Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в системе СПО


Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
(ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»)
Кафедра технологий и профессионального образования
Итоговая проектная работа по вариативному модулю
«Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в системе СПО»
(72 часа)
ТЕМА ИТОГОВОЙ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМОЙ РАБОТЫ: «Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО »
Выполнил: Киселёв А. В.
Мастер производственного обучения
ГБОУ МО «Ступинский техникум им. А. Т. Туманова»
Проверил : Ковалев Д. С.

2016 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….....................3
Глава 1. Проектирование рабочих программ дисциплин в рамках ФГОС СПО и НПО……………………………………………………..………………………………..4
Глава 2. Практико-ориентированное образованиекак основа подготовкиквалифицированных специалистов…………………………………………………….8
Глава 3. Практическое обучение в формировании профессиональных компетенций обучающихся…………………………………………….................................................11
Глава 4. Проектирование оценочных средств в рамках основных профессиональных образовательных программ
по профессиям и специальностям……………………………………………………..13
Глава 5. Организация учебной и производственной практиккак условие реализацииосновной образовательной программысреднего профессионального образования……………………………………………19
Глава 6. Роль учебной практикив формировании общих и профессиональных компетенций……...…………………21
Заключение…………………………………………………………….….......................25
Список литературы………………………………………………………......................26
Введение
Проектирование образовательной системы в условиях введения ФГОС нового поколения на всех уровнях педагогического проектирования предполагает, прежде всего, четкое определение парадигматических основ формируемой образовательной системы, определяющих, в том числе, и сами методы педагогического проектирования.
Интегративный характер ФГОС нового поколения предполагает интегративный характер образовательной парадигмы, на основе которой создается образовательная система, реализующая новые ФГОС.
Учитывая:
- особенности современного этапа общественного развития
- социальные требования к образованию в современном обществе, формализованные в качестве целей школьного образования
- определенные Законом РФ «Об образовании» (ст.2) основные принципы государственной образовательной политики,
- сформированность теоретических основ введения ФГОС нового поколения, значительные достижения педагогической теории и практики в ходе инновационной деятельности по соответствующим направлениям.
Базовым, системообразующим компонентом педагогической системы является целевой компонент. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной мотивированной деятельности над проблемами, от освоения отдельных предметов к поли- (меж-) дисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе освоения знаний, к активному участию школьников в выборе форм и методов обучения. Интегративный характер целей школьного образования определяет интегративный характер образовательной парадигмы проектируемой образовательной системы.
Введение и реализация ФГОС основного общего образования является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС ООО и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению реализации ФГОС ООО является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС организуется широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС ООО, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.
Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление развития школы в данное время и необходимое условие эффективности образовательного процесса. В рамках комплексного введения ФГОС в нашей школе осуществляется проект «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»
Глава 1. Проектирование рабочих программ дисциплин врамках ФГОС СПО и НПО
Особенностями нового поколения образовательных стандартов для начального и среднего профессионального образования являются задание требований к результатам освоения программы специальности через набор компетенций и усвоение программы посредством объединения обще- профессиональных и специальных дисциплин в профессиональные модули.
С учетом этого, при разработке рабочей программы дисциплины (РП) выбор форм и методов обучения должен проводиться с ориентацией на компетентностный подход. Результаты освоения программы специальности определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции выпускника по направлению подготовки непосредственно связаны с областью, объектами, видами и задачами профессиональной деятельности выпускника.
Проектирование РП производится с учетом внешних и внутренних регламентирующих документов, профессиональных и общекультурных компетенций выпускников на основе требований соответствующих ФГОС СПО и НПО и социальных партнеров колледжа (работодателей).
Перенастройка рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, реализующих ФГОС СПО и НПО, ориентируются на высокие результаты образования, которые выполняют следующую роль:
обеспечивают согласованность рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе компетентностно-ориентированной ООП;
облегчают их проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются между ними системные связи;
помогаютразработчикамрабочихпрограммучебныхдисциплин,
модулей, практик точно определять их ключевые цели;
акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием;
позволяют сосредоточиться на оценивании и выработке критериев, а также на повышении его эффективности и многообразия.
Процесс проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему социально-педагогической деятельности. Сложность системы порождается ценностно-ориентированнымимеханизмамифункционирования, закономерностями основных процессов и характером деятельности колледжа, что требует учитывать принципы проектирования сложных социально- педагогических программ. К таким принципам нами отнесены:
Принцип системности (соблюдение соответствия целей, содержании, методов, форм, средств и оценивания результатов деятельности основных образовательных программ). Данный принцип, используемый при проектировании рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик как части ООП, предусматривает соблюдение соответствия целей, содержании, методов, форм, средств, технологий и механизмов оценивания результатов образовательного процесса.
