Организация воспитательной работы по духовно-нравственному направлению


«Организация воспитательной работы по духовно-нравственному направлению»
Маркова Ирина Владимировна, воспитатель
ГКОУ «Туринская школа-интернат»
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе духовно-нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений.
Духовно-нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач специальной (коррекционной) школы, является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Дети нашей группы из социально-неблагополучных семей, общение в этих семьях примитивное, на низком уровне, утрачены семейные ценности.
Поэтому считаю, что выбранная мной тема самообразования « Духовно -нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как основа успешной социализации» является актуальной.
Поставила цель: создать условия для становления духовно- нравственной культуры у обучающихся.
Основные формы взаимодействия с учащимися по нравственной компетентности:
этическая беседы «Что такое вежливость?»;
беседа «Роль книги в жизни человека»;
игровой практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!»
По данному направлению я использую экскурсии.
Это позволяет учащимся не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Посетили с детьми краеведческий музей с темой «История возникновения нашего города».
Также были
экскурсии: по городу «Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день»
знакомство с памятником «Участникам ликвидации на Чернобыльской АЭС»;
посетили с детьми городской стадион.

3 раза посетили детскую библиотеку по темам: «Здравствуй школа», библиотечный час «Добрые рассказы Осеевой», «Моя малая Родина».
Проводила внеклассные мероприятия «9 декабря - День Героев Отечества» основные задачи
формировать у воспитанников чувство патриотизма;развивать чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;воспитывать любовь к Родине, приходил Ковалёв Владимир Александрович.
« Путешествие в страну Вежливости и Добра».
Цель: формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека
 В воспитании учащихся таких качеств, как забота, уважение пожилых людей, на праздник «День пожилого человека» я приглашала Храмцова Н.П.
В своей деятельности использую приемы воздействия на учащихся по духовно – нравственному воспитанию.
1.Нравственные упражнения Суть приема – в организации обстоятельств, требующих от обучающихся правильных поступков, рассчитанных на развитие нравственных качеств. Нравственные упражнения развивают новые мысли и чувства, новые мотивы поведения – в этом его воспитательное значение.
2. Доверие Сущность – поручение определенного ответственного дела. Доверие развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность, т.е. мобилизует все силы, чтобы выполнить поручение (у каждого ребёнка в группе есть групповое, утром аккуратно заправлять кровать, и индивидуальные поручение это соблюдение питьевого режима, дежурство по комнате отдыха)
Всё это способствует создание уютной и комфортной обстановки вокруг себя.
3. Пробуждение гуманных чувств Метод сопереживания. Необходимо найти в окружающей обстановке такие условия, при которых обучающиеся сами бы увидели людей, животных нуждающихся в помощи (в декабре была акция «Накорми птиц зимой»)


В процессе нравственного воспитания я стараюсь формировать у младших школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, уважение к людям труда.
Через коррекционно-развивающие занятия: по разделам охрана здоровья и основы патриотического воспитания.
«Так нельзя, а так можно и нужно»
« Что мне нравится в других? Есть ли у меня такие качества?»
«Я - гражданин России»
«Как обратиться с просьбой?»
«Заботливое отношение к людям»
«Я и моя семья»
«Я люблю свой дом»
«Мир профессий»
«Спасибо!» Нужно ли говорить «спасибо?»
«Культура моей страны и Я» (о вредных привычках)
«Не забудь извиниться»
Младшие школьники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать
На занятия «Что такое добро?» я приглашала отца Александра
Дала открытое занятие «Жизнь дана на добрые дела»
Главная задача : воспитывать у учащихся потребность совершать добрые дела и поступки доброжелательность;
В группе оформлен уголок по духовно-нравственному воспитанию
С детьми группы принимали участие в выставке рисунков: «В гостях у Мойдодыра », «Токсикомания и СПИД ».
Таким образом, для тог о чтобы достичь главной цели воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Дети, решая нравственную проблему, принимающие решение, смогут правильно выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.
Организация работа в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина. Все это оказывает положительное влияние на духовно - нравственное воспитание наших детей.
Следовательно, для достижения результатов по формированию нравственной компетентности среди учащихся помощь родителей просто необходима. Только действуя при содружестве и взаимопонимания воспитателя, классного руководителя - учащихся – родителей возможно достижение положительного результата.