Программа формирования безопасного и здорового образа жизни Здоровое детство — здоровая жизнь!


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрено
на заседании ШМО
воспитателей
Протокол № _____
от «___» __________ 2016 г.
Руководитель ШМО
_____________
О.С. Бубенчикова Утверждено:
Приказ № _____
от «___» ________ 2016 г.
Директор КГБС ОУ
«Алейская общеобразовательная
школа-интернат VIII вида» __________ О.В. Крапп
ПРОГРАММА
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
«Здоровое детство - здоровая жизнь!»
на 2016-2019 годы
Воспитатель: Фирсова С. Г.
г. Алейск
2016 год
 
  
Пояснительная записка
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.
Всемирная организация здравоохранения трактует здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Следовательно, целостное понимание здоровья подразумевает не только единство здоровья организма, но и организма и личности со свойственным им уровнем развития, степенью развитости мышления, определённым менталитетом, позволяющим проявлять некую меру трудоспособности, социальной активности, которая, в свою очередь, определяется стратегией жизни человека, степенью его влияния на жизненные обстоятельства.
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Решение этой проблемы - сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинских работников, психологов, родителей. Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья и безопасность обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей культуры.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. КГБОУ «Алейская школа - интернат» относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью
Реалии сегодняшнего дня все острее ставят перед государством и обществом вопросы, связанные со здоровьем. Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей школьного возраста, ведь именно в этот период молодой неокрепший организм подвержен различным заболеваниям. Особая роль принадлежит учебным учреждениям, которые должны не только создавать комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных физических, психических и интеллектуальных особенностей детей, но и приучать школьников к здоровому образу жизни, вести профилактику заболеваний, помогать сохранять здоровье обучающихся. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Актуальность темы здорового и безопасного образа жизни подтверждают статистические показатели Российской академии медицинских наук. Большая часть детей имеет тяжелейшие функциональные и органические расстройства, приобретая их в детском возрасте и закрепляя в виде хронических болезней на выходе из школы. Прямую угрозу представляют распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников. В 10-11 лет курят 17% подростков и употребляют алкоголь до 39%, к 15-17 годам их число возрастает до 73%. К 30 годам эти люди становятся инвалидами и тяжелыми "хрониками". По данным НИИ педиатрии физиологически здоровыми рождаются не более 14 % детей, 25-35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания, 90- 92 % выпускников школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны, только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми. Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное нарушение психомоторного развития. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения. В силу этих причин, проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области.Необходим комплексный подход по отношению к детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Только совместная работа классных руководителей, педагогов-предметников, воспитателей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, родителей может дать реальные результаты.
Основная цель Программы - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной и воспитательной программы общего образования.
Основные задачи:
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- научить воспитанников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
- сформировать навыки позитивного общения;
- научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Программа рассчитана на период с 2016 по 2019 гг.
Нормативно-правовая и документальная основа:
1.  Закон РФ «Об образовании» и содержащихся в нем двух основных положениях:
а) о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности (ст.2);
б) об обязанности образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).
2.  Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3.03.99.
3. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
4. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.93, №5487-1.
5. «Конвенция о правах ребёнка».
Ожидаемый результат:
1.  Изменение у всех участников образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый и безопасный образ жизни.
2.  Формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
3. Повышение уровня знаний воспитанников по вопросам здорового и безопасного образа жизни, информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.
4.  Формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма, основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
 Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя - предметники (ОБЖ, биология, физкультура, и др.);
- воспитатели;
- врач - педиатр, закреплённый за учреждением;
- медицинский работник школы;
- школьные специалисты (психолог, социальный педагог);
- родители.
 
Этапы реализации программы:
 