Принцип преемственности. Преемственность рассматривается как связь между различными этапами или ступенями развития образовательного процесса, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП.
Принцип учета потребностей и интересов заинтересованных сторон. Данный принцип выступает в качестве социокультурной и организационно- управленческой нормы, где социокультурная норма представлена в виде учета запросов и потребностей как потребителей образовательных услуг, а организационно-управленческая норма выступает в виде маркетинговой деятельности, направленной на исследование рынка потребителей . Принцип
выполняет,посути,консолидирующуюфункциюприпроектированиии последующем совершенствовании образовательного процесса.
Принцип маркетинга, выступающего в качестве инструмента отражения динамики социально-экономического контекста жизнедеятельности конкретного обучающегося в вузе и представляет собой способ формирования социального, государственного заказов, изучения потребностей регионов и конкретных потребителей образовательных услуг.
Принцип модульности как способ структурирования содержания образования и конкретной учебной информации.
Принцип технологизации (активное, инновационное обучение как организационный инвариант взаимодействия субъектов образовательного процесса.При разработке рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП можно использовать и другие принципы, сообразные поставленным целям конкретных программ и общему их назначению.
Образовательный процесс, ориентированный на студента, все в большей степени определяется тем, чего хотят достичь обучающиеся. Исходя из сказанного, представляется оптимальным такой способ проектирования и организации образовательного процесса, при котором: основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых; преподаватель выступает в роли педагога-менеджера, а не транслятора учебной информации; информация используется как средство организации деятельности, а не цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
В соответствии с данными требованиями программа учебной дисциплины включает в себя:
Паспорт рограммы учебной дисциплины.
Структура и содержание учебной дисциплины.
Условия реализации учебной дисциплиныКонтроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
Рабочая программа является единой для всех форм получения образования (очной и заочной).
В паспорте программы учебной дисциплины указываются:
специальность (специальности)/ профессия (профессии)
указывается принадлежность учебной дисциплины к циклу в структуре ОПОП СПО (общий гуманитарный и социально-экономический цикл, математический и общий естественнонаучный цикл, профессиональный цикл, включающий в себя общепрофессиональные дисциплины);
приводится краткое описание назначения учебной дисциплины, ее роль в подготовке рабочих и специалистов, формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся, показана связь с другими учебными дисциплинами ФГОС по специальности СПО/ профессии НПО;
подробно описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе лабораторных и практических занятий в рамках освоения дисциплины;
подробно указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт;
рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
Раздел структура и содержание учебной дисциплины содержит тематический план и содержание учебной дисциплины.
Структура учебной дисциплины представлена в тематическом плане, в котором раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины, виды учебной работы.
Содержание учебной дисциплины разрабатывается с учетом требования к результатам освоения ОПОП СПО/НПО по конкретной специальности или профессии и практического опыта, основных умений, которыми должен овладеть обучающийся и знаний, которые он должен усвоить при изучении дисциплины.
Содержание учебной дисциплины рекомендуется начинать с введения, где
дается характеристика дисциплины, ее места и роли в системе получаемых знаний, связь с другими учебными дисциплинами.
По каждой учебной теме (разделу) учебной дисциплины приводятся:
наименование темы (раздела) (в соответствии с тематическим планом);
содержание учебного материала;
лабораторные и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование);
содержание и виды самостоятельной работы обучающихся;
контрольные работы, если они предусмотрены.
По каждому разделу определяется уровень усвоения учебного материала:
ознакомительный – предполагает узнавание ранее изученных объектов и свойств
репродуктивный – выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство
продуктивный – планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
По темам предполагаются рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов, которые содержат, в том числе виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы и их содержание могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Раздел «Требования к условиям реализации учебной дисциплины» включает в себя:
Рекомендуемую тематику курсовых проектов (работ) - указываются примерные темы курсовых проектов (проектов) и общие требования к их содержанию и объему.
Рекомендуемую литературу и средства обучения - указывается основнаяи дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно- методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные. После каждого наименования литературы или учебного пособия указываются издательство и год издания, а после каждого наименования средств обучения – выпускающие их организации и год выпуска.
В разделе 4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины указываются основные формы и методы контроля усвоенных знаний и освоенных умений по дисциплине.
