Методические указания к практическому занятию по дисциплине

Практическое занятие

Тема: Рыночная система.
Наименование: Законы спроса и предложения. Равновесная цена.
Цель работы: Изучить законы спроса и предложения, научиться определять коэффициенты эластичности спроса и предложения.
Общие сведения
Спрос – количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести по определённой цене в данный период времени.
Кривая спроса показывает соотношение между количеством тех или иных товаров и услуг и ценами на них, по которым покупатели готовы их приобрести в данный период времени на данном рынке.
Эластичный спрос спрос, величина которого существенно меняется даже при незначительном изменении цены. Эластичность спроса показывает, как изменится величина спроса при изменении цены на 1%.
К эластичным по цене товарам относятся те, у которых есть заменители.
Неэластичным называется спрос, величина которого практически не изменяется при изменении цены.
К неэластичным по цене товарам относятся товары первой необходимости (социально значимые) и эксклюзивные товары, недоступные вследствие очень высокой цены большей части населения.
Определить степень эластичности спроса можно посредством расчета коэффициента эластичности спроса:
К. э. с. = Рост объема спроса (%) / Снижение уровня цен (%) (1)
где К. э. с. коэффициент эластичности спроса по цене.
Если значение коэффициента эластичности больше единицы (К э. с. >1), то спрос считается эластичным.
На величину спроса, помимо цены, влияют и другие неценовые факторы, называемые детерминантами спроса.
К данным факторам относятся:
доходы потребителей (чем выше доход покупателя, тем менее он реагирует на изменение продажных цен);
ожидания будущего роста цен (инфляционные ожидания способствуют повышению потребительского спроса, так как при неизменном уровне дохода сегодня потребитель может приобрести больше единиц одного и того же товара, чем завтра.
перспективы личного благосостояния (появление возможности улучшения своего финансового положения способствует повышению в настоящем потребительского спроса, и наоборот, будущее пессимистичное финансовое положение заставляет накапливать и более экономно тратить наличные средства с целью более рационального их использования);
количество покупателей (чем больше покупателей на рынке, тем выше совокупный потребительский спрос вне прямой зависимости от цены на товар);
мода, вкусы, предпочтения потребителей (реклама и средства стимулирования сбыта, имидж фирмы, т.е. приверженность потребителя к выбору товара одной фирмы, оказывают большое влияние на предпочтения покупателей);
цены на товары-заменители (при повышении цены на товар спрос на его заменитель так же повышается, например, повышение цен на свинину приведет к росту объемов продаж говядины).
цены на сопряженные товары (сопряженными или взаимодополняющими товарами называются те, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар, например, увеличение цены на DVD-плееры приведет к снижению спроса на DVD-диски).
Предложение количество товаров, которые продавцы хотят и могут продать по определенной цене в данный период времени.
Закон предложения при увеличении цены на товар его предложение тоже увеличивается при прочих равных условиях и наоборот.
Кривая предложения показывает соотношение между количеством товаров и услуг, которые предлагаются к продаже, и ценами на них в определенный период времени на данном рынке.
К неценовым факторам (детерминанты предложения), влияющим на величину предложения, относятся:
цены на ресурсы, т.е. на рабочую силу, сырье, материалы, оборудование и др. Если цена на определенный фактор снижается, у производителя уменьшаются производственно-сбытовые затраты, что приводит к понижению цен;
налоги и субсидии при изменении налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения происходит соответственное снижение или рост цен вследствие изменения затрат. Субсидии это выплата государством из бюджетных источников денежных средств физическим или юридическим лицам в целях оказания помощи предприятиям (организациям), регионам или отдельным гражданам. Если предприятия является получателем субсидии, это приведет к росту величины предложения;
число продавцов чем больше производителей (продавцов) на рынке, тем больше величина совокупного предложения и наоборот;
качество технологии при использовании более новой, совершенной, безотходной технологии происходит снижение производственных затрат, что позволяет увеличивать объем предложения;
цены на другие товары если увеличится цена на определенный товар, то это приведет к росту его предложения, что, в свою очередь, заставит производителей снижать цену на этот товар, чтобы его своевременно и в полном объеме реализовать. В этом случае предложение другого товара начнет расти, так как это принесет производителю больший доход;
инфляционные ожидания предположения потребителей об ожидаемом, по их мнению, в определенный период росте цен и возникновении инфляции провоцирует увеличение спроса.
Эластичность предложения показывает, как изменится величина предложения при изменении цены на 1%.
Эластичное предложение изменение величины предложения товаров или услуг большее, чем соответствующее изменение цен на них.
Неэластичным называется предложение, значение которого не изменяется при изменении цен.
К. э. п. = Рост объема предложения (%) / Рост уровня цен (%) (2)
где К. э. п. коэффициент эластичности предложения.
Если значение коэффициента эластичности предложения больше единицы (К. э. п. > 1), то предложение является эластичным.
Ценовая эластичность предложения характеризует количественную меру реакции производителей на изменение цены.
На рынке могут устанавливаться следующие соотношения спроса и предложения:
Предложение > спроса (перепроизводство товаров).
Спрос > предложения (дефицит товаров).
Спрос = предложению (экономическое равновесие). Первые два варианта соотношения спроса и предложения
приводят к рыночному дисбалансу и кризису перепроизводства или недопроизводства товаров, что негативно отражается на всех сферах экономики и благосостоянии населения.
Если в экономике установится «господство» производителей, то цена предложения будет значительно превышать платежеспособный спрос, а это в конечном итоге приведет к разорению предприятий и экономическому кризису.
При доминировании потребителей, которое может проявляться через коллективный отказ от приобретения более дорогих товаров, производители не смогут удовлетворять покупательский спрос посредством предложения дешевой продукции, так как это противоречит их основной цели деятельности получению максимально возможной прибыли. Производство остановится на уровне низкой эффективности, окупаемости или даже убыточности, что вытеснит производителей с рынка.
Таким образом, в обоих случаях проигрывает и одна и другая сторона. Благодаря стихийному механизму саморегулирования, на рынке устанавливаются такие совокупные цены, которые выгодны и покупателю и продавцу.
Равновесная цена цена, установившаяся на конкурентном рынке при равновесии спроса и предложения на данный товар или услугу.
Экономическое равновесие состояние экономической системы в целом или ее отдельного звена, которое характеризуется общей сбалансированностью, взаимным уравновешиванием противостоящих друг другу условий, факторов, определяющих развитие данного процесса или явления.
Государство может с помощью определенных методов воздействовать на временные диспропорции между величиной спроса и предложения. К таким методам относятся:
искусственное занижение («замораживание») цен с целью поддержания жизненного уровня населения и приостановки инфляции;
повышение цен с целью поддержания производителей, как правило, в определенных отраслях экономики.
Задания
1. Решить задачи 1 – 4 (условие записывать кратко).
2. Оформить отчёт, сдать и защитить работу преподавателю.
3. Ответить на вопросы:
Какая связь устанавливается между ценой и величиной спроса и предложения?
Объясните сущность и приведите примеры влияния неценовых факторов на величину спроса и предложения.
В каком случае образуется дефицит товаров на рынке, а в каком их переизбыток?
Как товаропроизводитель использует на практике действие закона спроса для увеличения объема продаж?