1 этап - предварительный (сентябрь -  декабрь 2016 года):
 Цель: дать оценку условиям  воспитательной работы по программе «Здоровое детство - здоровая жизнь!»
Задачи:
1.Завести на каждого воспитанника паспорт здоровья.
2 этап - подготовительный (2016 - 2017 учебный год):
Цель: анкетирование, тестирование воспитанников по выявлению знаний по формированию культуры безопасного, здорового образа жизни.
Задачи:
1. Провести анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к   вредным  привычкам.
2. Изучить новые формы и методы пропаганды ЗОЖ и их внедрение.
3.Разработать систему профилактических и воспитательных мероприятий.
3 этап - основной (2017 - 2019г.г.):
Цель: реализация мероприятий по здоровьесберегающему направлению воспитательной работы.
Задачи:
1.Провести систематическую учебную и воспитательную работу по пропаганде ЗОЖ.
2. Проводить оздоровительные мероприятия в рамках программы.
3. Внедрить в практику работы здоровьесберегающие технологии.
4. Провести профилактическую работу по предупреждению заболеваний.
5.Содействовать качественному и рациональному питанию воспитанников.
4 этап - аналитический (ноябрь - декабрь 2019 года)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы.
2. Провести анализ полученных данных, соотнести полученные  результаты
с поставленной целью.
3. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мероприятия по реализации программы
№ Содержание работы Сроки Ответствен-ныеСистема целесообразных форм и мер организации работы
1 Поддержание санитарно - гигиенического режима в группе в течение года медработник
воспитатель 1.Контроль соблюдения светового и теплового
режима, графика проветривания.
2.Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
2 Эстетическое оформление интерьера группы (разведение цветов, оформление уголков) в течение года воспитатель Участие в общешкольном конкурсе на лучшее оформление уголка спальни
3 Организация активного отдыха
воспитанников постоянно воспитатель 1.Проведение подвижных игр во время прогулки. 2.Организация физминуток .3.Организация прогулок и экскурсий.
4 Совместная работа с психологом по организации психологической разгрузки детей постоянно, по мере необходимости психолог
воспитатель
1.Коррекционно-развивающие занятия.
2. Посещение сенсорной комнаты.
5 Проведение мероприятий по профилактике травматизма опорно-двигательного аппарата и  оказа-нию первой медицинской помощи. повседневно медработник
воспитатель Проведение инструктажей о
Правилах безопасного поведения.
6 Проведение мероприятий по привлечению воспитанников к здоровому образу жизни. по плану воспитатель,
медработник - конкурс рисунков;- выпуск стенгазеты;- проведение бесед;
-мониторинг.
 
2. Уровень здоровья детей. Мероприятия по сохранности и укреплению здоровья воспитанников.
№ Содержание работы Сроки Ответствен-ныеСистема целесообразных форм и мер организации работы
1 Постоянный контроль за состоянием здоровья воспитанников:
профилактичес-кие мероприятия;
приём лекарственных препаратов; осмотр воспитанников при обращении к медработнику.
в течение года школьный медицинский работник, воспитатель 1.Индивидуальные консультации о состоянии здоровья детей и выполнение рекомендации врача по его восстановлению.
2.Лекции медработников для воспитанников по определённой тематике.
2 Способствовать улучшению качества медицинского обслуживания. постоянно школьный медицинский работник, воспитатель Консультации у врача - педиатра, закреплённого за школой, по состоянию здоровья воспитанников.
3 Профилактическая работа во время эпидемий. по мере надобности медработник, воспитатель 1.Беседы с детьми.
2.Контроль за температурой детей.
3.Содействие в оказании экстренной медицинской помощи.
4.Строгий контроль за соблюдением правил личной гигиены.
3. Гигиеническое, санитарно - просветительное воспитание школьников
№ Содержание работы Сроки Ответственные Система целесообразных форм и мер организации работы
1 Операция “Чистюля” 1 раз в неделю воспитатель, санитарный сектор 1.Санитарные рейды.
2.Коррекционные практикумы.
3.Беседы с детьми о
соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил.
2 Пропаганда литературы по здоровому образу жизни. по плану библиотекарь, воспитатель 1.Проведение цикла бесед.
2.Библиотечный урок.
3 Организация лекториев для воспитанников по пропаганде безопасного и здорового образа жизни. по плану медработник, психолог, воспитатель. 1.Организация встреч с врачами - узкими специалистами.2.Индивидуальные консультации со специалистами школы.
4. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
№ Содержание работы Сроки Ответственные Система целесообразных форм и мер организации работы
1 Тестирование школьников
5 - 9 классов по выявлению склонностей к вредным привычкам.
Анализ Рекомендации 2 раза
в год воспитатель 1.Проведение анкетирования по выявлению склонности к вредным привычкам
2.Выработка рекомендаций по итогам анкетирования и планирование работы по проблеме.
2 Участие в проведении: международного дня борьбы со СПИДом; международного дня борьбы с курением по плану воспитатель,
медработник - Конкурс рисунков;- выпуск стенгазеты;- беседы;
- воспитательские часы.
3 Распространение памяток для родителей
«Берегите своих детей!» по плану воспитатель 1.Индивидуальные встречи с родителями.
2.Родительское собрание.
5. Физкультурно - оздоровительная работа
№ Содержание работы Сроки Ответственные Система целесообразных форм и мер организации работы
1 Анализ занятости детей физкультурой и спортом:- определение группы здоровья- занятость в спортивных кружках на начало и конец учебного года воспитатель, учитель физкультуры, медработник 1.Посещение спортивных мероприятий и анализ занятости детей в них.
2.Совместная работа с медработником.
2 Ознакомление детей с общешкольным планом спортивных мероприятий на год. сентябрь учитель физкультуры,
воспитатель Организацион-ный воспитательский час по плану воспитательной работы на год.
3 1.Проведение
занятий по ОБЖ.
Содействие в занятости детей в кружках, формирующих основы здорового образа жизни. в течение года Воспитатель, физрук 1.Участие воспитанников в общешкольных спортивных мероприятиях.
2.Посещение кружка ОФП.
3.Воспитатель-ские часы.
 
