Рабочая программа кружка Уроки нравственности 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».
За основу программы взята программа Л.В.Мищенкова «Уроки нравственности,или «Что такое хорошо и что такое плохо».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель:
создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
Вырабатывать навыки самоанализа.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Организация образовательного процесса
Программа состоит из разделов:
Правила поведения в школе.
О добром отношении к людям.
Как стать трудолюбивым.
Правила опрятности и аккуратности.
Правила поведения на улице и дома.
Школьный этикет.
Культура общения.
Общечеловеческие нормы нравственности.
Дружеские отношения.
Понять другого.

За время обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения, получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.
Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
Практические (упражнения)
Формы занятий:
Беседа
Деловая игра
Ролевая игра
Практические занятия
Дискуссия
Работа творческой группы
Обсуждение литературных произведений
КВН
Литературный конкурс
Конкурс сочинений
Конкурс стихотворений
Конкурс рисунков
Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.
Для реализации программы созданы условия:
В кабинете имеется интерактивная доска.
Рабочее место учителя оснащено компьютером.
Есть выход в интернет, имеется медиатека.
Разработана рабочая программа.
Составлено методическое пособие «Уроки нравственности».


Объем программы:
На реализацию кружковой работы «Уроки нравственноста» в 1 классе отводится 33 часов в год (1 час в неделю)
Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся знают:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
4. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
5. Заповеди и правила этикета.
6. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
7. Афоризмы.
Умеют:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Исполнять заповеди.
11. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
12. Выполнять общение.
13. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
14. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебно-тематический план

п/п
Наименование разделов и тем.


Раздел № 1
Правила поведения в школе

1.
Правила поведения на уроке и на перемене.

2.
Правила поведения в общественных местах.

3.
Вот и стали мы учениками.

4.
Профессий много есть на свете.

5.
Правила поведения в библиотеке.





Раздел № 2
О добром отношении к людям

6.
Что такое «добро и зло».

7.
«Ежели вы вежливы».

8.
Добрые и не добрые дела.

9.
Ты и твои друзья.

10.
Помни о других – ты не один на свете.


Раздел № 3
Как стать трудолюбивым

11.
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

12.
Наш труд в классе.

13.
Мой труд каждый день дома.


Раздел №4
Правила опрятности и аккуратности.

14.
Культура внешнего вида.

15.
Каждой вещи своё место.

16.
Умейте ценить своё и чужое время.


Раздел №5
Правила поведения на улице и дома.

17.
Как вести себя на улице и дома.

18.
Познакомьтесь: это я!


Раздел №6
Школьный этикет.

19.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

20.
Учимся приходить на помощь.


Раздел № 7
Культура общения

21.
Этикет.

22.
Устное и письменное приглашение на день рождения.

23.
Учимся дружить.


Раздел №8
Общечеловеческие нормы нравственности

24.
В царстве Мойдодыра».

25.
Дал слово держи.

26.
Учимся быть добрыми.
Раздел №9
Дружеские отношения

27.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

28.
Преданный друг.

29.
О доброте и бессердечии.

30.
Об уважительном отношении к старшим.

31.
Спешим на помощь.

32.
В городе лекарственных растений.

33.
Отправляемся в путешествие.






















































































Описание содержание разделов
Раздел 1: Правила поведения в школе
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям.
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым.
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности.
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома.
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет.
Раздел 7: Культура общения.
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности.
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 9: Дружеские отношения.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талица
Фалёнского района Кировской области

«Рассмотрено на педагогическом
совете». Протокол №______ от
«____» _____________2014 года
«Согласовано». Заместитель
директора по УВР МКОУ СОШс. Талица
________________ Бельтюкова О.В.
«____» _____________ 2014 года
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ с. Талица
________________ Чиркова Т.В.
«____» ___________ 2014 года






Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Уроки нравственности »
для 1 класса начального общего образования




Составитель: Н.Н. Анисимова
учитель начальных классов 1 категория




2014 – 2015 учебный год


























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115








15