Статья Интегрированные уроки в начальных классах


Учитель: Терехова Аграфена Степановна
Школа: Республика Саха (Я), МБОУ «Кобяйская СОШ им. Е.Е Эверстова»

Интегрированные уроки в начальных классах.
Каждый практикующий учитель неоднократно сталкивался с тем, что отсутствие интереса к обучению и нежелание ( а порой и неспособность, вызванная неразвитостью воли) школьника заставить себя совершить минимальное умственное усилие становится непреодолимой преградой в учебном процессе. В настоящее время все чаще вместо воспроизведения полученной от учителя информации с целью ее запоминания и повторения действий по образцу в практике реализуется постановка учебной задачи в проблемном ключе, разработка плана ее решения педагогом и учащимися и его осуществление в ходе учебной деятельности. Активное участие в работе принимают так называемые мотивированные ученики, т.е. школьники, принявшие цель деятельности и способные немало потрудиться во имя ее достижения. Вовлечение же в познание других учеников – дело непростое и требующее привлечения адекватных методических средств. Профессиональная деятельность учителя начальной школы включает разные виды деятельности, направленные на решение различных педагогических задач. Одним из них, на мой взгляд, является организация и проведение интегрированных уроков (или уроков интегрированного содержания).
Чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.
Создавая условия для интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, современный учитель должен ориентироваться на мысль Л.С.Выготского о единстве интеллектуальных и аффективных (эмоциональных) процессов. Развитие этой идеи можно найти в трудах С.Л.Рубинштейна, который приходит к заключению, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального».
Поэтому в развитии личности ребенка необходимо соблюдать гармоничное равновесие в развитии его эмоций и интеллекта.
Начальная школа – это период бурного развития ребенка, время интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. У младшего школьника появляется стремление самому докопаться до сути явлений.
Сегодня еще не так легко уйти от традиционных представлений о младшем школьнике как о «несмышленыше», слепо копирующем поведение взрослых. Исследования психологов (В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и др.) доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого, чем принято было думать, уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения детей к миру и самим себе на основе единства чувственного и рационального познания.
Основными задачами школы на современном этапе являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Но, разумеется, ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить все это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегративного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка, органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии познавательной активности субъекта образовательного процесса – ученика.
В настоящее время значимой методической проблемой становится обучение детей, у которых при поступлении в школу обнаруживается то или иное несоответствие норме возрастного развития. В последние годы в психолого- педагогической литературе достаточно часто встречается термин дети риска школьной дезадаптации (Г.Ф.Кумарина). Формирование жизненной компетенции – неотъемлемая часть общего образования ребенка с ОВЗ. К этой категории относят не только детей с пограничными нарушениями в развитии значимых для обучения психофизических и высших психических функций, но и с социально-педагогической запущенностью, с ослабленным здоровьем. Являясь умственно сохранным, не имея классических форм аномалий развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учебе и освоении социальной роли ученика. В реальной школьной практике для проведения коррекционно-развивающей работы учителя встречают трудности. Во многих школах учебный процесс осуществляется в две смены, а в некоторых школах нет специально обученного школьного психолога. Безусловно, внеурочное время обладает огромным потенциалом для успешной организации коррекционно-развивающей деятельности, но неменьшим потенциалом обладает и урок. В этой связи значительный интерес представляет интегрированный урок.
Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребенка, формирования всесторонне развитой личности. Интеграция, таким образом, представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического. Это влечет за собой необходимость гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.
Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое. Наиболее гибкими к интегрированию являются предметы гуманитарного цикла. Возможны такие сочетания: чтение и русский язык; чтение и якутский язык; чтение и природоведение; чтение и внеклассное чтение; чтение и изобразительное искусство; чтение и музыка; математика и природоведение.
Интегрированные уроки могут дать огромную базу для усвоения глубоких знаний об окружающем мире через спектр изучаемых в начальной школе предметов.
Класс: 1 «а»
УМК «Школа России»
Тема урока: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Домашние животные».
Тип урока: интегрированный.
Цели урока:
Образовательные:
- организовать деятельность по расширению знаний уч-ся о домашних животных;
- организовать деятельность по запоминанию табличных случаев сложения с переходом через десяток. 
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: 
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
- умение составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- называть предыдущее, последующее число; 
- выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20;
- решать составные задачи;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- знать и приводить примеры различного образа жизни домашних животных;
-  контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Личностные:
- понимать необходимость ведения своего хозяйства, домашних животных.
