Приёмы активизации мыслительной деятельности младших школьников для формирования метапредметных результатов (обобщение опыта)


Денисова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
п.г.т. Суходол ГБОУ СОШ №2
м.р.Сергиевский, Самарская область
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов
для формирования метапредметных результатов.
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
* перегрузка однообразным учебным материалом;
* несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
* ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого человека в широком смысле этого слова. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Познавательный процесс востребует определенные операции: сопоставление, анализ, выделение существенных признаков. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности учащихся.
Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления.
Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям. Но для мыслительно-познавательного процесса важны не только эти вопросы. Нужен материал: факты, примеры, наблюдения. Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Создание проблемных ситуаций на разных уроках – это один из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся. Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.
Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума возможного для него. На многих уроках проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, использования приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей.
Активизация мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем. Это закономерно, так как ученье – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающие поколение к жизни, к труду. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
* помогает снять чувство усталости;
* раскрывает способности детей, их индивидуальность;
* усиливает непроизвольное запоминание.
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него игровой, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания:
- расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности;
- являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей;
- снижают психические и физические нагрузки;
- эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
По характеру познавательной деятельности дидактической игры можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра “Составим узор”.
2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания. Это – “Математическая рыбалка”, “Лучший космонавт”, “Лучший лётчик”.
3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например: “Цепочка”, “Составление круговых примеров”. К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля (“Лучший контролёр”, “Проверь Угадайку”)
4. Игры, включающие элементы творчества. Это “Угадай загадки Буратино”, “Определи курс движения самолёта”, “По какой дорожке ты пойдёшь?”
5. Игры с использованием наглядного материала (инсценировки сказок).
В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении знаний. Они применяются на этапах закрепления и повторения учебного материала.
Выделяют следующие виды словесных игр:
Игры – путешествия;
Игры – загадки;
Игры – поручения (“Разложи колечки по величине”);
Игры – беседы (словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо);
Игры – предложения (“Что бы я сделал...?” или “Что было бы...?”);
Игры – сказки (наглядно – изобразительные средства, картинки);
Учитель должен очень хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, предоставлять детям относительно большую самостоятельность.
Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока. Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут), учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной « Таблице успехов». Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Рабочая тетрадь «Волшебные точки» (вычисляй и рисуй).

От правильности решения зависит, соберёшь ты по точкам картинку или нет.
Самосовершенствование навыков чтения.
Составление графика успешности в развитии навыка чтения ученика позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими.

Комплексные работы по текстам

Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Технология активного обучения требует большой подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал учителя и повышают интерес учащегося к учебе.
Литература
1. Арутюнян Ж.В. Взаимодействие учебной и игровой деятельности в обучении младших школьников. - М., 1998.
2. Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989, – № 4.
3. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина. Л.А. Венгера. - М., 2001.
4.Левенгерг Л. Щ., Ибрагимов Р.И. активизация познавательной деятельности младших школьников. - Ташкент, 1991.
5. Лукин Н.С. психологические особенности игры младших школьников. // Психология младшего школьника. / Под ред. Е.И. Игнатьева. - М., Издательство АЙН РСФСР, 1990
6.images/search?text=тренажёры%20для%202%20класса%20по%20математике&img_url=http%3A%2F%2F46600.com%2F
7.images/search?text=волшебные%20точки%203%20класс%20ответы&img_url=https%3A%2F%2F
8.images/search?text=комплексные%20работы%202%20класс&img_url=http%3A%2F%2F