Статья Интегрированные уроки в начальных классах


Учитель: Терехова Аграфена Степановна
Школа: Республика Саха (Я), МБОУ «Кобяйская СОШ им. Е.Е Эверстова»

Интегрированные уроки в начальных классах.
Каждый практикующий учитель неоднократно сталкивался с тем, что отсутствие интереса к обучению и нежелание ( а порой и неспособность, вызванная неразвитостью воли) школьника заставить себя совершить минимальное умственное усилие становится непреодолимой преградой в учебном процессе. В настоящее время все чаще вместо воспроизведения полученной от учителя информации с целью ее запоминания и повторения действий по образцу в практике реализуется постановка учебной задачи в проблемном ключе, разработка плана ее решения педагогом и учащимися и его осуществление в ходе учебной деятельности. Активное участие в работе принимают так называемые мотивированные ученики, т.е. школьники, принявшие цель деятельности и способные немало потрудиться во имя ее достижения. Вовлечение же в познание других учеников – дело непростое и требующее привлечения адекватных методических средств. Профессиональная деятельность учителя начальной школы включает разные виды деятельности, направленные на решение различных педагогических задач. Одним из них, на мой взгляд, является организация и проведение интегрированных уроков (или уроков интегрированного содержания).
Чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.
Создавая условия для интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, современный учитель должен ориентироваться на мысль Л.С.Выготского о единстве интеллектуальных и аффективных (эмоциональных) процессов. Развитие этой идеи можно найти в трудах С.Л.Рубинштейна, который приходит к заключению, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального».
Поэтому в развитии личности ребенка необходимо соблюдать гармоничное равновесие в развитии его эмоций и интеллекта.
Начальная школа – это период бурного развития ребенка, время интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. У младшего школьника появляется стремление самому докопаться до сути явлений.
Сегодня еще не так легко уйти от традиционных представлений о младшем школьнике как о «несмышленыше», слепо копирующем поведение взрослых. Исследования психологов (В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и др.) доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого, чем принято было думать, уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения детей к миру и самим себе на основе единства чувственного и рационального познания.
Основными задачами школы на современном этапе являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Но, разумеется, ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить все это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегративного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка, органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии познавательной активности субъекта образовательного процесса – ученика.
В настоящее время значимой методической проблемой становится обучение детей, у которых при поступлении в школу обнаруживается то или иное несоответствие норме возрастного развития. В последние годы в психолого- педагогической литературе достаточно часто встречается термин дети риска школьной дезадаптации (Г.Ф.Кумарина). Формирование жизненной компетенции – неотъемлемая часть общего образования ребенка с ОВЗ. К этой категории относят не только детей с пограничными нарушениями в развитии значимых для обучения психофизических и высших психических функций, но и с социально-педагогической запущенностью, с ослабленным здоровьем. Являясь умственно сохранным, не имея классических форм аномалий развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учебе и освоении социальной роли ученика. В реальной школьной практике для проведения коррекционно-развивающей работы учителя встречают трудности. Во многих школах учебный процесс осуществляется в две смены, а в некоторых школах нет специально обученного школьного психолога. Безусловно, внеурочное время обладает огромным потенциалом для успешной организации коррекционно-развивающей деятельности, но неменьшим потенциалом обладает и урок. В этой связи значительный интерес представляет интегрированный урок.
Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребенка, формирования всесторонне развитой личности. Интеграция, таким образом, представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического. Это влечет за собой необходимость гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.
Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое. Наиболее гибкими к интегрированию являются предметы гуманитарного цикла. Возможны такие сочетания: чтение и русский язык; чтение и якутский язык; чтение и природоведение; чтение и внеклассное чтение; чтение и изобразительное искусство; чтение и музыка; математика и природоведение.
Интегрированные уроки могут дать огромную базу для усвоения глубоких знаний об окружающем мире через спектр изучаемых в начальной школе предметов.