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
- уметь слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Оборудование: учебник «Математика 1 кл.», тетрадь с заданиями, рабочая тетрадь, цифровая линейка, фотографии домашних животных, карточки с примерами в виде рыбок, «ведерки» с числами, раздаточные картинки, «светофор» для рефлексии. Ход урока.
1 Орг момент
2. Мотивация и целеполагание.
- Бэ±эьээ мин эьиги дьиэ5ит кыылларын туьэрэн а5албыт хаартыскаларгытын кордум, бугун ол хаартыскалары выставка5а ыйаатым. Выставка аатын аа5ыа5ын эрэ «Тиэргэннээ5и зоопарк». Уонна санаатым биьиги то5о дьиэ кыылларын иитэбит? Эьиги билэргит буолаарай, о5олор?
О5олор эппиэттэрэ.
- Ыттарбыт ахсаанын аа5ыа5ын эрэ. Аттарбыт ахсааннарын. Барытын аа5ыа5ын.
- 10 кэнниттэн хас кэлэрий?
- 15 иннигэр хас турарый?
- 17 соседтара.
- 1 эбиллээччи 4, 2 эбиллээччи 4. Суумата?
- Ко5урэтиллээччи 10, ко5урэтээччи 3. Арааьа?
3. Актуализация знаний и умений.
- 9 + 2? 8+ 6?
- Ойдуо5ун эрэ 10-ну нонуолээн + ньыматын.
- 9 + 2. Хайдах суоттуубун? – о5олор быьаарыылараДуоска5а:
□ □ □ □ □ □ □ □ □ ●
● - Бугун уруокка тугу билиэхпитий? Туохха уорэниэхпитий?
4. Работа по теме урока.
- Арай биьиэхэ ыппыт уонна куоскабыт о5оломмуттар. 5 ыт о5олоохпут уонна 4 куоска о5олоохпут. Онтон 1 о5ону ыалбытыгар бэлэхтээтибит. Бэйэбитигэр хас хаалла?
О5олор быьааран суоттааьыннара5 + 4 = 9 5 – 1 = 4 4 – 1 = 3
9 – 1 = 8 4 + 4 = 8 5 + 3 = 8
Э: 8 Э: 8 Э: 8
5. Физминутка Мы гуляли, мы гуляли
И корову повстречали
Поздоровались: Му-уМы гуляли, мы гуляли
И лошадку повстречали
Поздоровались: Ынньа-ьа-ьаМы гуляли, мы гуляли
И котенка повстречали
Поздоровались: Мя-уМы гуляли, мы гуляли
И собаку повстречали
Поздоровались: Гав-гав
6. Работа по теме.
- Билигин улахан дьон буола оонньуохпут. Оонньуубут аата «Биьиги дьиэбит тиэргэнэ (тэлгэьэтэ)». Боло5унэн улэлиигит. Эьиэхэ биэрбиттэр уьаайба. Туох да суох эбит. Эьиги тиэргэннитигэр туох баар буолуон ба5ара5ытый? Бу бэриллибит ойуулартан ылан сыьыарын. Боло5унэн улэлииргэ хайдах улэлиэхтээхпитий? Онтон дуоска5а тахсан кэпсиибит.
- Ким дьиэтин тиэргэнин кэпсиэ5эй?
7. Оонньуу- Дьиэбит кыылларын аьатарга балыктыыбыт. Остуолга сытар балыктартан кэлэн биири ыла5ыт. Суруллубут холобуру суоттуугут. Соптоох биэдэрэгэ угабыт ( сыьыараллар)
Дуоска5а: Биэдэрэлэр ойуулара – 3
1. Эппиэтэ 10 тахсар холобурдар2. Эппиэтэ 11 тахсар холобурдар3. Эппиэтэ 12 тахсар холобурдар8. Бэйэ улэтэ (тэтэрээккэ)
10-ну нонуолээн суокка холобурдар.
- Соседкын кытта бэрэбиэркэлээ.
- Соседкын сыаналаа: Маладьыас. Учугэй (кыра сыыьалаах). Эйиэхэ учуутал комото наада.
9.Рефлексия.
- Уруокка хайдах улэлээбиккитин светофор комотунэн сыаналанын.
10. Уруогу тумуктээьин.
- Бугун туохха уорэннибит?