«Использование игровых технологий на уроках чтения и письма у детей с глубокой умственной отсталостью»


Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г. Курска


ДОКЛАД
«Использование игровых технологий
на уроках чтения и письма у детей с глубокой умственной отсталостью»

Учитель: Панасенко Л. Д.

Речь - это особый вид деятельности присущий только человеку и заключающийся в общении людей друг с другом посредствам языка. Современное и полноценное овладение речью является важнейшим условием развития психики ребёнка. Характерное для детей с умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их чтению и письму.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу и методу тотального чтения, в зависимости от восприятия детьми учебного материала.
Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей с умеренной или выраженной интеллектуальной недостаточностью. Прежде чем знакомить детей
с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоен6ию соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.
В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста
Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
При обучению чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.
Чтение – это сложный вид интеллектуальной деятельности, поэтому элементами чтения может овладеть только некоторая часть детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной форме, так и в невербальной.
Обучение письму носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является развитие речи.
На занятиях, называемых письмо, решаются задачи:
1 Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Большое значение для развития зрительного восприятия имеют занятия изобразительной деятельностью, а для развития пространственной ориентировки – занятия конструированием. Для обучения чтению и письму важно запомнить образцы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Это трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может быть успешной, если дети не будут к ней подготовлены.
Для решения данной задачи на уроках могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.
Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по следующим направлениям:
- по показу («Сделай точно, как я», «Сравни, правильно ли сделал»);
- по памяти после предварительного анализа (Запомни, сделай также, сравни);
- по словесной инструкции (под диктовку);
- выделение предметов из группы данных;
- выделение предметов из группы однородных (не более 3-х предметов);
- группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
- выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы и др.);
- выбор и группировка геометрических форм;
- конструирование из данных геометрических форм;
- выбор и группировка по цвету и размеру из палочек и полосок бумаги;
- свободное конструирование.
2 Развитие мелкой моторики руки.
Упражнения для подготовки руки к письму
осуществляется в следующей последовательности:
- обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец);
- раскрашивание;
- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
- рисование по линейке: линии, палочки (наклонные, прямые);
- орнамент из палочек, их сочетаний;
- орнамент из геометрических фигур.
3 Подготовка к написанию букв (элементы букв):
- наклонные палочки, короткие и длинные;
- палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
- овал, полуовал;
- петелька вверху и внизу;
- палочки с закруглением внизу и вверху;
- элемент буквы.
4 Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв
5 Написание по обводке и самостоятельно букв, слогов, слов, предложений.
Использование игровых технологий
на уроках письма и чтения в коррекционной школе
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроках письма и чтения является приобретение конкретных практических навыков, закрепление и перевод знаний в опыт.
Использование игровых технологий на уроках письма и чтения в обучении и развитии «особого» ребёнка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках письма и чтения способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
Как сделать так, чтобы учиться было интересно?
Чему нужно обучать на уроках письма и чтения?
Использование игровых технологий на уроках поможет ответить на все эти вопросы. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Игры, применяемые на уроках чтения и письма, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы:
1.По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные;
2. По характеру игровой методики: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации;
3. По форме использования на уроке и содержанию: настольные; дидактические; подвижные; деловые; интеллектуальные.
а) Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. б) Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов ( например, зрительный), различные виды письма. в) Подвижные игры: со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д. г) Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать. д) Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шашки и шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады, мегаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки.
4. По характеру педагогического процесса игры делятся на:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические.
5.По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО.
Требования к подбору игр следующие:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам учебника
Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе урока они могут использоваться.
Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьников умения учиться; 2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение.
Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Немаловажно также и то, что игра на уроках письма и чтения способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми. Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет.
Для того, чтобы ребёнок в дальнейшем осваивал грамоту, ему необходимо развивать основные психические способности, на основе которых это освоение осуществляется.
Это:
- зрительное восприятие;
- зрительное внимание и память;
- слуховое восприятие;
- слуховое внимание и память;
- кинестетическое (мышечное) восприятие;
- способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой.
Выводы1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов  и активизации деятельности учащихся. 2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности. 3) Игра развивает умственную деятельность учащихся,  внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету. 4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают более прочную базу знаний на данном этапе обучения