Глава 2. Практико-ориентированное образованиекак основа подготовкиквалифицированных специалистовИзменения, происходящие сегодня в системе профессионального образования, направлены, в первую очередь, на приведение в соответствие квалификации выпускника требованиям рынка труда.
Важным условием развития и модернизации профобразования является практико-ориентированный подход, использование которого в образовательном процессе нацелено на формирование общих и профессиональных компетенций специалиста.
В системе профессионального образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию.
Одни авторы практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе (Ю. Ветров, Н. Клушина) [2].
Другие авторы считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности (П. Образцов, Т. Дмитриенко).Некоторые авторы становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.).
Современное же понятие практико-ориентированного образования можно сформулировать следующим образом: это освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время.
Как мы видим, понятие практико-ориентированного образования неразрывно связано с понятием компетентностного образования. Речь идет о формировании компетенций, как основы освоения того или иного вида профессиональной деятельности.
Вопросы практической направленности обучения в настоящее время включаются в различные нормативные документы, программы стратегического развития системы профессионального образования.
Одной из четырех основных задач «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» [3], является обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Для решения задачи предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя, в том числе, интенсивность обучения, которая будет связана с расширением объема практико-ориентированных методов обучения (обучения на рабочем месте, наставничества, обучения в контексте профессиональной деятельности)
В 2013 году в ведомственную целевую программу Главного управления образования Курганской области «Развитие профессионального образования Курганской области на 2011-2015 годы» [1], в рамках конкурсного отбора региональных программ развития профобразования, был внесен ряд существенных дополнений.
Одно из них также касается создания практико-ориентированной среды, включающей изменение целей образования в связи с введением высокотехнологичных специальностей; проектирование адекватного содержания в контексте требований работодателей на основе модульно-компетентностного и деятельностного подходов; модификацию в обучении на основе интеграции новейших отраслевых, информационных, коммуникационных и педагогических технологий; внедрение методики развития инновационного потенциала педагогических кадров.Все вышеперечисленное говорит о том, что практико-ориентированность неразрывно связана с использованием в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Пункт 7.1. Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Помимо образовательных технологий, для выполнения реальных задач практической деятельности, в ГБПОУ «Курганский государственный колледж» (далее – колледж) используются различные формы профессиональной занятости студентов: учебно-производственные мастерские, лаборатории, учебное конструкторское бюро, студенческий бизнес-инкубатор, учебная фирма, структурные подразделения колледжа (деревообрабатывающий цех, учебная ферма, теплица, столовая и др.).Для обучения в реальных условиях используются базы предприятий и организаций: 2 базовые кафедры, 4 учебных полигона, отделы и подразделения предприятий и организаций.
В декабре 2013 года колледжем подписано соглашение с ЗАО «Глинки» и клиникой «Панта-Рей» о создании «Базовой кафедры». Разработано Положение о кафедре, в настоящее время ведется работа по планированию деятельности кафедры.
Цель работы кафедры: интеграция производства и среднего профессионального образования, направленного на улучшение качества подготовки квалифицированных специалистов, усиление практической направленности учебного процесса, приобретение студентами навыков профессиональной работы, совершенствование компетенций, сформированных в процессе теоретического обучения.
Основная задача, решаемая кафедрой, это усиление практико-ориентированности обучения через активное сотрудничество с предприятиями в образовательном, воспитательном процессе, исследовательской и научно-экспериментальной деятельности.
Одним из видов учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студентов, является практика.
Для подготовки квалифицированного специалиста, востребованного на предприятии, необходимо выстроить непрерывную модель практики, которая подразумевает прохождение студентом практики преимущественно в одной и той же организации. В настоящее время, в рамках реализации профессиональных модулей, места прохождения практики выбираются случайно, по принципу «куда возьмут». Путь к решению проблемы – это поиск постоянных партнеров-работодателей, развитие механизмов государственно-частного партнерства.
Стратегия подготовки рабочих кадров предусматривает дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства в части:
разработки новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания;
регулярного обновления профессиональных модулей действующих образовательных программ,
развития моделей обучения на рабочем месте в структурных подразделениях на предприятиях;
регулярного повышения квалификации педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения) в форме стажировок на предприятиях (в организациях);
реализации по заказу предприятий (организаций) программ профессионального обучения (в том числе на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций);
реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);
оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.
Реализация данных механизмов позволит обеспечить своевременную актуализацию содержания обучения в соответствии с требованиями рынка труда и практико-ориентированность образовательных технологий.
