Конспект по окружающему миру на тему: Земля- наш общий дом

Окружающий мир
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Природные зоны холодного пояса.
Цели:
– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра.
Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра.
Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.
Оборудование: схематическая контурная карта на доске, карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», видеофрагмент из фильма ВВС «Как животные делают это?».
Этапы
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов

Орг.момент



. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3 1 4 1
- Здравствуйте ребята



– Что можно сказать про различные условия обитания на Земле? (Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.)
– Сегодня мы более подробно остановимся на двух природных зонах и выясним, как там протекает жизнь экосистем.
Работа в группах.
– Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете, мы к нему сами подготовимся.
– Давайте посмотрим на плакат «Природные зоны холодного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса).
(Другой вариант – карточки с иллюстрациями: покрытое снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом расположено солнце; на поверхности Земли еле видный слой мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов.
В каждой группе по 3–4 карточки.)
– Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.)
1. Определили, куда мы отправимся?
2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?
3. Предположим, кого мы там можем встретить?
– Чему будет посвящен наш урок? (Мы будем говорить об экосистемах холодного пояса.)
– На какие вопросы нам следует найти ответы?
1. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям?

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)
– Какие умения формировали?


Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



·
·. Совместное открытие знаний.
1 4 2 3 4 3
Работа в группах.
– Итак, отвечаем на первый вопрос. Можно ли разделить иллюстрации на группы? (Их можно разделить на две группы. Первая – это льдины, вторая – это иллюстрация с растениями.)
– Какое предположение можно сделать? (Мы считаем, что в холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа. С одним из них – тундрой – мы ознакомились на прошлом уроке.) Просмотр видеофрагмента, подтверждающего выводы ребят. Или обращение к учебнику одним из участников команды у доски. Он должен очень быстро просмотреть содержание и найти название второго пейзажа (с. 14). (Мы считаем, что второй пейзаж можно назвать зоной ледяных пустынь.)
– Ответим предварительно на второй вопрос. Кого мы можем там встретить?
Группы отвечают на вопросы.
Работа в учебнике.
– Теперь с помощью учебника разберёмся в том, что собой представляет зона ледяных пустынь (с. 14–15). Параллельно будем отвечать на наши вопросы.
Работа с плакатом.
– Поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Кого мы можем поселить на иллюстрацию ледяных пустынь?
Группы высказывают свои предположения и прикрепляют на иллюстрацию ледяных пустынь животных из разрезных картинок.
– Далее разберите живые организмы по их профессиям.
К каким выводам вы пришли? (Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль «мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.)
– Как же им удаётся выжить в таких условиях, как вы считаете, ребята?
Далее просмотр фильма о жизни на полюсах.
Ответы детей:
– Мы считаем, что каждое животное по-своему приспосо-билось к жизни за Полярным кругом, но есть нечто общее:
– тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;
– под мехом находится жировая прослойка, которая не даёт им замёрзнуть;
– многие из них отличные пловцы;
– почти все питаются рыбой;
– на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более тёплые места;
– некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. А полярная крачка живёт половину года на одном полюсе, а половину – на другом.
Работа в учебнике.
– Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы те же.
1. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям?
Ответы детей.
– Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.
– В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много разных птиц. В почве можно встретить многочисленных «мусорщиков». Летом в тундре много комаров. Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных пустынь.
– Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.
1. Куда мы отправились?
2. Что нужно было бы взять в дорогу, как одеться? Почему?
3. Кого мы там могли бы встретить?
– Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?
– Как называется книга, куда помещают растения и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным?

– Что мы делали?
– Какое умение формировали?


Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



·
·
·. Применение нового знания.
Работа в учебнике.
– Расскажите о пищевой цепочке, с.14.
– Ответьте на вопросы, с. 15.
– Проверим, как каждый из вас справится с заданием самостоятельно.
1) Задание 3 и 4 в Рабочей тетради.
2) Ребятам необходимо закрасить области, относящиеся к зонам холодного пояса, на карте.
– Ребята, выберите из материала учебника информацию, которую можно было бы поместить в нашей газете под рубрикой «Это интересно» или в альбоме-проекте.




·V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты? 4


V. Домашнее задание.


По усмотрению учителя.


Деятельность учеников:
– узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу.