Статья Интегрированные уроки в начальной школе


Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть к тем,
кто их преподает, и ко всему
преподаваемому.
Жан-Жак Руссо
Интегрирование:
по форме – это технология, позволяющая решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность:
устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;
-исключить повторы в учебных дисциплинах;
-углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
. повышение мотивации учебной деятельности, за счет
нестандартной формы урока.
положительная динамика метапредметных компетентностей.
-повысить творческий потенциал обучающихся;
-расширить информационную ёмкость урока, интенсивность.
Формы интегрирования:
Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.
Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов.
Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.
Типы интегрированных уроков
1. урок формирования новых знаний
2. урок обучения умениям и навыкам
3.  применение знаний на практике
4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления
умений
5. урок контроля и проверки знаний и умений
Формы уроков
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок; повторительно-обобщающий урок;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
Этапы подготовки урока: подготовительный, основной, заключительный.
I Подготовительный этап
Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами
Составляется план -конспект урока
Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.
II Основной этап
организация и проведение урока в рамках предложенных типов
урок - игра,
урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации,
урок -решение проблемных ситуаций,
урок -размышление,
урок -дискуссия, урок -конференция, урок -презентация, урок -портрет, урок -экскурсия)
III Заключительный этап
Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока.
Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.
Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
Интегрированный урок в 3-м классе
(окружающий мир + русский язык + технология)
"Тайны морского дна"
Задачи:
1. Образовательные – знакомство учащихся с обитателями морского дна, а  также с энциклопедической литературой, закрепление умения проверять безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова, обогащение словарного запаса детей, совершенствование знаний и практических умений по обработке бумаги.
2. Развивающие – развитие познавательных интересов, памяти, речи, мышления, воли, эмоций, интеллекта, самостоятельности, творческих способностей, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, формирование у учащихся умения преодолевать трудности в проблемных ситуациях, расширение кругозора.
3. Воспитательные – воспитание умения выслушивать товарища, эстетическое воздействие на учащихся, воспитание культуры поведения, нравственности, формирование трудовых учебных навыков, воспитание любви к природе.
Оборудование: морская карта с островами, нарисованный корабль, рисунки с изображением осьминожек, индивидуальные карточки с текстом, индивидуальные сигнальные карточки для учащихся, детская энциклопедическая литература на морскую тематику, видеозапись “Море”, ватман, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок-путешествие. Во время этого путешествия вы должны показать свои знания по русскому языку, окружающему миру, а также навыки и умения по чтению и труду. Куда же мы отправимся? Это вы узнаете из загадки.
Кругом вода,
А с питьём беда.
– Молодцы, догадались! Мы отправляемся путешествовать по морю, где познакомимся с некоторыми его обитателями.
В синем море, под водой,Расположен мир другой.Много рыб здесь самых разных,И цветов разнообразных.
Есть здесь звёзды, пескари,Крабы, ракушки, угри.
Осьминоги и дельфины,В Чёрном море – афалины.
В общем, дивно в мире том,Необычно как - то в нём.
(Включается видеозапись с музыкальным сопровождением: “ Море”).
2. Остров “Почемучек”.
–А вот и наш корабль! Вы на этом корабле сегодня будете у нас юнгами. А кто такие юнги? Найдите значение слова в словарях.
- Юнга — подросток на судне, готовящийся в матросы.
- Ну что, юнги, готовы? Тогда отправляемся в путь! Наш девиз: «Только сильным, смелым, дружным покоряются моря!»
- Итак, мы находимся в море, приближаемся к острову “Почемучек”. На этом острове живут очень начитанные и умные жители. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен коварные осьминоги. Только вы сможете их освободить. Справитесь? Тогда слушайте задание.
– Вам на листочках дан текст. Давайте его прочитаем.
Тайны моря
Почему в море с…лёная в…да? Оказывается, д…ждевая в…да, просачиваясь в почву, вымывает из неё минеральные вещества, ф…рмирующие м…рскую соль. Насыщенная ими в…да поп…дает в море из рек.
Извес…но, что в открытом море в…да часто бывает синей, ближе к поб…режью-голубой, а у бер…га-прозрачной. Такие чудес…ные цв…товые превращения совершает небо. Когда м…рское дно находится на б…льшой глубине, оно погружено во мрак, и поверхность в…ды отражает только синее небо, принимая его цвет. Но если дно нед…л…ко от поверхности, то его окраска просвечивает сквозь толщу в…ды. В этих м…стах море прозрачное. Ск…пление микроскопических лё…ких водорослей, называемых фитопланктоном, прид…ёт в…де з…лёный цвет.
– Что мы прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой это текст? (Научно-познавательный.)
– Почему вы так решили? (Текст научного содержания, из энциклопедической литературы.)
– Почему в море солёная вода?
– Какого цвета бывает вода в море?
– Какие цветовые превращения совершает небо?
– Что может придать морю зеленоватый оттенок?
– А теперь, чтобы освободить жителей острова от злых осьминогов, нужно вставить в словах пропущенные орфограммы.
(Работа выполняется учащимися индивидуально на листочках.)
