Доклад по методу обучения


МБОУ Затонская средняя общеобразовательная школа
Доклад на тему:
«Применение деятельностного метода на уроках в начальной школе ( УМК «Школа России»)»

Подготовила:
Шагалова Наталья Ильинична,
учитель начальных классов

ППК - 2015
«Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, - тем хуже», - утверждал Л.Н.Толстой. Меняются дети, меняются условия и требования, предъявляемые к образованию, а закон, выведенный знаменитым писателем и воспитателем, остаётся одним из главных требований педагогики.
Учитель современной школы должен не только вооружить учащихся определённым набором знаний, умений и навыков, но и помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Я хочу рассказать об уроке введения нового знания, проходящему по деятельностному методу.
Цель урока: формирование новых понятий.
Структура урока.
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу».
1-2 мин.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
2.Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4-5мин.
Возникновение проблемной ситуации.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений , проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 мин.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. « Открытие нового знания».
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.
7-8 мин.
Диалог, групповая или парная работа.
5.Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 мин.
Фронтальная работа, работа в парах .6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4-5 мин.
Небольшой объём самостоятельной работы(2-3 типовых заданий)
Выполняется письменно.
Самоконтроль, самооценка.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 мин.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новое понятие.
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
8.Рефлексия деятельности( итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2-3мин.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось ли ее решить?
Каким способом?
Какие результаты получили?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас получалось хорошо?
Над чем еще надо работать?
Я покажу применение деятельностного метода на конкретных примерах своих уроков.
Введение одного из основных математических понятий – площадь – очень важный и сложный для учащихся момент, поэтому урок проходит как исследование.
На этапе «Актуализация знаний» дети вспомнили, что такое прямоугольник, квадрат, их свойства, нашли периметры по известным сторонам. Затем я предложила им определить стороны прямоугольника, если его периметр равен 16 см. (слайд 4).
-Какой вывод можно сделать?- Периметр один, а стороны разные.
-Начертите их.
-Одинаковые ли прямоугольники вы получили?
-Можете ли вы сказать, какой из них больше, какой – меньше? Достаточно ли для этого ваших знаний?
-Как вы думаете, чем нам надо заняться на этом уроке?- Сравнением прямоугольников, научиться их сравнивать.
Дальше проходит работа в парах. Для этого на каждой парте лежат геом.фугуры.
Дети быстро догадались сравнить «на глаз» и наложением.
Ребята, сравнивая фигуры, мы сравниваем их площади. Если один квадват полностью поместился в другом, значит, его площадь…..? (меньше),а площадь другого квадрата….(больше), площадь треугольника….(меньше), а площадь квадрата….(больше), т.к круги совпали – значит, их площади…(равны).
Можем ли таким же способом сравнить площади наших прямоугольников? – нет.
Ребята, площадь – это величина, значит, она должна выражаться каким-то числом. Что же можно посчитать в наших прямоугольниках? Кто-то да предложит посчитать число тетрадных клеток. Посчитаем: 64 клетки, 60 клеток, 48клеток, 28клеток. Теперь вы можете сравнить площади этих фигур? (Площадь квадрата больше площади прямоугольника).
-А если бы вы чертили на чистом листе без клеток, что бы вы стали считать? – можно разделить на квадратики со стороной 1 см и посчитать, сколько таких квадратиков в каждом прямоугольнике.– Давайте сделаем это с квадратом и прямоугольником 3смх5см.
-Каким способом будете считать?
-Подпишите вычисления под квадратом: 4х4=16квадратиков
-Под прямоугольником: 5х3=15квадратиков
-Какой вывод можно сделать? – тот же. Какую единицу измерения мы выбрали в 1 раз?(тетр.клетку), во 2 раз? ( квадратик со стороной 1см). – Изменился ли результат сравнения?- Какой вывод можно сделать?(результат сравнения площадей не зависит от выбора единицы измерения).Ребята, как бы вы назвали квадрат со стороной 1см?(каким см) – квадратный см, а обозначать его мы будем так:
2
См , а площадь фигур обозначается буквой S. Подпишите ее перед своими вычислениями.
На первичном закреплении можно задать вопросы:
-Чем мы занимались сегодня на уроке?- сравнением фигур.
-Какие способы вы применяли?
-Какое новое математическое понятие вы сегодня узнали? Какой буквой обозначается площадь?
-Что оно позволяет вам сделать?
-В каких единицах мы измеряли площадь?
Для самостоятельной работы можно предложить посчитать площади оставшихся прямоугольников в парах с проверкой по эталону на доске, чтобы дети поняли, что они уже умеют, а в чём затрудняются.
На уроке русского языка при введении понятия о родственных словах, корне слова, я прошу ребят вспомнить, из каких частей состоит растение. Как вы думаете, без какой части растение погибнет? Кто-то догадается, что без корня, обоснует своё мнение, что из корня вырастает стебель, на нём появляются ветви и т.д. А теперь представьте, что посадили слово «лес». Как вы думаете, какие слова вырастут из него? Я на доске рисую эскиз дерева с корнем «лес», а дети выходят и записывают слова, которые образуются от него. Затем я предлагаю найти общую часть во всех словах и спрашиваю, как можно назвать эту общую часть выписанных слов.Поскольку все слова «выросли» из корня «лес», логично назвать его «корень». Показываю, как его надо обозначать, обозначаем его во всех словах. Так что же такое корень слова? А как бы вы назвали слова с одинаковым корнем? можно ли добавить к ним слово «лиса»?.(проверяю осознанность усвоения), а потом вывешиваю плакат с деревом, чтобы они полностью увидели результат. Как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? (слайд дерево)