  Приложение №1
Примерная тематика воспитательских часов по пропаганде здорового образа жизни
1.Режим дня.
2.Чистые руки - чистое тело, смело берись за любое дело.
3.Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
4.Укусы насекомых.
5.Что значит - быть здоровым человеком?
6.Безопасное поведение в школе.
7.Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.
8.Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха.
9.Питание - основа жизни.
10.Шалости и травмы.
11.Режим дня школьника
12.Сам себе я помогу и здоровье сберегу.
13.Как защититься от простуды и гриппа.
14.О вреде табачного дыма.
15.Правильное питание - залог здоровья.
16.Вредные привычки.
17.Поведение в экстремальной ситуации.
18.Предупреждение заболеваний.
19.Гигиена тела.
20.Здоровый образ жизни.
21.Как сохранить здоровье.
22.Курильщик - сам себе враг.
23.Правила личной гигиены подростка.
24.Влияние наркотиков на жизненный стиль.
25.Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях.
26.Инфекционные заболевания и иммунитет подростка.
27.Употребление психотропных веществ как слабость воли, болезнь.
28.Бытовой и уличный травматизм.
29.Выход есть: живи без вредных привычек.
30.Гигиена тела - основа здорового образа жизни.
31.Нравственное здоровье.
32.Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека.
Приложение №2
 
 
  ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
 
  Ф.И.О._______________________________________
 
  Возраст______________________
 
 
 
№ Показатели  
Возрастные нормы На начало года На конец года
1.       Рост (см)    
2.       Вес (кг)    
3.       Пульс    
4.       Артериальное давление    
5.       Зрение    
6.       Осанка    
7.       Состояние стопы    
8.       Самочувствие    
9.  Настроение    
10.  Сон    
11.  Аппетит    
12.  Мои "вредные привычки"    
13.  Рекомендации себе    
 
 
 
                                Приложение №3
 
 
  Примерный комплекс
упражнений для физкультминуток
Физкультминутки
Примерный комплекс упражнений физкультминуток (ФМ) (разработан в Научном центре здоровья детей РАМН)
  ФМ для улучшения мозгового кровообращения
 1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный
 2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
 
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
 
1. И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперёд, левую руку вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд, затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
 2. И.п. – стоя или сидя, кисти наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
 3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
 
 Физкультминутки для младших школьников (1-5 класс)
 