колледжа и базового предприятия будут являться:
разработка учебно-программной документации в соответствии с современными и перспективными требованиями к рабочим кадрам, предъявляемыми со стороны работодателей;
организация практического обучения с использованием современной технологической базы Предприятия;
расширение взаимодействия по развитию производственной деятельности Колледжа;
мониторинг рынка труда с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки рабочих кадров потребностям Предприятия и отрасли в целом;
привлечение специалистов к проведению теоретических и практических занятий, руководству дипломным проектирование, наставничеству во время прохождения производственной практики;
организация стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин по новым технологиям Предприятия.
Еще один путь реализации модели непрерывной практики – это заключение целевого договора между студентом и предприятием. Желательно, чтобы такой договор заключался в самом начале освоения профессиональной образовательной программы, чтобы студент мог планировать прохождение практики и свое дальнейшее трудоустройство, а руководители предприятий начали рассматривать конкретного студента как свой кадровый резерв. В колледже разработана форма договора о целевом обучении, на сегодняшний день заключено более 100 договоров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в колледже выстроена определенная система работы по реализации принципов практико-ориентированного обучения на всех этапах образовательного процесса, что позволяет нам подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями, ориентированного на быструю адаптацию на рынке труда.
Глава 3.Практическое обучение в формировании профессиональных компетенций обучающихсяСтратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных условиях экономика России требует не простого увеличения числа квалифицированных рабочих, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме.
Высококачественное овладение профессией и профессиональными компетенциями сегодня становятся и целью и средством, необходимым для самоутверждения человека как личности.
Присущая рыночным отношениям динамика развития производства требует от профессионального образования ориентации на постоянные изменения соотношения между спросом и предложением кадров.
Одновременно современный рынок труда диктует высокие требования к качеству подготовки выпускников профессионального училища, обеспечивающей качественное выполнение профессиональных обязанностей на основе сформированных в процессе обучения компетенций и приобретенного за время обучения опыта.
Специалист сварочного профиля должен быть адаптирован к условиям производства, уметь работать с технической документацией и производить работы по избранной профессии; при необходимости технически грамотно произвести замену одних материалов другими, а также оценить качество сварочных материалов.
Самая эффективная и качественная подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, способного работать, возможна только в условиях производительного труда, приближенного к реальному производству.
Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Стандарт по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) предусматривает обучение по нескольким профессиям ОК 016- 94.
Модернизация производственных технологий и принципов организации производства изменяет требования к профессиональным компетенциям и уровню квалификации рабочих, возрастает роль аналитической функции, увеличивается доля труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, повышаются требования к уровню самостоятельности.
Основа профессиональной подготовки – это обучение обучающихся в производительном труде в соответствии с общими и профессиональными компетенциями. Виды профессиональной деятельности и характер работ определены стандартом по профессии в соответствии с уровнем квалификации.
Профессиональное обучение обучающихся БОУ НПО «Профессиональное училище № 65» проводится поэтапно: в учебных мастерских, а производственная практика на предприятиях района: ЗАО ДСПМК «Седельниковская», ГП «Седельниковское ДРСУ», ООО «Агрохимсервис», МКП «Седельниковское ПОКХ» и др. В училище имеется начальная учебная база для обучения: учебные кабинеты, учебные мастерские и учебный полигон, проводятся учебно-производственные работы на объектах учебной базы училища.
Рабочая программа учебной практики представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения следующих видов работ:
подготовительно-сварочные;
сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях;
наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление;
дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
Целью программы производственной практики является:
отработка правильности базовых профессиональных умений и навыков при выполнении работ комплексного характера на базе освоенных трудовых приемов и операций;
формирование показателей профессионального мастерства: скорость (производительность труда), самостоятельность, творческое отношение к труду, воспитание у обучающихся целенаправленности, ответственности, подтянутости, бережного отношения к фактору времени и средствам труда, умение трудиться в рабочем коллективе;овладение глубокими и прочными профессиональными знаниями в соответствии с требованием времени и совершенствование профессионального мастерства в области технологии сварочных работ, грамотное использование новых материалов, инструментов, приспособлений, оборудования.
Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен (квалификационный), где проверяется готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ППКРС» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
Ориентиры политики в сфере образования нацелены на формирование специалиста для любой области производства и обеспечение высокого уровня его компетентности, мобильности, максимально благоприятных условий для развития его личности.