Во 2 классе мы изучали типы текстов. В 3 классе при их повторении класс разделился на группы, и каждая группа вспоминала, а затем рассказывала про 1 тип текста.. В результате появилась таблица «Типы текстов».
Дети не сразу понимают что такое «цель высказывания», поэтому приходится это объяснять на простых примерах. «21сентября будет контрольная работа». Зачем я вам это сказала? Какая у меня была цель?- сообщить информацию. Текст, в котором сообщается о чём – либо, как называется? А как можно назвать такое предложение? Такое предложение по цели высказывания – повествовательное. Приведите примеры повествовательных предложений. Какое у вас сегодня настроение? Какая цель высказывания этого предложения?Как можно назвать предложение, в котором есть вопрос?- Вопросительное. «Откройте тетради и запишите число». К чему я вас призываю, что побуждаю сделать? Как вы считаете, какова цель этого предложения? Как можно назвать такое предложение по цели высказывания?- побудительное.
Аналогично разбираются и предложения по интонации, а в результате появляется обобщающая схема-таблица, помогающая детям в дальнейшей работе. (слайд «Предложения по цели высказывания и интонации»)
На уроке по окружающему миру при изучению темы «Вода в природе» я провожу подводящий к открытию знания диалог.
-Без какого вещества трудно представить жизнь? Дети дают разные ответы.
-Без еды или воды человек меньше проживёт?
-Почему так говорят: «Мать водица – всему царица»?
-А зачем человеку вода?
-Что же такое вода? Как вы считаете, что нам нужно изучить сегодня на уроке?
- В каком виде существует вода? В кране, озере, реке она -…, что происходит с ней зимой? Во что она превращается? Лед какой? А из чего состоят облака? В каком состоянии вода находится в них? А дома можно видеть водяной пар? Слайд7 Пар---------газообразноеПо мере рассуждения на доске появляется схема: вода -----жидкость-------жидкое Лёд-----------твёрдое-какой вывод можно сделать из наших рассуждений?
имеет своей целью проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Для этого подходят способы: работа в парах, фронтальная работа. Детям можно предложить задать друг другу вопросы по новой теме или разобрать задание учителя, ответить на его вопросы, привести примеры.
Следующий этап деятельностного метода – самостоятельная работа. Её цель: каждый ученик должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
Это может быть тест с взаимопроверкой и последующим обсуждением:
1.Что могут содержать побудительные предложения?
А. Сообщение.
Б. Приказ, просьбу совет.
В. Вопрос.
2.Какое предложение называется повествовательным?
А.Предложение, в котором сообщается о ком-нибудь или о чем –нибудь.
Б.Предложение, в котором содержится вопрос.
3.Как на письме обозначают вопросительную интонацию?
А. С помощью вопросительного знака.
Б.С помощью восклицательного знака.
Или на уроке математики после изучения смысла действия умножения я предлагаю такое дифференцированное задание с взаимопроверкой и по эталону на доске:
Вариант 1. Вариант 2.
1.Замени произведение 21 х 3 суммой
1.Замени сумму 4+4+4 произведением
2.Какое число повторяется слагаемым в произведении 4 х 9
2.Какое число повторяется слагаемым в произведении 5х2
3.Замени сумму 8+8+8 произведением
3.Замени произведение 4х5 суммой
4.Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 7 х 5
4.Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 6х5?
5.Замени произведение 6 х 4 суммой и вычисли:
5.Замени сумму 2+2+2+2+2 произведением и вычисли.
6.Что больше: 12+12+12 или 12х4
6.Что больше: 9+9 или 9х4
После разбора допущенных ошибок слабым ученикам я даю такие задания для индивидуальной работы на других уроках.
На следующих уроках я меняю вид задания, но цель остается прежней- проверить осмысление детьми этой темы. Тесты дети выполнять любят и это не занимает много времени, но по их результатам ясно, с кем и над чем надо работать.(слайд «Выбери верное решение» с.69)
После того, как учащиеся усвоят конкретный смысл умножения и деления, порешают задачи, для самостоятельной работы я предлагаю тест для работы в парах, а на другой урок – уже по вариантам. (слайд ст.73)
Умение работы с тестами – это требование современности , и я учу этому детей с 1 класса. Они научились этому , и у них тестовые задания не вызывают отрицательной реакции. Для уроков по окр.миру у нас есть сборник тестов на каждого ученика. Это позволяет проверить и оценить знания каждого и на каждом уроке. Тесты можно использовать и при подготовке к изучению новой темы. Например, дать тест из 2 класса по частям речи перед повторением этой темы в 3 классе, чтобы знать, на что обратить внимание на уроке, использовать для индивидуальных заданий.
Большую роль в начальных классах имеет наглядность: схемы, обобщающие таблицы, они у меня используются на каждом уроке.
Начальная школа – это, прежде всего, творческий труд учителя. Успешно проведённый урок доставляет радость и учащимся, и учителю. На каждом уроке учитель должен стараться создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Успех- первоначальное условие становления личности.
Я считаю, что применение деятельностного метода обучения позволяет решать все поставленные современностью задачи.