Тезисы к проекту «Формирование толерантных установок как один из путей создания благоприятного пространства в детском доме и в школе».


Цымлова Валентина Николаевна,
Учитель начальных классов
МАОУ «Основная общеобразовательная
школа № 38 г. Улан-Удэ»
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Формирование толерантных установок
как один из путей создания благоприятного пространства
в детском доме и школе
Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма.
В МАОУ «ООШ№38» обучаются дети из ГОУ СДД: сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. Инклюзивное образование позволяет организовать обучение и воспитание данной категории детей в образовательных учреждениях общего типа. В школе №38 обучается 57 учащихся из детского дома. В силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в общеобразовательной школе очень часто приходится сталкиваться с проблемой толерантных отношений в среде воспитанников и учащихся. Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом, что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями.
«Формирование толерантных установок как один из путей создания благоприятного пространства в детском доме и в школе».
Главная идея проекта – создание совместного благоприятного пространства для воспитанников детского дома и школы через формирование толерантных отношений между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.
Цель проекта - выявить, обосновать и реализовать на практике систему организационно-педагогических условий создания благоприятного пространства через формирование толерантных установок.
Задачи проекта:
1.Выявить и обосновать комплекс необходимых организационно-педагогических условий для формирования толерантных установок между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.
2. Разработать структуру управления проектом.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс комплекс технологий воспитания, направленных на развитие толерантных взаимоотношений в различных аспектах деятельности.
4.Определить систему критериев и показателей оценки эффективности проводимой работы в аспекте поставленных задач.
5.Обобщить полученные результаты и подготовить методические материалы для распространения результатов проекта.
Ожидаемые результаты:
реализация механизмов становления и развития личностной и гражданской зрелости воспитанников;
создание организационно-педагогические условий для создания единого толерантного пространства среди учащихся и воспитанников детского дома;
уровень толерантности всех участников образовательно-воспитательного процесса по принятым в программе критериям имеет положительную динамику;
большинство воспитанников умеют решать жизненные проблемы в коллективе путем активизации собственных нравственных позиций;
каждый воспитанник осознает важность сотрудничества, умеет работать в команде, владеет навыками толерантного общения;
удовлетворенность педагогов, воспитанников межличностными отношениями в коллективе;
вовлеченность большинства воспитанников в социально значимую деятельность;
повышение уровня воспитанности детей детского дома и учащихся;
хороший морально-психологический климат;
создание условий для развития детского самоуправления как фактора становления толерантности воспитанников;
создание банка программно-методических материалов для использования в работе по формированию толерантности воспитанников детского дома;
владение современными методами, средствами формирования толерантной личности и успешное применение их на практике педагогами;
проектная деятельность - норма жизни для большей части педагогов и учащихся.
В целях создания целостной системы процесса формирования толерантности учащихся в школе планируется реализация дополнительной образовательной программы «Школа толерантности». Данная программа реализуется в годовом плане воспитательной работы - 1 час./нед.
Занятия по программе «Школа толерантности» дают не только конкретные знания по правам человека, воспитывают общечеловеческие ценности, но и помогают ребятам учиться сотрудничать, жить в мире и согласии с людьми, различающимися цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, взглядами и убеждениями, вооружают умением решения некоторых межличностных проблем, подсказывают пути выхода из возникающих конфликтов, возможности их предотвращения. В рамках реализации данной программы для успешного воспитания толерантной личности большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий, которые служат материалом для организации групповой рефлексии при проведении «Огоньков».
Особое место в формировании толерантных установок у учащихся детского дома и школы отводится воспитанию этнической толерантности. Поскольку Республика Бурятия многонациональная, на территории которой проживают разные национальности, то необходимо прививать воспитанникам уважение к культуре данных народов. С этой целью проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов и приемов для активизации как познавательной деятельности, так и развития творчества детей.
Таким образом, планомерное и систематическое формирование толерантных установок у воспитанников и сотрудников детского дома и школы помогает решить проблему межличностных взаимоотношений, создания комфортной психологической среды для учащихся, ранее оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Поэтому создание в детском доме и школе толерантной воспитательной среды способствует социальной реабилитации детей-сирот, их взаимодействию с учащимися из семей, воспитанию толерантной личности воспитанника и выпускника детского дома и школы.