Конкурентно способный специалист, на современном рынке труда – это специалист не только владеющий суммой знаний по различным дисциплинам, но и умеющий ориентироваться в конкретной профессиональной ситуации, действовать в ситуации неопределенности, т.е. обладающий профессиональными и общими компетенциями.
Современные экономические условия заставили российский рынок делать ставку на кадры. Работодатели хотят нанимать квалифицированных специалистов, а выпускники – получить хорошую и высокооплачиваемую работу по окончанию обучения, что в свою очередь предполагает мотивацию потребности не просто получить образование, а соответствовать требованиям работодателей
Глава 4. Проектирование оценочных средств в рамках основных профессиональных образовательных программ
по профессиям и специальностям
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования регламентируют осуществление оценки качества подготовки обучающихся и выпускников в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин, оценка компетенций обучающихся. Реализация первого направления оценивания качества профессионального образования не вызывает особых трудностей и вопросов у педагогов- практиков, так как это подход является традиционным.
Выбор адекватных методов оценки уровня компетентности обучающихся и выпускников вызывает у педагогов серьезные затруднения, это объясняется тем, что компетентность не сводится к набору компетенций и не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социокультурную поведенческую составляющие. Она характеризует интегрированные качества личности будущего специалиста и требует использования комплексных методов оценки.
Для того чтобы принять решение об уровне компетентности студента, необходимо иметь сведения об успешности его деятельности в профессиональной и социальной сфере, с которой педагог почти не сталкивался. Реально оценить
состоятельность профессионала может только работодатель, поэтому компетентностный подход к формированию образа выпускника - это шаг в сторону внешних субъектов оценки, поиск новых путей измерения данного качества. Обязательному оцениванию при этом подлежат личностные и профессиональные компетенции, обозначенные в профессиональном стандарте.
Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации.
В качестве методов и оценочных средств контроля могут использоваться как традиционные, так и инновационные.
Остановимся подробнее на характеристике инновационных методов оценки качества профессиональной подготовки обучающихся:
Эффективным средством контроля и оценки качества обучения в рамках компетентностного подходавыступает модульно-рейтинговая система оценки
знаний, умений и навыков, уровня владения необходимыми компетенциями студентов, которая представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за семестровый период обучения по конкретной дисциплине.
Форма контроля учебной деятельности студентов определяется преподавателем в зависимости от вида занятий, предусмотренных рабочим учебным планом:
-для лабораторных занятий – традиционная проверка отчетов, оценка выполненных заданий и др.;
-для практических (семинарских) занятий – оценка выступления, решения задач, разработанных проектов, выполнения контрольных работ (в том числе тестирование) и др.;-для лекций – тестовая оценка знаний студентов (бланковое тестирование на лекционном занятии или компьютерное тестирование в установленное преподавателем время), экспресс-опрос и др.
Признаки рейтинговой системы:
наличие числового, индивидуального показателя оценки овладения студентами необходимыми компетенциями и входящими в них ЗУНами по дисциплине;
дробление процесса обучения по принципу блочно-модульной системы с четким фиксированием результатов (видов деятельности, самостоятельное выполнение которых демонстрирует уровень освоения компетенций);
зависимость текущей и итоговой оценки обучаемого от качества прохождения модулей дисциплины;
использование индивидуального рейтинга как средства мотивации деятельности отдельных студентов и группы в целом.
Портфолио (от фран. porter – излагать, формулировать, нести и лат. folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио довольно широко применяется в деловой жизни многих профессиональных групп. В наиболее простом понимании портфолио – это папка достижений, как личных, так и
групповых. Если рассматривать понятие портфолио более широко, чем лишь как папку достижений, то можно говорить об этом методе как об эффективном способе рационального продвижения будущих профессионалов на рынке труда, оценивания имеющихся у них ключевых компетенций, достижений в образовательной, научно-исследовательской, общественной деятельности, а также перспектив делового, профессионального и творческого роста.
Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий за время обучения в колледже учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-практической, творческой, социальной, коммуникативной).
В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:
В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
портфолио – собственность (собирается для студента);
портфолио – отчет (собирается для преподавателя).
По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
портфолио достижений: включает в себя результаты работы студента по различным блокам учебного материала;
рефлексивный портфолио: включает в себя материалы по самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.
тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы.
Вид портфолио может быть задан преподавателем или выбран по желанию студента.
Портфолио отражает динамику развития студента, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон
интеллекта; помогает проводить рефлексию собственной учебной работы; подготовки и обоснования будущей исследовательской работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии; помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.
