Презентация опыта работы по корнесловно-смысловому методу обучения


Корнесловно-смысловой метод обучения Презентация опыта учителя русского языка и литературы МОУ Ломовской СОШРыбинского МР, Ярославской области Рыбаковой Елены Васильевны 2011 г. Министр просвещения, президент Российской Академии Наук, адмирал. Основатель корнесловно-смыслового исследования слова Александр Семёнович Шишков Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных.Язык подобен древу: в нем также от корня идет слово, и от ветви родится ветвь Все языки суть, без сомнения, потоки, текущие из одного первобытного источника. А.С.Шишков После А. С. Шишкова никто не проявлял такой интерес к корнеслову. Одних ветвей словесных он восстановил около шести тысяч. Сегодня для такого объема исследований нужны были бы институты. Шишков сделал все главные открытия интуитивно. Ныне они доказываются наукой опытно. Понятие о корнеслове. Корнеслов – это первоначальная корневая система, от которой происходит словарный состав нашего родного языка ( В.В.Семенцов) Корнеслов - словарь, в котором указывается происхождение слов от первоначальных корней» (Словарь русского языка АН СССР, 1958, т.2, с.137) Цель метода: Уберечь растущего человека от трагических заблуждений и тупиков на жизненном пути, от разрушения сознания - исцелить языковую личностьДать четкое представление о местонахождении ученика относительно начала и конца как мироздания, так и своей жизни на этом светеПротивостоять нейролингвистическому программированию личности ребенкаПерейти от формально-грамматического преподавания русского языка к корнесловному смысловому методу обучения По наблюдениям кандидата педагогических наук В.В.Семенцова, директора православной светской школы «Гуманитарий», разработавшего основные положения корнесловного смыслового метода обучения: «Слова родного языка, усваиваемые ребёнком с первых дней жизни, непосредственно участвуют в обустройстве его внутреннего мира. Своеобразная картина мира и симфония чувств каждого из нас могут быть рассмотрены как плоды поэтического творчества – сочинения внутреннего словесного текста». Будучи произнесёнными, наши представления связываются в тексты внешние, т.е. потоки речи. К примеру, указание на единый этимологический корень терминов предложение, подлежащее, предлог, залог, слог позволяет учащимся живо и образно представить себе процесс порождения речи; дает пищу для самостоятельных догадок о правилах построения предложений. Предложить ученикам образцы истины, т.е. не то, что сложно, а то, что просто (стоять, восстановить), то, что ему предстоит. Тогда представления ученика будет ближе истине («пред Богом предстоят») Дальнейшее указание на тот же корень в слове ложь способствует уже не просто тренировке ума, но воспитанию мудрости и способности глубокого философского восприятия стихотворения Тютчева Silentium («мысль изреченная есть ложь»). Формы и методы работы со словами – Построение и описание корнеслова предметной области - нахождение родовых и видовых признаков слов;– сравнение научного и житейского толкования;– выделение ключевых слов темы в тексте, в рассказе учителя. - приемы нахождения ключевых слов в тексте с целью их корнесловного разъяснения и осмысления.– составление логической цепочки, рассказа Этапы корнесловного урока 1. Подготовка почвы к восприятию корнесловного образца 2.Откровение истинного представления в названном понятии.(Пахота)3. Привитие вкуса к корнесловному осмыслению текста урока4.Покров и уход за укореняющимися и прививающимися живыми представлениями. Толкование слов к уроку по теме «Нравственное становление Петра Гринёва» ЧЕСТЬ – В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). (Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть. Была и честь, да не умел ее снесть, Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет.)Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. - человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять. ЧЕСТЬ – чета, считаю, читать почтенье - с кем сочетаешься (Чти отца и мать. Беречь того, с кем сочетаешься)  - Дайте ваше толкование слова СТАНОВЛЕНИЕ.Подберите однокоренные слова: становиться, стал, стоит, устоит, настояние, состояние, настоящее, достоинство (от *est –есть) Достоинство - Н. Шанский: «образование от достой «сообразность», производного от достояти «быть достойным». Буквально – «такой, какой следует, каким должен быть».Уточнение: «такой, каким должен стать».   ( Нрав - одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. Человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга. |Нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный. | Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданинаНравъ – образ мыслей и чувствований, тоже, что сердечное расположение (Дьяченко)НОРОВ – воля, желание, хотение Нрав – характер, психические свойства, привычки, особенности поведения, связанные с чертами характера. Др.-рус. книж. Нравъ – стремление, желание, доблесть, добродетель, нравственность, обычай, привычки, образ действия (Срезневский) (П.Черных) СУДЬБА - в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В кон. 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств. СУДЬБА -определение Всевышнего (Псал. 35,7) Участь, предназначенная человеку от Бога (Дьяченко)СУД – состав слова: су + дъ(су – «вместе»; дъ (дело, деть) – ставить, устраивать. – «совместное постановление».Однокоренные слова: суждение, рассудок, судьба.Итак, наш внутренний самостоятельный суд – это мысленный выбор между суждением Бога, данным нам в заповедях и в совести, и собственным суждением. -Как вы понимаете смысл слова трудный? (Высказывание собственного мнения учащихся: тяжёлый, сложный)ТРУД НЫЙ – ТРУД, ТРУДИТЬСЯ- Что значит ТРУДИТЬСЯ (копать, пилить, шить, варить и т.д. - т.е. работать)? ТРУД-Сравните ваши предположения с толкованием слова в словарях.(Учащиеся зачитывают)Индоевропейское – tr-eu-d (мять, жать, давить, щемить).Общеславянское – trudъ, trudit (тяжелая ноша, досада, печаль).Древнерусское – трудъ (работа, трудность, беспокойство, забота, страдание, скорбь, болезнь, горе). Почему рассказ называется «Хамелеон»? Хамелеон - гумус – «земля, почва, прах»; леон – «лев». Ср.: лат. homo; англ. Lion (лев). Меняется в зависимости от обстоятельств. Гроза насекомых и более мелких пресмыкающихся. Пожирает их подобно льву. Сам пресмыкается перед теми, кто больше него, подобно земному червю.К какому отряду живых существ относят хамелеона биологи? – Пресмыкающиеся. Хамелеон - порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды Почему рассказ называется «Хамелеон»? Пресмыкающиеся - пре- «очень, в высшей степени». Ср.: «прекрасный, прелестный, преподобный». С- «соединяясь с землей, сливаясь с окружающим фоном». Ср.: «смычка, сходство, связь». Мыкает(ся) – тот же корень, что и в словах мука, мучать, мытарь, мыто «побор, налог, дань». Ср.: «с узелком в руке»; «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Тварь – от глагола творить – индо-европейский корень. *tuor- «охватывать, обрамлять». Однокоренное с твердый. Дословно: «придавать форму, образовывать, создавать». Тварь – это живое создание, материальное воплощение воли Творца.   Благородие – Сочетание корней благ(о) и род (ие):Благо - В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». Благо — хорошо». «...благо буквально – богатство» Род – Производное от той же основы, что и рост, расти. То, что выросло, выращено. Того же корня лат. Arbor «дерево» БЛАГОРОДИЕ Таким образом, благородие – это богоподобное существо, возрастающее от земли к Небу. Человек, в отличие от других земнородных Божиих тварей, сотворен из земного праха не «по роду своему», а по образу и подобию Бога. ВЫВОД - Чем платят «пресмыкающиеся львы - хамелеоны» за свои должности, материальное благополучие и временную безнаказанность?- Своим человеческим достоинством и благородством. Ассоциации слова «домострой» и работа со словарём в ходе изучения «Песни о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова Слово это сложное, оно состоит из двух частей: дом и строй. Заглянем в словарь В.И.Даля:ДОМ – строение для житья; хоромы (в городе); изба со всеми ухожами и хозяйством (в деревне) || Семейство, семья, хозяева с домочадцами || Род, поколение.СТРОЙ – ряд, порядок, расположение, постановка подряд || Лад, устройство, распорядок, согласие || Строитель, попечитель, блюститель (устар). Ключевое слово каждой части: ПРАВОСЛАВИЕОТЕЧЕСТВОСЕМЬЯБЫТ  Получается, что для православного человека жизнь организуется в виде “лесенки”, и если мы будем подниматься по ней снизу, то окажется, что низшим можно жертвовать в случае необходимого выбора ради высшего: бытом — ради мира в семье, домашним счастьем, покоем — ради сохранения отечества или ради истинной веры. Словарь пр. Г. Дьяченко Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Н.Заболоцкий Корнесловный образ слова «музыка» в ходе изучения басни И.А.