– Давайте уберём осьминогов, проверим правильность написания пропущенных орфограмм.
– Найдите в тексте и назовите слова с безударной проверяемой гласной в корне. Какую гласную написали? Почему? Как проверить безударную гласную в корне слова?
(Надо эту гласную поставить под ударение.)
– Какие слова с парными согласными в корне встретились в тексте? Назовите проверочные слова. Как проверить парную согласную в корне слова? (Надо слово изменить так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкие согласные “р”, “л”, “м”, “н”.)
– Какие слова с непроизносимыми согласными встретились? Как проверили?
(Класс оценивает правильность ответов с помощью сигнальных карточек.)
– Молодцы! Всех жителей острова “Почемучек” освободили!
- Ребята, вы познакомились с текстом о морской воде. А какого цвета морская вода? Правильно, синяя, сине-зеленая, голубая, зеленая.
Давайте попробуем передать цвет воды на бумаге. Как добиться голубого цвета? А синего? А как получить сине-зеленый цвет?
(Выполняют работу на листах)
3. Физкультминутка.
– А теперь, прежде чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнём. Повторяйте за мной.
А теперь поплыли дружно,Делать так руками нужно,Вместе – раз, это брасс,Одной, другой, это кроль,Все, как один, Плывём, как дельфин.
(Дети повторяют движения за учителем.)
4. Остров “Всезнаек”.
– Плавание продолжается. Наш корабль приближается ещё к одному острову “Всезнаек”. Жители этого острова очень наблюдательные, любят читать научно– познавательную литературу. А вы любите? Поделитесь с жителями этого острова своими знаниями в этой области. У вас на столах лежат пазлы. Команде необходимо сложить быстро пазл, угадать морского обитателя и рассказать о нем, о его внешнем виде, повадках и особенностях.
(Дети работают в группах, составляют план своего выступления.)
– Давайте послушаем, о каких морских обитателях вы нам расскажете.
(Выступает по одному докладчику с каждой группы.)
– Молодцы, ребята! Оказывается, как много интересного можно узнать из научно-познавательной литературы. А мы с вами можем продолжить наше путешествие.
5. Остров “Самоделкиных”.
– А вот и остров “Самоделкиных”. Жители этого острова любят всё делать своими руками. Они просят и вас показать свои умения. Согласны? Сейчас мы с вами вместе будем делать необычное панно. А в чём его необычность вы узнаете из загадки.
Посмотрите, дом стоит,До краёв водой налит,Без окошек, но не мрачный,С четырёх сторон прозрачный.В этом домике жильцы-Все умелые пловцы.
– Молодцы, догадались! Сейчас мы сделаем панно в виде аквариума. Но наш аквариум тоже будет удивительным. В нём будут плавать морские обитатели.
(Составляется коллективное панно. Учащиеся, работая в группах, вырезают растительность, рыбок, морских звёзд, медуз и других морских обитателей, делают оригами.)
6. Итог урока.
– Молодцы, ребята! Какое великолепное маленькое море у нас получилось! Кого здесь только нет!
– Но нам пора возвращаться домой. А этот волшебный аквариум напомнит нам, с какими морскими обитателями мы сегодня встретились.
Назовите их.
– Говорят, что жизнь всех людей на Земле тесно связана с морями и океанами. Как вы думаете, почему?
(Вода, испаряющаяся с поверхности морей и океанов, орошает Землю. Океаны и моря дают немало кислорода, которым мы дышим. В морях и океанах обитает более половины всех известных на Земле живых существ. Рыбы, крабы, омары, креветки, морская капуста, устрицы-все эти вкусные и питательные продукты добывают в морях и океанах. Со дна морей и океанов добывают нефть. Из морской воды получают поваренную соль. Эта частичка моря у нас на столе. Океан с его волнами, течениями, приливами и отливами представляет собой неиссякаемый источник энергии, использовать который человек пытается уже очень давно. Кораллы, жемчуг, поднятые со дна моря, используют в ювелирных изделиях. На берегах морей и океанов находятся многочисленные порты. Водная поверхность – прекрасная дорога, связывающая различные страны мира.)
– Вот и причалил наш корабль к берегу. Во время нашего путешествия мы побывали на трёх островах. Огромные волны, как морские ворота, задают вам вопрос: какие задания мы выполняли, что нового узнали, какие правила повторили? Чем вам понравилось путешествие? Что запомнилось?
– Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, показали свои знания, умения и навыки по предметам. Молодцы! Всем большое спасибо!
ВЫВОД
Выбор такого типа урока неслучаен. Я часто провожу интегрированные уроки и уверенна, что восприятие детьми информации бывает намного лучше и качественнее, если происходит интеграция, т. е. связывается, казалось бы, несвязуемое. Последние исследования психологов, медиков и мои собственные наблюдения привели к тому, что дети нынешнего поколения быстро утомляются, внимание рассеивается. Через 10 – 15 минут урока ребенок способен усвоить всего 30% информации. По мнению психологов необходимо переключить мозг в другое информационное поле.
При большом количестве материала мне удалось избежать перегрузки учащихся. Урок прошел в умеренном темпе, с увлечением.