ЗАДАЧИ
1. На основании данных об изменении величины спроса и предложения на товар при изменении цены графически изобразите кривые спроса и предложения и определите точку равновесия (табл. 1).
Таблица 1
Цена (руб)
Величина спроса
Величина предложения

А
1
5

Б
2
4

С
3
3

D
4
2

Е
5
1

2. Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:
выпуск продукции в базисном году А тыс. руб.;
выпуск продукции в отчетном году Б тыс. руб.
цена 1 ед продукции в базисном году С руб.;
цена 1 ед. продукции в отчетном году D руб.

3 Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:
объем продаж в базисном году -A кг
объем продаж в отчетном году B кг
цена 1 ед. продукции в базисном году C руб
цена 1 ед. продукции в отчетном году D руб

4 К терминам в левой колонке найдите соответствующие определения в правой колонке:

А Сделка
A.. Рынок купли-продажи машин, оборудования, сырья

Б. Регулируемый рынок.
Б. Формирование правовой базы и охрана участников рыночных отношений.

В. Неценовая конкуренция
В. Обмен товара на деньги и денег на товар.

Г. Спрос
Г Соперничество между крупными фирмами на основе технического превосходства и качества изделий.

Д Рынок средств производства
Д. Количество товаров, которые потребители могут приобрести по определенной цене


















Заголовок 215