  Двигательные минутки
 
«Цапля»
Дети стоят друг за другом (по 5 человек). По команде они прыгают на одной левой ноге друг за другом, пытаясь схватить рукой прыгающего впереди партнёра. Если это удаётся, то вся группа-команда, образует единый прыгающий круг. Это упражнение полезно проводить, если ребятам предстоит трудная и однообразная работа, например при написании изложения.
«Грёзы»
Дети садятся на стулья по кругу друг за другом, кладут голову на руки на спинку стула, закрывают глаза и считают про себя от 1 до 50. Во время выполнения задания можно включить тихую музыку. После того, как дети откроют глаза, они должны поделиться впечатлениями о том, что им грезилось во время счёта и слушанья музыки. Выполнения этого упражнения помогает отработке навыка счёта в пределах 100, даёт возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, развивает речь, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей учащихся.
«Зайка»
Достаём носовой платок, возьмём за два противоположных угла по диагонали, закрутим и не туго завяжем два раза. Два уголка от второго маленького узелка поднимем вверх – «ушки», а от большого – «хвостик». Можно игру сопровождать стихами.
А также можно использовать следующие приёмы:
Ребёнок расправляет платок у себя на парте и кладёт на него голову. Руки вытянуты вперёд и не сжаты в кулаки. Звучит музыка, которая способствует расслаблению.
Платок можно использовать, как предмет, под который можно «что-то» спрятать, а потом угадывать закрытыми глазами, ощупывая его, или с открытыми, не дотрагиваясь до предмета.
«Кругосветное путешествие»
Упражнение нужно выполнять в паре. Массаж проводят в среднем темпе, который успокаивающе действует на нервную систему, вызывает расслабление всей мускулатуры. Это упражнение проводится при помощи воздушного шара по заданию учителя:
- катают мягко и нежно воздушный шар по туловищу;
- по рукам;
- по голове;
- по спине.
«Игра с пальцами»
 Развитие координации движений, внимания, слуховой памяти, умения выполнять чётко команды учителя.
«Муравей перелезает через угол книги. Он осматривается и обдумывает, куда ему сейчас направится и быстро пробегает три шага вперёд. Он снова останавливается, осматривается и бежит пять шагов вперёд, чтобы потом снова остановиться. Взгляд налево, взгляд направо, и снова бежит, но уже к другому углу книги. Там он замедляет своё шаг и идёт очень спокойно вдоль внешнего края книги. Подойдя к следующему углу книги и осмотрев противоположную сторону, он разворачивается, бегло осматривает край книги и бежит обратно. Это должно быть очень интересно, думает он, пройтись размеренным шагом по краю книги прямо до следующего угла! Взволнованно вытягивает он одну ногу, потом вторую и начинает маршировать. На следующем углу он останавливается, поворачивается два раза вокруг себя и спешно бежит в середину. Там он поднимается на задние лапки и смотрит вверх. Потом, слегка приплясывая, он обегает всю книгу, ложится в уголок и засыпает».
Руки детей играют роль муравья, глаза при этом закрыты. История воспринимается детьми с закрытыми глазами.
«Ветер»
Нужно сделать глубокий вдох и медленно дуть на кусочек ваты, постараться на выдохе догнать-докатить комочек ваты до края стола, но не уронить, не сдуть на пол.
Задание на релаксацию
«Доброта»
Учащиеся сидят за своими партами в руках держат комочки ваты. По сигналу учителя они закрывают глаза, подносят комочки ваты к лицу и под рассказ учителя начинают поглаживать своё лицо: «У каждого человека есть добрый ангел. Он охраняет человека от злобы и горя, обит и неудач. Человек спит, а ангел вершит добрые дела. Он опускается на лоб человека и поглаживает его, затем опускается на глаза и легонько ласкает их, делает глаза человека умными и ясными. Добрый ангел касается лица человека, его головы, и всё плохое уходит прочь, уступая место добрым мыслям и делам». Это упражнение помогает преодолевать закрытость характера, озлобление, снижает эмоциональное и духовное напряжение.
 
Двигательные упражнения с карандашом
 1.Удержать карандаш большим и указательным пальцами (правой и левой) руки, передавать дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянными пальцами, мизинцами.
 2. Перекладывать карандаш с левой стороны стола на правую сторону, удерживая его между пальцами (передавать карандаш с одного пальца к другому, как описано выше), держать карандаш вертикально двумя пальцами и быстро передавать из левой руки в правую руку и наоборот;
 3. Крутить карандаш двумя указательными, средним и безымянным пальцами.
  Психогимнастика 
Игра «Радуга»
Дети проговаривают вместе с учителем:
«Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок…»
Под это стихотворение дети закрывают глаза, мысленно представляют летний пейзаж и покачивают туловищем из стороны в сторону, держа руки над головой. Затем открывают глаза и снова закрывают, садятся за столы и расслабляются. Учитель показывает цвет; играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» его. Через 3–5 секунд он просит одного из игроков охарактеризовать то, что он видел.
Учитель должен помнить, что созерцание и представление различных цветов радуги оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, синий цвет положительно влияет на зрение и слух, желтый - на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый - на сердечно -сосудистую систему.
 
