Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Профиль


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Краснополянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО учителей заместитель директора директор МБОУ
истории и обществознания по УВР Мазурова Е.А………… «Краснополянская СОШ»
Протокол №…..от………… от ……………………….. Медведева Л.Р…………...
Руководитель МО…………. от ……………………
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обществознание 11 класс (профиль)
Учитель С.Н. Бердюгина2015-2016 уч.годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение".2010 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Тема 6 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема 7 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема 8 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема 9 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Учебный план МБОУ "Краснополянская сош" разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 9, 11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию ( профильный уровень) в 11 классе внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа ( 34 *3=102 часа).
Используемый учебно-методический комплект:
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2011 год.
Авторская программа  "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень". Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой А. Ю. Лазебниковой. (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11классы. 2-е издание. Москва "Просвещение",2010 год). Боголюбов Л.Н.Обществознание.Практикум.11кл.Профиьный уровень.-М.:Просвещение,2011
Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класса. / /(Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011.
Сорокина Е.А. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО, 2011.-272с.-(В помощь школьному учителю)..
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2008 год.
Формы организации учебного процесса:
коллективная; групповая; индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность, диспуты, дискуссии.Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку . 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ ( тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы по курсу
"Обществознание"
(профильный уровень)
11 класс.
(102 часа)
Т е м а 6. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 7. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 8. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 9. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Резерв времени — 22 ч.
1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
а)Декларация прав ребенка;
б)Конвенция о правах ребенка.
В) Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. - М.: Просвещение.- 2010
2. Цели изучения курса:
Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;
Умение высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы;
Умение анализировать, делать выводы;
Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)
Умения раскрыть содержание иллюстрации;
Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты
Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.
Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ Объяснять значение обществоведческих понятий;
умения давать самостоятельную оценку процессам, явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы;
Структура курса
№ темы Модуль (ГЛАВА) ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1. Введение. 1
2. Глава 1. Социальное развитие современного общества (28 часов + 14 резерв) 42 (28 часов + 14 резерв)
3. Глава 2. Политическая жизнь современного общества ( 28 часов +1 резерв) 29 ( 28 часов +1 резерв)
4. Глава 3. Духовная культура (18 (16 часов + 2 резерв)
5. Глава 4. Современный этап мирового развития 12 (8часов + 4 резерв)
Итого: 102
4. Контроль реализации программы
а) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).
в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май 2016 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата проведения Тема урока Кол.
часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля. Измерители Домашнее задание
план факт 1 Введение. 1 Изучение нового материала Что изучает курс «06-ществознание». Общество. Человек. Сферы общества Знать основные обществоведческие термины, характеризовать изученные социальные объекты и процессы Проверочная работа Повторить понятия, выполнить практикум.
Глава 1. Социальное развитие современного общества (28 часов + 14 резерв)
2
3.
4. § 1. Социальная структура и социальные отношения
Социальная мобильность и социальные лифты.
Тенденции в развитии социальных отношений. 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Социальная стратификация; социальная стратификация по Марксу, по Веберу, социальная мобильность и социальные «лифты», люмпены и маргиналы, тенденции в развитиях социальных отношений Знать основные положения по теме урока: что такое социальная дифференциация; как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»; три вида социальной стратификации; какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов; какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером; что в социологии понимается под социальной мобильностью; какие «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека. Понимать, почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер; чем статусная группа отличается от класса; какие тенденции в развитиисоциальных отношений характерны для различных групп стран; в чем различие маргиналов от люмпенов Вид контроля: выборочное оценивание.
Измерители: ответы на вопросы §1, с. 5-15;
-задания № 1-8, с. 14
Доклад к теме
5.
6.
7. § 2. Социальные институты
Типы и функции социальных институтов
Социальная инфраструктура 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Социальный институт, типы социальных институтов, функции социальных институтов, социальная инфраструктура Знать основные положения по теме урока: основные признаки понятия «социальный институт»; что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина. Понимать, что такое институали-зация; что лежит в основе типологии социальных институтов; как связаны потребности общества и функции социальных институтов. Уметь привести примеры главных и неглавных социальных институтов; показать на конкретном примере различие между явными и скрытыми функциями социальных институтов Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы §2, с. 16-25;
задания №1-6, с. 23-24
Стр. 25-26, работа с источником
8.
