скл., П.п., +;
(В)МОЛОКЕ - -;
(НИ)КТО – ПИШЕТСЯ СЛИТНО, ?
Пометки мы используем следующие:
Знаком «плюс» + мы отмечаем хорошо знакомое правило, не вызывающее затруднения, «могу объяснить».
Знаком «минус» - отмечается то, что ученик не знает.
Знаком «вопрос» ? отмечается то, что, написав правильно, ученик не может объяснить. Таким образом, учитель сразу видит, какие правила усвоили ученики хорошо, а над чем надо серьёзно поработать. Алгоритм анализа правила:
Название.
Что пишется (норма).
В каком случае (условие).
Как действовать? (решение).
Исключение.
Графический комментарий.
Важно, чтобы его усвоили все ученики.
На начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учеников опыта и знаний, приём «Корзина» идей, понятий, имен… очень эффективен. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу(индивидуальная работа)Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти знания и понятия будут связаны в логические цепи. Данный приём активизирует деятельность учеников, каждый стремится «бросить» в «корзину» свой ответ.
Приём очень напоминает традиционное фронтальное повторение, но есть и существенная разница: работа индивидуальная – групповая – коллективная. Элемент игры – все сведения помещаются в корзину. Работа проходит быстро, живо, активно. И результат виден сразу у каждого ученика: кто-то наполнил корзину, а кто-то не вспомнил, воспользовался подсказкой. Исходя из этого, и строится урок, и с учётом пробелов можно дать индивидуальное домашнее задание.