  Пальчиковая гимнастика «Паучок»
На изогнутый сучок
Сломанный, осенний,
Опустился паучок
Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.
С крестиком на спинке
Указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.
Свил уютный гамачок,
Пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.
Сам - в сторонку
Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.
И…молчок!
Правый указательный палец приложить к губам.
 
  Дыхательная гимнастика Стрельниковой 
1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.
2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.
 5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.
6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.
7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.
8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.
 
Представляют интерес так называемые «оживлялки». Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:
Упражнение 1:
• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
• щеки – вверх – вниз (10 раз);
• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
Упражнение 2:
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).
Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроках является психогимнастика. Школьники с удовольствием откликаются на задание учителя войти в образ сказочного или литературного героя. В начальной школе эмоционально настроиться на работу на уроке помогает вхождение в образ внимательного, старательного и активного ученика.
 
 
 
 
 
 Приложение №4
Гимнастика для глаз
Упражнения по методике профессора Э.С. Аветисова:
1.Сначала плотно закрыть глаза, затем широко открыть. (5-6 раз) Поморгаем.
2.Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, вправо, влево. (6-7 раз)
Поморгаем.
3.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд.
(6-8 раз) Поморгаем.
4.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца.
(1 минута) Поморгаем.
5.Голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. (10-12 раз) Поморгаем.
6.Вращать глазами по кругу, сначала в одну, затем в другую сторону.
(1 минута) Поморгаем.
7.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считая до пяти.
(4-5 раз) Поморгаем.
8.Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. (4-5 раз) Поморгаем.
9.Вытянуть правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца. (4-5 раз) Поморгаем.
10.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, считая до 4, затем перевести взор вдаль, считая до 6. (4-5 раз) Поморгаем.
11.Сидя, руки вытянут вперёд прямо перед собой, посмотреть на кончики пальцев. Затем поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, сделать вдох. Руки опустить и выдохнуть. (4-5 раз) Поморгаем.
12.Рисуем глазами геометрические фигуры. Поморгаем.
13.На оконном стекле, на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30-35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3-4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.
Методика офтальмолога У.Бейтса1.Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний; повторить не менее 50 раз.3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.4. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 секунд, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.
7. Закрыть глаза и выполнять круговые движения глазным яблоком 10-15 секунд, отдыхаем и повторяем ещё 3 раза.
8. Быстро моргать 1-2 минуты.
9.Закрыть глаза, подушечками трёх пальцев рук слегка подавить на верхние веки 2-3 секунды и убрать пальцы. (3-4 раза)
Спустя месяц сделать паузу на 2-3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.
 Глазам, как и другим органам, нужен отдых, нужна гимнастика.
Поработали глаза напряженно минут 20-25 - посмотри в окно, вверх на небо. Достаточно нескольких секунд. После 45 минут работы над уроками устрой себе, как в школе, перемену минут на 5-10.
Приложение № 5
Анкета
по выявлению подверженности воспитанников
вредным привычкам
I. Алкоголь
1. Употребляете ли вы алкоголь?а) даб) нет
2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)а) чтобы снять напряжение (стресс)б) чтобы повысить своё настроениев) чтобы поддержать компаниюг) ваш вариант ответа ___________________________________________________
3. Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?а) даб) нет
4. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?а) ежедневноб) не более трех раз в неделюв) не более двух раз в месяц
5. С какого возраста Вы начали употреблять спиртные напитки?а) с 6-8 лет
б) с 8-12 летв) с 12-16 лет
II. Курение1. Курите ли Вы?а) даб) нет
2. Количество выкуриваемых Вами сигарет?а) 1-10 сигарет в деньб) 10-20 сигарет в деньв) более пачки в день
3. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)а) желание повзрослетьб) влияние компаниив) хотел попробоватьг) свой ответ _________________________________________________________
 4. С какого возраста Вы начали курить?а) с 6-8 лет
б) с 8-12 летв) с 12-16 лет 
 
 
 
Литература
 
 
 
1. Закон РФ «Об образовании» и содержащихся в нем двух основных положениях:
 
а) о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности (ст.2);
 
б) об обязанности образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).
 
2.  Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3.03.1999.
 
3. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
 
4. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.93, №5487-1.
 
5.  «Конвенция о правах ребёнка».
 
6.   Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» - М.: АПК и ПРО, 2002г.
 
7.  Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» М.: «ВАКО», 2004г.
 
8.  Школа здоровья. «Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Т.1. // И.В. Кузнецовой.         – М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003г.