9.
10. § 3. Роль экономики в жизни общества
Экономика и социальная структура общества
Экономика, политика и культура 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономика и культура Знать основные положения по теме урока: каковы место и роль экономики в жизни общества; какие экономические институты и механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния; может ли рыночная экономика способствовать развитию демократии, гражданского общества. Понимать, от чего зависит богатство и процветание страны; влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики. Уметь объяснять, каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества; раскрывать роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы §3,
с. 25-38; задания № 1-4, с. 37.
Работа с источником, стр. 39, сообщение к теме
11.
12.
13. § 4. Социальные статусы и роли
Социализация личности
Социальная адаптация 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Социальный статус личности. Социальные роли личности. Социализация личности. Социальная адаптация Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности и чем он определяется; какие позиции включает прирожденный статус, достигаемый статус; что такое статусная роль; как относятся реальное поведение человека и его статусная роль; какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус; в чем заключается процесс социализации. Понимать, в чем сущность ролевого конфликта; какова роль семьи в социализации личности; какое влияние на становление личности оказывает школа. Уметь раскрывать особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте; показать противоречивое воздействие на взгляды человека средств массо противоречивое воздействие на, взгляды человека средств массовой информации Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 4, с. 38-47;
задания № 1-7, с. 46
Работа с источником
14.
15.
16. §5. Социальные ценности.
Социальные нормы.
Социальные регуляторы. 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Социальные ценности и нормы. Социальные регуляторы Знать основные положения по теме урока: какова роль социальной нормы; какую моральную проблему выражают формулой «знаю, как надо, а поступаю, как хочу». Понимать, чем ценность отличается от нормы; как соотносятся принципы морали и нормы морали; в чем основные особенности моральной нормы; в чем состоит специфика правового регулирования социальных отношений Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы §5,
с. 48-58;
задания № 1-5, с. 56-57
Работа с источником
17.
18.
19. §6. Отклоняющееся поведение.
Преступность
Социальный контроль 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль Знать основные положения по теме урока: в чем заключаются причины отклоняющегося поведения; что такое социальный контроль. Понимать, в чем социальная опасность преступности; в чем состоит значение самоконтроля. Уметь объяснять, почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы § 6, с. 58-68; задания №1-6,
Доклад к теме
Работа с источником
20.
21.
22. § 7. Социальные интересы.

Формы социального взаимодействия
Социальный конфликт
3 Усвоение нового учебного материала.
Закрепление нового материала.
Проверка и оценка знаний Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Социальный конфликт Знать основные определения понятий; что является общей причиной социальных конфликтов.
Уметь раскрывать содержание понятия «социальный интерес»; отвечать на вопросы, давать собственную оценку, приводить собственные примеры; характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия; называть основные методы разрешения конфликта и приводить примеры на каждый вид Выборочное оценивание.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Тест. Ответы на вопросы § 7, с. 68-77; задания №1-5,
Работа с источником
Составить правила выхода из конфликта
23.
24. § 8. Этнос и нация.
Этническое многообразие современного мира
2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Нация и национальность. Этническое многообразие современного мира Знать основные понятия и термины; чем различаются определения понятия «этнос». Уметь объяснять, что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества; отвечать на вопросы Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы §8, с. 77-85; задания №1-4, с. 84-85
Работа с источниокм25.
26.
27. § 9. Межэтнические отношения и национальная политика
Межэтническое сотрудничество
Межнациональные конфликты 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты. Регулирование межэтнических отношений. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации Знать основные положения по теме урока: что такое межэтнические конфликты, их основные причины; каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов. Понимать, какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений; в чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
Уметь назвать уровни межэтнических отношений, показать общее и различное в этих уровнях; привести примеры проявлений двух тенденций в развитии межэтнических отношений; характеризовать принципы национальной политики РФ Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 9, с. 86-96; задания № 1-5, с. 94, работа с источником, подготовить сообщение к теме.
28.
