Презентация к выступлению «Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога»


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской областиПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯкафедра человековедения и физической культуры«Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога»Московская обл. г.Волоколамск МОУ «ВСОШ №2 г.Волоколамска»Учитель технологии первой категории Шипелов Е.И. Слово «конфликт» (от лат. – conflictus – «столкновение») означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями.Конфликты – созидательные разрушительные В психологии под конфликтом понимают одновременное действие противоположных тенденций, мотивов и интересов.Обусловлены: социально-экономическими противоречиями, системой общественных отношений;2) психологическими особенностями личности, ее поведением, устремлениями. Конфликты могут быть - парными, - межгрупповыми, - скрытыми,- открытыми, - внутри- и - межличностными. Внутриличностный конфликт – это внутренняя борьба мотивов, выбор цели и поведения.Внутриличностный конфликт может быть: созидательным разрушающим. При межличностных конфликтах сталкиваются интересы личностей, их взгляды, нормы поведения, отношение к тем или другим ситуациям. Классификация причин конфликтов 1. Организационно-творческие порождаются слабой организацией труда, в частности педагогического и учащихся; стилем общения друг с другом и с учащимися; игнорированием условий жизнедеятельности коллектива. Известно, что «кто хочет работать, учиться, ищет способы, а кто не хочет, ищет предлог не делать ничего». Конфликты неизбежны там, где:нет перспективы творческого роста,не уточнены функциональные обязанности,установлены непродуманные и нереальные нормы работы, критерии оценки труда,не разработаны системы морального и материального поощрения,отсутствует необходимая для работы и учебы информация. 2. Личностные конфликты возникают на основе характерологических и ситуативных предпосылок.К характерологическим относятся устойчивые, предрасполагающие к столкновению с окружающими черты характера: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить себе.Ситуативные предпосылки для конфликтов:чувство неуверенности и неопределенности в реализации своих возможностей;недостаточная или искаженная информированность;непризнание коллег;отрицательная реакция на сложившуюся ситуацию. 3. Поведенческие конфликты формируются в процессе общения и в тех случаях, когда ожидания обмануты, слова расходятся с делом.Некоторые причины конфликтных ситуаций в педагогической деятельности:перегрузка педагогов и учащихся, завышенные требования;неудачное расписание;рассогласование личных интересов с общественными;избыточная эмоциональная реакция. Неадекватность реакции значимости причины, обусловливающей данную реакцию;недостаточная информированность о данном событии;незаслуженное обвинение, бездушие, оскорбление человеческого достоинства. Недостаток воспитания в целом;отсутствие четких примеров оценки работы педагогов, знаний и умений учащихся, т.е. отсутствие благоприятного психологического климата для работы и учебы. Система профилактики конфликтов. Зная основные виды конфликтов и их причины , можно продумать и систему профилактики конфликтов. К ним относится прежде всего учет характера человека. Доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, самоуверенный, т.е. он действует по принципу «хочу и буду», то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в ссору. Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя (как педагога) и в него самого. Ни в коем случае не кричать (крик и педагог – несовместимые понятия).Встречаются ригидные люди, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо педагогическое терпение. Каждому педагогу необходимо умение определять характер учащегося и выбирать стиль общения с ним. Экстраверт расположен к общению, для него непонятно, как это другой избегает общения, его дружелюбие может быть поверхностным. Он – соловей, слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Его «перехлесты» лучше умерить беззлобной иронией, ибо экстраверт особенно чувствителен к ироническому тону, боится выглядеть смешным. Интраверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, обсуждать вопросы профессиональные и абстрактные, стараться побольше молчать и быть готовым к затяжным паузам. К эффективным профилактическим средствам легко можно отнести ряд правил:- замечание лучше делать наедине и по принципу: «да, да, но…». Это поможет выявить причину конфликта;- предоставлять ссорящимся психологическую паузу, она снимает эмоциональный накал и заставляет обратиться к рассудку;- не отвергать сразу и резко точку зрения другого;- свой неверный шаг лучше признать как можно быстрее и решительнее, опередив возможную критику;- дискутировать в доброжелательном тоне, начиная с вопросов, мнения по которым совпадают;- обсуждать с коллегами или учащимися пути выхода из конкретной ситуации;- использовать «эффект отказа», по К. С. Станиславскому, т.е. отказаться от недостатков человека и искать, что в нем есть хорошего. Это поможет установить доброжелательные отношения;- быть вежливым, вежливость снимает напряженность во взаимоотношениях;- аргументировать поступки, а не давать оценку личности, т.е. обсуждать поступки, а не личность, совершившую их. Конфликты быстро решаются при условии: признания позиции или превосходства одной стороны и подчинения ее другой; согласия на основе взаимных уступок при сохранении своих основных несхожих позиций; взаимного согласия за счет формирования общих интересов. Различают три уровня разрешения конфликтов: 1. Немедленное срочное вмешательство, когда нет времени и возможности долгое время разбираться со взаимными претензиями сторон, их требованиями, интересами, основаниями, ценностями. просто надо «развести» конфликтующие стороны и начать с ними «переговоры», вести открытый разговор. 2. Достигнутое «перемирие» делает возможным углубленные переговоры, направленные уже на принципиальное разрешение конфликта. 3. Профилактика конфликтов, своевременное раскрытие, обнаружение неизбежных конфликтов и введение их в конструктивное русло разрешения. Каждому педагогу полезно ознакомиться с рекомендациями Д.Карнеги «Как расположить к себе собеседника». Вот основные из них. Когда говорите сами: следите, чтобы слушающий вас понимал; подбирайте слова, соответствующие подготовке собеседника; прежде чем высказать указание, обдумайте его; распоряжение должно быть максимально кратким по форме; высказывайте мнение как можно определеннее; поощряйте вопросы; снижайте или наоборот усиливайте аргументы собеседника; старайтесь, чтобы подчиненные не во всем соглашались с вами; наблюдайте, какое впечатление производит ваша речь. Когда слушаете собеседника: не спешите прервать разговор или сказать что-либо наперекор; смотрите собеседнику глаза; не отвлекайтесь на посторонние разговоры; запоминайте существенные моменты из сказанного собеседника; не прекращайте слушать, как бы тяжело это не было; не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику; постарайтесь понять, чем вызван спор – различием точек зрения или неодинаковой постановкой вопроса.