ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Творческий подход к домашнему заданию по русскому языку»
«Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием учебной деятельности; способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе »
Н. Запольский, 1884г.
Цель
осознание проблемы домашнего задания в современном мире, анализ ее с разных позиций;
представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования;
Домашнее задание: это право ребёнка заниматься во внеурочное время или ежедневная обязанность?
Домашнее задание.
Полезное, интересное.
Выполнять, повторять, размышлять.
Без терпения нет умения.
Знание.
Домашнее задание
Утомительное, нудное
Занимаюсь, не отдыхаю, устаю
Домашнее задание – очень неудобно
Время.
Противоречия вызывающие домашние задания
«Учителей больше всего не устраивает неуспеваемость детей в прямом смысле этого слова – многие дети не успевают усвоить к заданному сроку обязательный программный материал.»!
«Родителей не устраивает то, что для обеспечения успехов детей в учебе приходится прибегать к помощи репетиторов, дополнительным занятиям дома, а подчас и к выполнению домашних заданий за детей. Родителей не устраивает то, что за школьные успехи дети часто платят здоровьем, что они не застрахованы от унижений и оскорблений»
«Учащихся не устраивает то, что в условиях школы постоянно приходится ожидать каких-либо неприятностей, что школа претендует на все их свободное время, хотя для нормального развития важна не только школьная учеба, но необходимы и творческие занятия, и спорт, и общение со сверстниками».
Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии.
1. Отсутствие общих учебных умений:
не владеют приёмами учебного труда;
не усваивают программный материал;
не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.
2. Недостатки в развитии:
неустойчивое внимание;
замедленный темп работы;
инертность мышления;
слабые навыки чтения;
низкий уровень речевой культуры;
отрицательное отношение к учению.
3. Отношения с участниками образовательного процесса:
трудности в общении с учителем;
трудности в общении с родителями; воспитателями;
трудности в общении со сверстниками
Виды домашних заданий
Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для учащихся.
Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.
Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.
Выделяют три уровня домашнего задания:
1-й уровень – обязательный минимум. Цель: закрепление знаний.
2-й уровень – тренировочный. Цель: отработка умений и доведения их до автоматизма.
3-й уровень – творческий. Цель: добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей.
На мой взгляд, именно система творческих домашних заданий решит много задач, а именно:
Стимулирование познавательного интереса учащихся;
·        Повышение мотивации к учебному процессу;
·        Воспитание самостоятельности школьников в учебно- познавательной
деятельности
и ответственности за выполняемую работу;
·        Развитие самоконтроля при выполнении задания;
·        Выявление и развитие творческих способностей детей;
·        Получение более глубоких и широких знаний по
предмету;
·        Воспитание информационной культуры;
·        Формирование исследовательских умений (выявление проблемы,сопоставление,
формулирование гипотезы);
·        Всесторонне развитие личности.
Существует много форм и видов творческих видов работ, и педагоги давно и успешно их используют:
Подготовка викторины по определенной теме;
·        Рисунки, иллюстрирующие правила или тексты;
·        Написание рецензии;
·        Составление алгоритмов, таблиц по теме;
·        Составление кроссвордов;
·        Анализ дополнительного материала по теме;
·        Реферат;
·        Презентация;
·        Буклет;
·        Подготовленное устное выступление на определенную тему;
·        Сочинение, стихи;
·        Цитатный план;
·        Составление тестов;
·        Участие в конкурсах;
·        И многие другие

Есть в реализации системы творческих домашних заданий и проблемы. Вот несколько из них.
Проблема 1: творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у школьников уже есть достаточные знания и умения по предмету, творческое мышление, опыт творческой деятельности. Другими словами, неподготовленным к творческой деятельности учащимся бесполезно предлагать творческие домашние задания.
Решение проблемы: начинать работу с учащимися уже с пятого класса. А еще лучше держать тесную преемственную связь с младшим звеном школы и вместе с учителями начальных классов выработать стратегию применения творческих домашних заданий и уже с 1-го класса развивать творческое мышление.
 
Проблема 2: в классе, как правило,  учащиеся с различным уровнем способностей, а именно:
1) Способные, понимающие новый материал с первого объяснения, имеющие высокую мотивацию к учению, сформированные учебные навыки.
2)  Учащиеся с несформированными учебными навыками, замедленным мыслительно-психическим процессом. У них крайне низкая мотивация к учению.
3)   Учащиеся без особых способностей, но имеющие учебные навыки, удовлетворительно усваивающие учебный материал, желание и интерес к учебе у них непостоянный.
Проблема состоит в том, что все эти учащиеся находятся в одном классе, и всех их нужно научить.
Решение проблемы:  предлагать дифференцированные задания, давая право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в классе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, рождает интерес к предмету, повышает мотивацию к учению, способствует оптимизации психологической и физической нагрузки учеников.
Проблема 3: подготовка творческих домашних заданий занимает у ученика много времени .
Решение проблемы: давать на выполнение не меньше недели (а при необходимости и больше), чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки.
Также эффективной будет проектная деятельность, когда каждый учащийся работает над своей частью проекта в течение какого-то времени, а затем все оформляется в конечный продукт деятельности.
 
Проблема 4: проверка творческого домашнего задания требует и от учителя много времени. Не всегда это можно сделать на уроке. А игнорировать проверку домашнего задания нельзя, иначе у школьников возникнут сомнения: обязательно ли его выполнять, раз оно не проверяется.
Решение проблемы:
1.Предлагать учащимся выполнять домашнее задание с использованием ИКТ. Тогда учитель сможет после уроков проверить задание, которое школьники скинули с флеш-карты на компьютер. Наиболее удачные работы можно будет потом вынести для эмоциональной оценки на суд всего класса.
2.В начале года составить план-график проведения творческих домашних заданий со списком тем и времени сдачи заданий, разместить его на стенде в кабинете. Данный план может, конечно, корректироваться в течение года.
3.Использовать внеурочную деятельность с презентацией своих работ (выставки, литературный клуб), принимать участие в конкурсах различных уровней.
Творческое домашнее задание – это как раз один из путей воспитания познавательного интереса и развития творческих способностей, а значит продуктивного обучения. А возможности информационных технологий сделают домашнюю работу еще интересней для учеников, т.к. позволят сэкономить время в поисках нужной информации и оптимизирует учебную нагрузку. 
Требования к организации домашней работы:
Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.
Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания.
Постепенное и последовательное усложнение заданий.
Взаимосвязь классной и домашней работы
Факторы, определяющие успешность выполнения домашних заданий.
Внешние факторы:
правильный режим работы;
оборудование места для занятий;
определение оптимального порядка приготовления уроков.
Внутренние факторы:
умение регулировать собственное поведение;
умение быстро включаться в работу.
Уверенность = Успех = Удовольствие
Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом:
если ему понятна суть работы;
если он видит позитивный результат, который положительно оценивается
окружающими;
если, справившись с трудным
заданием, он испытывает
удовлетворение.
Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов, одним словом, является результатом успешной учёбы в школе.
Закончить доклад мне хочется словами Иммануила Кант
«Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием,
но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».