29. § 10. Демография современной России
Демографическая политика в России 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Демографическая политика в России Знать основные положения по теме урока: какие проблемы изучает демография; какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными. Понимать, в чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 10, с. 96-103; задания № 1-3, с. 101-102, доклад к теме
30.
31.
32. § 11. Институт семьи и брака
Тенденции развития семьи в современном мире
Государственная политика поддержки семьи
3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Семья как социальный институт. Социальный институт брака. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи Знать, какие нормы регулируют отношения в семье. Понимать, почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений; что можно отнести к традиционным семейным ценностям; в чем заключается государственная поддержка семьи. Уметь объяснять, каково социальное назначение института брака; объяснять, какие изменения переживает семья в современном мире Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы §11, с. 103-113; задания № 1-5, с. 112, работа с источником, доклад к теме
33.
34. § 12. Быт и бытовые отношения
Культура бытовых отношений 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений. Урбанизация и быт Знать, в чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека; какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов. Понимать, по каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения; какие типы выделяют на основе каждого из них; каковы основные составляющие материально-вещественной среды обитания человека; что такое культура бытовых отношений. Уметь раскрывать содержание понятия «быт»; объяснять, как урбанизация влияет на быт Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы Стр. 125- 126, ответы на вопросы, работа с источником, сообщение к теме «Урбанизация и быт»
35.
36.
37. § 13. Молодежь в современном обществе
Образование и профессиональная подготовка
Молодежная субкультура
3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Молодежь как социальная группа. Гражданское совершеннолетие. Образование и -профессиональная подготовка. Начало трудовой деятельности. Молодежная субкультура Знать основные положения по теме урока: какие права и обязанности приобретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия; как меняются в молодые годы социальные роли и статусы человека; что свойственно неформальным молодежным объединениям. Уметь объяснять, каковы основные психологические особенности юношеского возраста Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 13, с. 124-135;задания № 1-6, с. 133-134, работа с источником, доклад к теме
38.
39.
40. § 14. Социальная структура российского общества
Тенденции развития социальных отношений в нашем обществе
Конституционные основы социальной политики 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Российское общество сегодня: социальный срез. Тенденция развития социальных отношений в нашем обществе. Конституционные основы социальной политики. Государственные стратегии борьбы с бедностью Знать основные понятия и термины; чем характеризуются социальная стратификация современного российского общества. Понимать главные направления борьбы с бедностью. Уметь отвечать на вопросы Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы §14, с. 135-146; задания №1-4,
с. 144-145, работа с источником, вопросы к главе №1
41. Государственные стратегии борьбы с бедностью
1 Систематизация и обобщение учебного материала Общество - совокупность различных социальных институтов. Положение человека в обществе. Формы социального взаимодействия. Нация. Межнациональные отношения. Молодежь. Рост социальной дифференциации Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Самоконтроль. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа 42.
43. Повторительно - обобщающий урок.
Зачет 1
1. Проверка и оценка знаний Знать основные положения раздела. Уметь отвечать на вопросы; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов Контрольная работа Работа над ошибками
Глава 2. Политическая жизнь современного общества( 28 часов +1 резерв)
44.
45.
46. § 15. Политическая система и политический режим
Политические системы диктаторского типа
Политический режим 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Политические системы: общая характеристика. Политические системы диктаторского типа. Политический режим Знать, что такое политическая система; что такое политический режим; как соотносятся между собой политическая система и политический режим; основные разновидности и базовые характеристики авторитарных политических систем. Уметь объяснять, каковы структурные элементы политической системы Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы §15, с. 151-162; задания № 1-4, с. 161, работа с источником
47.
48 § 16. Демократия
Проблемы современной демократии 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Принципы и ценности демократии. Парламентаризм. Проблемы современной демократии Знать признаки и ценности демократии, как связаны они между собой. Понимать, почему парламентаризм называют парламентской демократией Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 16, с. 162-172; задания № 1-6, с. 171-172, синквейн к теме, доклад по теме «Проблемы демократии»
49.