В последнее время актуальность приобретает портфолио карьерного продвижения (ПКП), представляющий собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента. Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с преподавателями и кураторами в колледже в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания учебного заведения.
ПКП в минимизированном варианте должно включать следующие пункты:
профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;
список пройденных учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей;
список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младшекурсников и т.д.);
описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;
рекомендации преподавателей, руководителей курсовых проектов, выпускных квалификационных работ, педгогических практик.
сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах (указывается вид мероприятия, тема, время проведения, название организации, проводившей данный форум, а также достигнутый студентом результат);
У ПКП двойное предназначение - с одной стороны, оценка учебных успехов и достижений, а с другой - оценка готовности к профессиональной карьере.
ПКП позволяет работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает условия для принятия оптимального кадрового решения.
Уникальность метода портфолио в том, что оно позволяет научиться размышлять над тем, чему студент научился и как можно использовать приобретенные знания, умения и опыт для решения профессиональных задач. Акцент при использовании данного метода делается на связи теории и практики.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Результатывыполненныхпроектовдолжныбыть,чтоназывается,
«осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Близок к проектному еще один метод - дидактическая игра. Это метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Например, команды могут изображать банки, конкурирующие в области кредитования населения, или политические партии, стремящиеся во время выборов в парламент приобрести наибольшее количество голосов избирателей. Дидактическая игра требует не только знаний, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.
Следующий подобный метод - это «метод Дельфи». Данный метод, по сути, представляет собой не что иное, как разновидность мозгового штурма,
«метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе
«мозговой атаки», проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок. Весьма перспективным может оказаться и метод развивающейся кооперации, созданный Т.Ф. Акбашевым. Для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которых нужна кооперация, объединение студентов с распределением внутренних ролей в группе.
Основными приемами данной технологии обучения являются:
индивидуальное, затем парное, групповое, коллективное выдвижение целей;
коллективное планирование учебной работы;
коллективная реализация плана;
конструирование моделей учебного материала;
конструирование плана собственной деятельности;
самостоятельный подбор информации, учебного материала;
игровые формы организации процесса обучения.
Для решения проблемы, данной преподавателем, согласно этому методу, создаются группы обучающихся из 6—8 человек.
Группа формируется так, чтобы в ней был «лидер», «генератор идей»,
«функционер», «оппонент», «исследователь». Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей у студентов.
Творческие группы могут быть постоянными и временными. Они подвижны, т.е. студентам разрешается переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп».
После того, как каждая труппа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. При этом студенты должны проявить эрудицию, логические, риторические умения и т.п. Если имеющихся знаний у обучающихся недостаточно, преподаватель прерывает дискуссию и дает нужную информацию в лекционной форме.
Кейс-измерители- специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить жизненную или профессиональную ситуацию. При их решении он должен использовать понятия и методы из разных учебных дисциплин, переносить технологии из освоенной области в новую сферу, строить модели и оценивать их адекватность. В этом случае имитируется профессиональная ситуация. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом. Работа над ним может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с другими студентами, с привлечением научной литературы для обоснования своего выбора оптимального решения.
При разработке кейса важно подобрать ситуационные задания педагогической или предметной направленности и обеспечить надежность и сопоставимость результатов измерения. Целесообразно предлагать не только подробное описание ситуаций, но и перечень вопросов к ним. Выполнение задания предполагает демонстрацию способов решения задачи. Это может быть защита проекта, проведение эксперимента, его анализ и др. Результаты решения задачи оцениваются экспертами по предложенным критериям.
Квалификационные тесты (mastery tests) -разделяющие тестируемых на группы подготовленных и неподготовленных. Результаты в данном случае интерпретируются с позиции критериально-ориентированного подхода. Использование mastery tests рассчитано не на сравнение учебных достижений студентов, как это делается в тестах с нормативно ориентированной интерпретацией результатов, а на оценку уровня подготовленности каждого испытуемого в соответствии с неким заранее заданным критерием, в качестве которого может выступать минимально необходимый уровень сформированности профессиональных компетенций. Он определяется с учетом требований профессионального и образовательного стандарта по специальности.
Для оценки уровня сформированности компетенций целесообразно использовать тесты, включающие открытые задания и творческие задания (н-р ситуационные задачи)
Таким образом, в реальных условиях реализации компетентностного подхода в процессе подготовки компетентного специалиста методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве, гармоничной и организованной системе. Значимым является разумное сочетание описанных методов с традиционными. На различных этапах организуемого процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде.
Глава 5. Организация учебной и производственной практиккак условие реализацииосновной образовательной программысреднего профессионального образованияНовое качество образовательных результатов, заданное ФГОС СПО, обусловило возникновение проблем реализации основных профессиональных образовательных программ по заочной форме обучения, в частности – проблем организации учебной и производственной практик студентов-заочников.
С одной стороны, стандарты третьего поколения предусматривают осуществление подготовки студентов по заочной форме получения образования. Однако фактическая реализация стандарта в этом случае встречает такие преграды, для преодоления которых у образовательных учреждений нет достаточных нормативных оснований.
Так, итоговой формой проверки готовности студента (равно как и студента-заочника) к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности является экзамен (квалификационный). Условием допуска к такому экзамену должно стать успешное освоение обучающимся всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.
Полагаем, что в условиях отсутствия правового обеспечения организации практики образовательное учреждение правомочно разработать соответствующий локальный акт. Условия реализации программ практик для студентов-заочников, работающих и неработающих по специальности, могут быть разными. Сошлемся на письмо Минобразования России от 30.12.1999
№16-52-290 ин/16-13 «О рекомендациях по организации учебного процесса по заочнойформеобучениявобразовательныхучрежденияхсреднего профессионального образования»:
«Практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности реализуются студентом самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования»;
«Студенты, имеющие стаж работы по профилю специальности (родственной ей) или работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации, освобождаются от прохождения практик, кроме преддипломной (квалификационной)».
Локальным актом образовательного учреждения можно предусмотреть самостоятельность прохождения практик для студентов-заочников, работающих по соответствующей специальности. В этом случае для образовательного учреждения снимается проблема определения базы практики. Учебная и производственная практики проводятся в соответствующих организациях на основе договоров.
Организация практики с отрывом от производства (для студента- заочника, не работающего по соответствующей специальности) должна предполагать:
заключение договора с организацией на проведение практики;
закрепление ответственного лица от образовательного учреждения и организации – для организации и руководства практикой.
Причем, перечень и объем выполняемых студентом-заочником заданий определяются по согласованию сторон в зависимости от занимаемой обучающимся должности и опыта работы по специальности. Факт освоения студентом-заочником компетенций должен быть подтвержден следующими документами: заполненным организацией аттестационным листом; характеристикой на студента; отчетом по результатам практики, составленным студентом и заверенным организацией; видеоматериалами, подтверждающими практический опыт, полученный на практике. Очертим круг проблемных вопросов в организации производственной практики студентов-заочников, осваивающих специальность 050144 Дошкольное образование. Обозначенные проблемы, в первую очередь, касаются обучающихся, не работающих по соответствующей специальности.
Во-первых, студент-заочник может быть допущен к производственной практике только при наличии медицинского обследования (медосмотра). Такие обследования он должен проходить периодически, что влечет за собой дополнительные финансовые расходы со стороны обучающегося.Работодатель студента-заочника, не работающего по специальности, не будет заинтересован в нем, как в постоянном работнике, так как кроме лабораторно-экзаменационной сессии он должен освобождать обучающегося от основного производства и для прохождения практики, и для прохождения медосмотра.
Во-вторых, опыт реализации специальности показывает, что студент не всегда имеет возможность пройти практику по месту жительства в связи с отсутствием соответствующей организации (в данном случае – дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)).
В-третьих, проблемным стал вопрос о представлении студентом видеоматериалов, подтверждающих факт освоения им практического опыта, профессиональных и общих компетенций, предусмотренных ФГОС. Отдельные руководители организаций отказывают в осуществлении видеосъемки без согласия родителей и не проводят с ними соответствующую работу. Однако статья 152.1 ГК РФ ограничение на осуществление видеосъемки не предусматривает, так как в данном случае видеосъемка в ДОУ осуществляется в государственных и общественных интересах.
В-четвертых, согласно проекту приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (сайт Минобрнауки России), станет проблемной оплата труда руководителям практики от организации. В данном документе эта ответственность возлагается на организацию – базу практики. Расходы на оплату производственной практики студентов сметами организаций в настоящий момент не предусмотрены.
К сожалению, проект приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» не дает ответа на обозначенные проблемные вопросы. Встает необходимость разработки документа федерального значения по организации и проведению практики студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, по аналогии с письмом Минобразования России от 03.03.2003 № 18-51-210 ин/18-28 «Рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования». В названном проекте приказа Минобрнауки России перспективная задача разработки соответствующего документа обозначена.
Никто не оспаривает факта обязательности выполнения требований ФГОС независимо от формы получения образования и подтверждения факта освоения всех предусмотренных компетенций. Однако фактическая реализация специальности по заочной форме обучения встречает множество проблем, наводящих на мысль о невозможности освоения данной специальности по заочной форме получения образования.
В противовес данности можно привести довод о необеспеченности современного рынка труда специалистами в области дошкольного образования. Кроме того, основной закон Российской Федерации – Конституция РФ (ст. 43 п.5) «поддерживает различные формы образования и самообразования».
Надеемся, что практика реализации специальностей СПО по заочной форме обучения найдет разрешение обозначенных проблем на всех уровнях.
Глава 6. Роль учебной практикив формировании общих и профессиональных компетенций.
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям подготовки.
Целью практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности.
Основными профессиональными образовательными программами по специальностям подготовки в техникуме предусмотрены следующие виды практики: учебная практика; производственная практика, состоящая из следующих этапов: практика по профилю специальности и практика преддипломная.
Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей.
Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов технического профиля является учебная практика. Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.
При обучении студенты проходят целый ряд различных учебных видов практики, которые определены образовательными стандартами среднего профессионального образования РФ. Каждая из них обеспечивает профессиональный рост будущих специалистов.
Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Учебная практика студентов призвана обеспечить качественную подготовку будущего специалиста к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций в реальном производственном процессе.
В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения. Они имеют возможность активно включиться в целостный процесс. А также, учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса.
Так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.
Специфика формирования ключевых компетенций у студентов заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда студент сам найдет эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.
Реализовать эти задачи мне помогает внедрение на уроке практического обучения элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения.
При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дисциплины позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала. На формирование профессиональных умений должны быть направлены и практические задания, которые выполняются как на практических занятиях, так и в качестве самостоятельных внеаудиторных работ.
Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения – аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.
Большое место в моей работе занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения – неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализ производственных ситуаций и решение ситуационных производственных позволяют формировать данные компетенции.
Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить студентов решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их.
 Среди сложных задач можно выделить:
- сквозные задачи, проходящие через весь курс.
- комплексные – охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин (их решают в ходе специального практикума или учебной практики)
- целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Среди активных методов обучению профессиональным умениям использую деловые игры. Деловые игры позволяют студентам продемонстрировать не только профессиональные знания и умения, но и свою эрудированность, коммуникативность, инициативность, т.е. черты необходимые организаторам производства. При организации деловой игры следует соблюдать определенные правила, условия для достижения эффективности.
Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики – один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости усиления практического обучения и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование комплексных (сложных) умений специалиста. Такими формами могут стать междисциплинарные практические занятия, которые проводятся в связи с изучением специальных дисциплин. На таких занятиях могут решаться различные типовые профессиональные задачи, для решения которых необходимы знания нескольких дисциплин. При разработке заданий для междисциплинарных практикумов следует исходить прежде всего из содержания профессиональной деятельности будущего специалиста, из анализа его трудовых функций. В настоящее время в ряде техникумов нашей страны ведется экспериментальное внедрение междисциплинарных занятий в учебный процесс.
Таким образом, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволяют выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.
ЗаключениеИтак, важнейшим субъективным фактором, влияющим на эффективность реализации ФГОС НОО и ООО, является учительский состав.  Именно от усилий и профессионализма каждого конкретного педагога напрямую зависят доступность, качество и эффективность образования для каждого ученика.  Анализ посещенных уроков в классах выявил следующее: учителя на уроках формируют универсальные учебные действия, являющиеся базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить определённую составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Для успешной реализации ФГОС на ступени основного общего образования    в 2015-2016 учебном году необходимо:
продолжить работу по внедрению в практику современных и эффективных технологий обучения, моделировать учебные занятия в соответствии с данными технологиями;
создать копилку открытых уроков с использованием технологий проектного обучения, критического обучения, определённого подхода в обучении;
продолжить работу по формированию универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС как основного инструмента образовательной деятельности школьников среднего звена;
разработать рабочие программы для 5 классов по предметам в контексте ФГОС ООО;
продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями   ФГОС ООО;
совершенствовать работу по внедрению в практическую деятельность педагогов тем пройденных курсов повышения квалификации по инновационным направлениям.
Список литературы
Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. пособие/ В. А. Скакун. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2012. – 320 с.
Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2009. – № 12.
Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – М., 2013. – № 6.