Крылова «Квартет» Греческие корни слова мудрость – София. Словом софийотис – мудрец древние греки называли не столько ученых-старцев, сколько «музыкантов, поэтов, художников, изобретателей, искусников» (Прот. Г. Дьяченко, с. 319). Как известно, многие великие композиторы, художники, поэты, деятели искусства и мыслители создали свои лучшие произведения в юном возрасте, руководствуясь вдохновением. В словаре П. Черных высказывается предположение об этимологическом родстве слов мудрость и муза (т. 1, с. 547). Следовательно, музыка и мудрец слова однокоренные, так как музыка- это союз муз. Музыка – мудрость жизни. МУЗЫКАЛЬНЫЙМУЗЫКАНТМУЗИЦИРОВАТЬМУЗА Запись в тетрадиМУДРЫЙУМЕНЬЕУММЫСЛЬ У - « ухо»М- «душа» Понимание корнесловного смысла слов ум и мысль Сопоставление их со словами уменье, слух (уши), мудрость. Выход на древние корни –У- и –М- - Как связаны слова музыкант и уменье и почему «уши понежней»? (Корнем У) УМ – понимание стремления, то МУ – стремление к пониманию - Музыка это что?(Язык чувств, переживаний, мыслей т.е. мудрость души) МУЗЫКА - МУДРОСТЬ ДУШИ «Жена да убоится мужа своего»? - И правильно ли мы его понимаем?- Может секрет сокрыт в слове «убоится»? Разберём его по составу: у- бо –ит – ся. В корне остаётся «БО».корень БО = БОГ. Тогда жена боится не мужа, а боится нарушить клятву, слово, данное мужу перед Богом при венчании Утрата представлений о каких-либо корнесловных образах ведет к превращению живых слов в условные обозначения; к обеднению образного мышления и к постепенной деградации языковой личности. Главное отличие живого слова от знака заключается в его способности передавать от предков потомкам традиционный переносный смысл. Смысл слова конкретен, а значение абстрактно. Смысл субъективен, а значение объективно. На уровне значений слов (лексикона) формируются понятия, и происходит понимание обозначенного. На смысловом уровне (логическом) формируются личные отношения-установки. Осмысление слов направляет волю и побуждает человека к совершению поступков. Потеря интереса к тем или иным учебным темам, урокам и предметам обусловлена именно их неопределенностью, обезличенностью, буквально, без-образностью. Безобразность, неопределенность и безжизненность возникает там, где теряется связь с отечественным образным языком. Смысл независим от условий общения, а значение условно. Обращение к этимологическим корням ключевых слов урока развивает способности образного творческого осмысления, развивает корнесловное мышление («Зри в корень» ) Слово язык в своей этимологии восходит к тому же корню, что и слова связь, вязать, узы, яз, я. Собрание людей одного рода, звания и достоинства традиционно именуется ликом. «Лик ангельский – собрание ангелов одного достоинства и звания». (прот. Григорий Дьяченко, Полный церковнославянский словарь, с.283). Эти слова восходят к одному и тому же древнему корню *яз/уз и содержат внутренний образ оторванности от отечественного языка, одичания, отсутствие узды – сдерживающего начала в психике развязность бессвязность необузданность разнузданность Слово личность происходит от более древнего однокоренного слова лик. Следовательно, человека, связанного корнесловными узами родства с ликом предков, можно называть языковой личностью. Общий корень родственных слов личность, лик, лицо по мнению некоторых этимологов, в частности, Н.М. Шанского, восходит к образу литья, отливки. Глагол лить, в свою очередь, согласно словарю П.Я.Черных связан с индоевропейским корнем *lei\loi- «течь», «капать». Образные устойчивые выражения типа он – вылитый отец; они похожи как две капли воды также отражают живую корнесловную связь личности с образом капли. Спектакль «Лицей, который не кончается» А.Пушкин – Федосеев Денис, И.Пущин – Учаев Никита, Антон Дельвиг – Борошнев Павел (9 кл.) «Лицей, который не кончается» (о Пушкине А.С. и его лицейских друзьях), 2009«С любовью в сердце и войной в судьбе» (по произведениям писателей-фронтовиков) Литературно-музыкальная композиция 3 место. в региональном конкурсе «Тебе, Россия!», г. Углич, 2010 «Гуси-лебеди». («С любовью в сердце и войной в судьбе»)Спектакль по рассказу К.Воробьёва , 2010 «Под сенью дружных муз». Спектакль был приурочен к 200-летию Царскосельского Лицея - 19 октября 2011 «Соловей» спектакль по сказке Г.Х. Андерсена.Диплом «Лучшая сценография» в рамках XIV областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга», 2012«Уж постоим мы головою за Родину свою!» Литературная композиция о войне 1812года , 2012«Маленький Принц» Спектакль-размышление о пороках и добродетелях. Муниципальное мероприятие «Парад интеллектуальных побед», 2014 Спектакли театральной мастерской «Глобус»: Вывод С корнесловом становится возможным направлять ассоциативное мышление учащихся на живое творческое восприятие учебного материала и содействовать формированию устойчивых и богатых словесных ассоциаций, свойственных нашему отечественному языку.