50. § 17. Государство в политической системе
Современная государственная служба и ее задачи 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Государство - основной институт политической системы Знать основные положения по теме урока: почему государство является основным институтом политической системы; в чем проявляется суть и значимость политики как государственного управления; чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»; что представляет собой современная государственная служба и каковы ее задачи Выборочное оценивание
Тест. Ответы на вопросы §17, с. 172; задания после параграфа, работа с источником
51.
52.
53. § 18. Правовое государство.
Гражданское общество
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти 3 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти Знать, что понимается под правовым государством; что представ-"4 ляет собой система местного самоуправления в России; в каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Понимать, в чем сущность и значимость гражданского общества. Уметь характеризовать признаки правового государства Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы § 18 с. 184-193; задания №1-4, с. 192, работа с источником, синквейн к теме
54.
55. § 19. Роль СМИ в политической жизни
Характер информации, распространяемой СМИ 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний СМИ в политической системе общества. Характер информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя Знать, что входит в понятие «средства массовой информации»; политические функции СМИ; при каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ. Понимать, чем массовая информация отличается от обмена информации в межличностном общении; особенности различных видов массовой политической информации; как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия. Уметь объяснять, какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы § 19, с. 193-202;задания № 1-6, с. 201-202, работа с источником, презентация к теме
56.
57. §20-21. Политическое сознание и политическое поведение
Роль идеологии в политической жизни 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Политическое сознание. Сущность политической идеологии. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; что изучает политическая психология. Попинать, чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»; что называется политическим поведением; каковы мотивы политического поведения, привести примеры. Уметь приводить примеры мотивов политического поведения; объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, каковы возможности регулирования политического поведения Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы § 20-21, с. 203-222; задания № 1-9, с., доклад к теме, работа с источником
58.
59. § 22. Политические партии и движения
Типология и функции политических партий 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Тенденции развития политических партий и движений Знать, каковы основания типологии политических партий. Понимать, в чем сходство и отличия политических партий и движений. Уметь раскрывать содержание функций политических партий; характеризовать основные типы партийных систем; объяснять, как развивается многопартийность в России; объяснять, почему вывод о закате партий как политического института является сегодня несознательным Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы §.22, ответы на вопросы, работа с источником, сообщение к теме
60.
61. § 23. Лидеры и элиты в политической жизни
Роль политического лидерства 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Группы давления Знать, что представляет собой политическая элита; каковы основные типы формирующихся в обществе элит; какую роль в политической жизни играют группы давления. Понимать, чем контрэлита отличается от элиты; как создается имидж политического лидера. Уметь объяснять, в чем заключается сущность политического лидерства Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 23, с. 233-244; задания № 1-3, с. 243, сообщение к теме
62.
63. § 24. Выборы в демократическом обществе
Политические технологии избирателя 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Избирательная система. Избирательная кампания. Политические технологии избирателя Знать, что понимается под избирательной системой. Понимать, как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания». Уметь характеризовать этапы избирательной системы; объяснять, в чем сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных объединений и высшего должностного лица государства Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 24, с. 245-255; задания № 1-4, с. 254, работа с источником, сообщение к теме
64.
65. § 25. Человек в политической жизни
Типология политических культур 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Политическое участие. Понятие политической культуры. Типология политических культур Знать, что понимается под политическим участием и каковы его формы; типы политической культуры. Понимать, в чем особенности российской политической культуры. Уметь раскрывать содержание понятия «политическая культура» Проверочная работа.
Тест. Ответы на вопросы §25, с. 255-265; задания № 1-4, с. 264-265, сообщения к теме
66.
67. § 26. Политический конфликт
Развитие и урегулирование политических конфликтов 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний
Источники и значение конфликтов в политике. Развитие политического конфликта. Урегулирование конфликтов Знать, какова природа политических конфликтов, в чем заключаются их причины, какое значение имеют конфликты в политической жизни общества. Понимать, как развивается конфликт, чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта; каковы пути предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов. Уметь характеризовать наиболее острые формы политического конфликта; объяснять, в чем заключается роль переговоров, роль посредничества, роль арбитража Самостоятельная работа.
Тест. Ответы на вопросы § 26, с. 265-274; задания М 1-4, с. 273, синквейн к теме
68.
69. § 27. Политический процесс
Типологизация политических процессов 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Политический процесс: основные положения. Типологизация политических процессов. Особенности политического процесса в современной России Знать, какие факторы оказывают воздействие на политический процесс; каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом режиме. Понимать, в чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем диктаторского типа; в чем состоит особенность политического процесса в России. Уметь объяснять, почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политической системы; давать характеристику основных типов политических процессов Самостоятельная работа.
Тест. Ответы на вопросы § 27, с. 275-285; задания №1-3, с. 284, работа с источником сообщение к теме
70. Особенности политического процесса в современном мире
1 Систематизация и обобщение учебного материала Сложность и многообразие мира политики. Выборы. Государство. Политические партии. Политические лидеры. Вовлечение граждан в политическую жизнь Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов Самоконтроль. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа 71.
72. Повторительно- обобщающий урок
Контрольная работа 2 Проверка и оценка знаний Контрольная работа Работа над ошибками
Глава 3. Духовная культура (16 часов + 2 резерв)
73.
74. § 28. Духовное развитие общества
Проблема многообразия культур 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний культур. Диалог культур. Толерантность Материальная и духовная культура. Духовное развитие общества. Субкультура и контркультура. Проблема многообразия Знать, что такое культура, какие науки ее изучают; что означает понятие «материальная культура»; что понимается под духовной культурой; каковы способы развития духовной культуры; что такое субкультура, при каких условиях она превращается в контркультуру; какие проблемы порождает признание многообразия культур; что такое диалог культур. Понимать, почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условньш. Уметь объяснять, каковы способы развития духовной культуры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в современном мире; кратко характеризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур Самостоятельная работа.
Тест. Ответы на вопросы §28, с. 289-298; задания №1-5, с. 297, сообщение к теме, работа с источником
75.
76. § 29. Духовный мир личности
Мировоззрение- ядро духовной жизни 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний О духовном мире и духовности. Мировоззрение - ядро духовной жизни. Менталитет человека Знать, что такое духовная жизнь общества, в чем состоит сущность внутреннего мира человека; какие типы мировоззрения выделяет наука, чем характеризуется каждый из них; что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социума. Понимать, каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего; в чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение», в чем их различие; в чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека, как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов Самостоятельная работа.
Тест. Ответы на вопросы § 29, с. 298-307; задания № 1-4, с. 306, работа с источниками, сообщение к теме
77 § 30. Мораль и нравственность 1 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. Нравственная культура Знать, в чем состоит главное отличие принципов морали от моральных норм; какие вопросы решает этика; что такое нравственная культура личности, чем она отличается от общей культуры. Понимать, чем мораль отличается от нравственности; каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии. Уметь объяснять, как они понимают смысл моральных принципов личности Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 30, с. 307-316; задания № 1-4, с. 314-315
78.
79. §31.Наука
Функции науки 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Единство истины и пользы. Функция науки. Большая наука. Этика науки Знать, что такое наука, почему ее характеризуют как двойственную ценность; каковы признаки науки как социального института; когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития науки; основные положения этики ученых; в чем состоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществеПонимать, в чем состоит незавершенность науки; почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 31, с. 316-323; задания №1-8, с. 323-324, работа с источником, сообщение кт теме
80.
81. § 32. Образование
Личная и социальная значимость образования
2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Личностная и социальная значимость образования. Российское образование на путях модернизации Знать, что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать; в чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»; в чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходимо. Понимать, в чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества; каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России. Уметь объяснять, какие качества формирует образование у человека; характеризовать взаимосвязь образования и культуры; характеризовать основные тенденции развития образования в XXI в.; объяснять, каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются Выборочное оценивание
Тест. Ответы на вопросы § 32, с. 326-336; задания № 1-8, с. 335, заполнить карту самоопределения, подготовить сообщение
82.
83 § 33. Роль религии в жизни общества
Мировые религии, принцип свободы совести 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Религия как одна из форм культуры. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Принцип свободы совести Знать, что такое религия, какие элементы религии можно выделить; какими признаками характеризуется религиозное сознание. Понимать, каково значение религии в жизни общества; в Чем сущность принципа свободы совести, как он реализован в законодательстве Российской Федерации. Уметь объяснять, каковы основные идеи каждой из мировых религий Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы §33, работа с источником, ответы на вопросы, сообщение к теме
84.
