«Интегрированные уроки как средство формирования интереса к истории и культуре народов РМЭ»


Ипаева Алёна Семёновна
учитель истории и культуры
народов Марий Эл
МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»
«Интегрированные уроки как средство формирования интереса к истории и культуре народов РМЭ» Интеграция- это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, столько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
ИКН как учебный предмет предоставляет большие возможности для интеграции. Учебный материал по ИКН можно интегрировать с учебным материалом практически любого другого предмета. Например, ИКН и алгебра («Решение текстовых задач в истории Марий Эл»), ИКН и физкультура («Марийские национальные игры и конкурсы»), ИКН и музыка («Песни луговых и горных мари»), ИКН и изобразительное искусство (Ямбердов «Даль памяти») и т. д.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во- первых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Во- вторых, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, мышления, речи и памяти.
В- третьих, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они :Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку.
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Структура интегрированных уроков отличается : чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков ведут два и более учителей - предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал.