Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса За страницами учебника математики, 34 часа. 2016 год


МБОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при УлГУ
г.Ульяновск
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директор по УВР Директор МБОУ «Лицей физики,
___________________________ математики, информатики № 40» при
«____»________________2015г. УлГУ
_____________________Н.А.Горбунова
Приказ №_________от______________
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 5 классы
Разработчик программы: Гуськова Алла Геннадьевна, учитель
математики первой категории МБОУ
ФМИ Лицея №40 при УлГУ,
методист высшей категории УлГУ.

Рассмотрено и рекомендовано на заседании
предметной кафедры
Протокол №___ от «____»_________2016г.
Руководитель кафедры:________________
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка………………………………………………….3
Общая характеристика программы………………………………..….4
Планируемые результаты………………………………………………6
Содержание программы………………………………………………….8
Тематическое планирование…………………………………………...10
Литература……………………………………………………………….12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич.
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозор и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-,- является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».
Данная программа «За страницами учебника математики» для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была предназначена данная программа «а страницами учебника математики», реализация которой проводилась в 2016 -2017 учебном году для учащихся 5 классов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Цели программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создание условий для интеллектуального развития школьников, способствовать развитию положительной мотивации к активной учебной и проектной деятельности; сформировать навыки воображение, расширить кругозор.
Задачи программы:
стимулирование интереса к изучению дисциплины «Математика»;
развивать математическую грамотность, навыки устного счета, расширять кругозор;
развивать мышление и формировать навыки интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение, умозаключении);
формировать учебно-информационные умения;
способствовать формированию умений и навыков проектной деятельности; самостоятельного решения проблемы;
Достигаться это будет с помощью приемов, разработанных Я.И.Перельманом:
экскурсы с историю математики;
использование математических игр, фокусов, головоломок;
приведение примеров применения математики при решении проблем и задач в других науках.
Принципы программы:
1. Актуальность : Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность: Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации.
Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат понимать основных тем на уроках математики.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «а страницами учебника математики» состоит в привлечении школьников к познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
Для реализации целей программы «За страницами учебника математики» для учащихся лицея ФМИ № 40 применялись формы учебных занятий – эврестическая беседа, дидактическая ролевые игры, парная и групповая работа, коллективное творческое дело, проектная деятельность, КВН -игра.
Обучение организовано- на добровольных началах для учащихся 5 класса;
Особенности набора- детей – свободная;
Режим работы- еженедельный по одному занятию по 40 минут, всего 34 часа.
Педагогическая технология, применяемая при реализации программы- технология проблемного обучения и проектная технология.
Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что «За страницами учебника математики» предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на уроках спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми дисциплины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» для 5 класса.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
быстро считать, применять на практике свои знания;
приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
участвовать в проектной деятельности;
умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
 простое наблюдение,
 проведение математических игр,
 опросники,
 анкетирование
 психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
 занятия-конкурсы на повторение практических умений,
 занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
 самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
 участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
 результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
 активность,
 аккуратность,
 творческий подход к знаниям,
 степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
Проверка результатов работы организована в виде:
игровые занятия;
подготовка домашнего задания и его защита в группе;
подготовка сообщения по тематике занятия;
участие в КВН;
подготовка проекта в группе.
Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце года и награждение победителей по результатам проведения мероприятия:
активное участие при решении логических задач и составления математических ребусов;
подготовка домашнего задания;
участие в конкурсах и играх;
участие в КВН;
подготовка проекта в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Занятие 1. – 2 ч.
Математика - царица всех наук. Великие ученые о математике. Историческая справка. Фильм о истории математики.
Занятие 2. - 2ч.
Как люди научились считать. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. Первое упоминание о счете, папирус Ахмеса.
Занятие 3. – 2ч.
Интересные приемы устного счёта. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Выступление участников- защита домашнего задания. Решение задач, выстраиваем логические цепочки рассуждений. Математический калейдоскоп. Фильм по истории математики «Пифагор и школа пифагорейцев».
Занятие 4. - 3ч.
Задачи на переливание, взвешивание и монеты. Выступление по группам – задачи на переливание. Задачи с монетами. Ребусы. Магические квадраты. Защита домашнего задания.
Занятие 5. – 2ч.
Конкурс ребусов. Защита проектов. Групповые и индивидуальные задания.
Презентация по теме. Выступление по теме.
Занятие 6.- 3ч
Логические задачи. Решение задач с помощью таблиц. Задачи «Математический детектив». Групповые задания.
Занятие 7.- 2ч.
Задачи со спичками. Конкурс задач со спичками. Занимательные задачи на логику и внимание. Шифры и математика. Фильм по истории математики.
Занятие 8.- 8 ч.
Решение олимпиадных задач. Решение задач «Кенгуру», «Олимпис» и др.
Решение задач повышенной сложности.
Занятие 9. – 4ч.
Подготовка проектной деятельности -Газета для любознательных «Отгада-ка!». Подбор задание и их обсуждение и защита. Групповая и парная работа.
Занятие 10. - 2ч.
Числа-великаны. Коллективный счёт. Головоломки.
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. Занимательная геометрия. Пространственные фигуры и их свойства. Танграмм и другие головоломки.
Занятие 11. - 2ч.
Математические фокусы и загадки. Подготовка к юбилею Я.Перельмана
Изучение литературы. Решение задач.
Занятие 12. - 2 ч.
Математический КВН. Проекты участников. Итоги и награждение победителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п Тема Форма и виды деятельности
Математика-царица всех наук
1.1 Великие ученые о математике. Фронтальная и групповая
1.2 Историческая справка Парная работа
1.3 Фильм об истории математики. Фильм ВВС
1.4 Поведение итогов Как люди научились считать.
2.1 Знакомство с материалом из истории развития математики. Индивидуальная и групповая работа
2.2 Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. Индивидуальная и групповая работа
2.3 Конкурс ребусов (командные соревнования). Групповая работа
2.4 Первое упоминание о счете, папирус Ахмеса. Парная работа
2.5 Фильм по истории математики «Евклид и его учение» Фильм ВВС
2.6 Подведение итогов Фронтальная работа
Интересные приемы устного счёта.
3.1 Выступление участников- защита домашнего задания. Парная работа
3.2 Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Индивидуальная и групповая работа
3.3 Математический калейдоскоп Конкурс
3.4 Фильм по истории математики «Пифагор и школа пифагорейцев». Фильм ВВС
3.5 Подведение итогов Фронтальная работа
Задачи на переливание, взвешивание и монеты
4.1 Выступление по группам – задачи на переливание Индивидуальная и групповая работа
4.2 Ребусы. Магические квадраты. Индивидуальная и групповая работа
4.3 Выступление участников- защита домашнего задания. Индивидуальная работа
4.4 Подведение итогов Фронтальная работа
Конкурс ребусов
5.1 Защита проектов Индивидуальная работа
5.2 Презентация по теме Индивидуальная работа
Логические задачи
6.1 Решение задач с помощью таблиц. Фронтальная работа
6.2 «Математический детектив». Индивидуальная и групповая работа
6.3 Фильм об истории математики. Фильм ВВС
6.4. Подведение итогов Фронтальная работа
Задачи со спичками
7.1 Конкурс задач со спичками Конкурс
7.2 Занимательные задачи на логику и внимание. Индивидуальная и групповая работа
7.3 Шифры и математика Индивидуальная и групповая работа
7.4 Фильм об истории математики. Фильм ВВС
7.5 Подведение итогов Фронтальная работа
Решение олимпиадных задач
8.1 Решение задач «Кенгуру» Индивидуальная работа
8.2 Анализ и обсуждение решений Индивидуальная и групповая работа
8.3 Решение задач олимпиады «Олимпис» Индивидуальная работа
8.4 Анализ и обсуждение решений Индивидуальная и групповая работа
8.5 Решение задач из сборников Индивидуальная работа
8.6 Подведение итогов Фронтальная работа
Подготовка проектной деятельности
9.1 Обсуждение и презентация подготовленных заданий Фронтальная работа
9.2 Изготовление газеты
«Отгада-ка!». Фронтальная работа
9.3 Подведение итогов Фронтальная работа
Числа-великаны. Коллективный счёт. Головоломки.
10.1 Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. Индивидуальная и групповая работа
10.2 Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. Индивидуальная и групповая работа
10.3 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Индивидуальная и групповая работа
10.4 Занимательная геометрия. Пространственные фигуры и их свойства. Индивидуальная и групповая работа
10.5 Танграмм и другие головоломки.
Индивидуальная и групповая работа
Математические фокусы и загадки
11.1 Подготовка к юбилею Я.Перельмана. Решение задач Индивидуальная и групповая работа
11.2 Изучение литературы. Решение задач.
Индивидуальная и групповая работа
11.3 Подведение итогов Фронтальная работа
Математический КВН
12.1 Математический КВН Фронтальная работа
12.2 Проекты участников. Итоги и награждение победителей.
Фронтальная работа
ЛИТЕРАТУРА.
Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. – М.: Просвещение,1989.-278.с.
Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.
Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.
Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт –сост. В.В.Трошин. - М.: глобус, 2007-382с.
Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.
Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.
Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-6 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.-144с.
Электронные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru
3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru