Презентация к выступлению на тему Урок как основная форма реализации требований ФГОС


«Если бы в кабинете у врача, юриста илидантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, анекоторые, не имея желания там находиться,постоянно мешали бы ему работать, а врач,юрист или дантист должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он быполучил некоторое представление о работешкольного учителя»Дональд Д. Куинн «Урок математики в условиях введения ФГОС» Учитель математикиМБОУ СОШ № 20города НевинномысскаТерещенко О.П.27.03.13 г.24.03.2016 актуальный [от лат. actualis - деятельный]обязательно закладывает основания для будущегоСовременный = актуальный
Урок не может не меняться!Аргументы:Появились федеральные государственные образовательные стандарты .Утвержден новый Федеральный Базисный учебный план.Внедряются информационные технологии.Устанавливается общественный договор между родителями и государством об оказании образовательных услуг. Как обучать?Принцип непрерывности и целостностиПринцип деятельностиПринцип метапредметных связейПринцип здоровьесбереженияПринцип творчестваПринцип вариативностиПринцип психологической комфортности Принцип деятельности Ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.Принцип непрерывности и целостности Предполагает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.Принцип психологической комфортности и здоровьесбереженияПредполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип вариативностиПредполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбораПринцип метапредметных связейЗначительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Принцип творчестваОриентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности. Результатом современного урока должно стать формирвание: Предметных результатов;Метапредметных : включающих регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;Личностных результатов УУД

Урок современного типа Универсальные учебные действия могут быть сформированы через совокупность универсальных учебных действий.В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС Учебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученикЧему? Зачем? Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритмКак? Самоконтроль- определение правильности выполненного действияПравильно? Критерии эффективности современного урокаОбучение через открытиеСамоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.Наличие дискуссий, обсужденийРазвитие личностиСпособность ученика проектировать предстоящую деятельностьДемократичность, открытость Осознание учеником деятельности:Моделирование затруднений и поиск путей их решения.Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности ученияПедагог управляет деятельностью учащегося. Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель : Формирование ЗУН Развитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка , рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию Требования к урокуТрадиционный урокУрок в условиях введения ФГОС Объявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейФГОС Типы урока при введении ФГОС№Тип урокаЦелевое назначениеРезультативность обучения1Урок первичного предъявления новых знаний.Первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков.Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.2Урок формирования первоначальных предметных навыков.Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.3Урок применения предметных знаний, умений, навыков.Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности.Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.4Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач).Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности универсальных учебных действий. Типы урока при введении ФГОС№Тип урокаЦелевое назначениеРезультативность обучения5Контрольный урок.Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи.Результаты контрольной или самостоятельной работы.6Коррекционный урок.Индивидуальная работа над допущенными ошибками.Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.7Комбинированный урок.Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.Запланированный результат.8Учебная экскурсия.Непосредственное изучение явлений окружающего мира.Применение знаний, умений, навыков при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов.9Урок решения практических, проектных задач.Практическая направленность изучения теоретических положений.Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира. №Ход, этапы учебного занятияВремяЭлементы технологии уч. занятияМетоды обученияСредства обученияФормы организации деятельности обучающихся1Введение в учебную деятельность1) мотивация (ООД – ориентированная основа деятельности)делай как я, подумай и сделай сам, делай по алгоритму2) актуализация знаний (зачем, что, как, с помощью чего, чего добьемся)2Решение учебной задачитип познавательной деятельности: репродуктивный, продуктивный, проблемный, исследовательский, частично поисковый3Обеспечение учебной рефлексии (самоанализ)(самостоятельная работа, практическая работа)Вопросы качества рефлексии: что ты делаешь, что не получается, почему не получается, как из этого выйти4Задание на дом Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Спасибо за внимание!ФГОС