85. § 34. Место искусства в духовной культуре
Функции искусства 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Что такое искусство. Споры о сущности искусства, функции искусства. Структура искусства. Современное искусство Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и его отличительные черты; причины возникновения искусства; сущность искусства. Уметь называть и характеризовать основные функции искусства; перечислять основные виды и жанры искусства Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы §34, сообщение к теме
86.
87. § 35. Массовая культура
Сущность и особенности массовой культуры в России. 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Культурное многообразие. Массовое общество и «человек-масса». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России. СМИ и массовая культура. Симптом вырождения общества или условия его здоровья? Знать основные положения по теме урока: когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуру. Уметь характеризовать народную культуру; называть и раскрывать основные черты массовой культуры; показывать на примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры; определять отличия дореволюци-
онной массовой культуры и современного этапа; объяснять связь СМИ и массовой культуры; приводить аргументы и контраргументы критиков массовой культуры Самостоятельная работа.
Тест. Ответы на вопросы § 35, с. 354-369; зада-ния№ 1-12, 1-7, с. 367, сообщение к теме
88 Самостоятельная работа на тему: «Духовная культура» 1 Систематизация и обобщение учебного материала Культура. Наука. Роль образования в обществе. Религия. Искусство. Массовая культура. Экранная культура. Элитарная культура. Неоконформизм. Футуризм Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов Самоконтроль. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа 89.
90 Повторительно- обобщающий урок по теме : «Духовная культура»
Контрольная работа на тему 2 Проверка и оценка знаний Контрольная работа Работа над ошибками
Глава 4. Современный этап мирового развития (8часов + 4 резерв)
91.
92. § 36. Многообразие современного мира
Достижения и противоречия западной цивилизации. Постиндустриальное общество 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Единство в многообразии. Азиатский прорыв. Особенности традиционных обществ на традиционном этапе развития. Индустриальное общество. Достижения и противоречия западной цивилизации. Постиндустриальное общество Знать основные положения по теме урока: чем обусловлены многообразия форм политической и социальной жизни; в чем проявляется вестернизация слаборазвитых стран; причины успеха модернизации ряда стран Восточной Азии; в чем состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития. Уметь характеризовать достижения и проблемы современных индустриальных обществ Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 36, с. 372-383; задания № 1-5, с.381-382, сообщение к теме, заполнить схему
93.
94. § 37. Глобализация.
и ее последствия
Противоречия глобализации 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Глобализация. Глобализация экономики. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процессов глобализации Знать основные положения по теме урока: что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; что представляет собой глобализация а сфере культуры. Уметь определять основные противоречия процесса глобализации; характеризовать роль НТР и ИКТ в процессе глобализации; называть признаки глобализации ' Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 37, с. 383-393; задания № 1-4, с. 392-393, ответить на вопросы, сообщения к теме
95.
96. § 38. Сетевые структуры в современной мировой политике
Сетевой терроризм на фоне глобализации 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Сети политические. Сетевой терроризм на фоне глобализации. Экстремизм. Субсиди-арностьЗнать основные положения по теме урока: что такое политическая сеть; в каких сферах человеческой деятельности наиболее активно проявляют себя сетевые структуры; в чем опасность террористических сетей. Уметь перечислять особенности и отличительные черты современного политического терроризма Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 38, с. 393-402; задания № 1-3, с. 401, работа с источником
97.
98. § 39. Целостность и противоречивость современного мира
Глобальные проблемы современности 2 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала. Проверка и оценка знаний Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема взаимоотношения Севера и Юга Знать основные положения по теме урока: чем обусловлен планетарный характер глобальных проблем современности; чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса; какова взаимосвязь глобальных проблем современности. Уметь определять роль НТП в развитии современного мира; в чем состоит и как проявляется демографическая проблема; выявлять проявление проблемы взаимоотношений Севера и Юга Выборочное оценивание.
Тест. Ответы на вопросы § 39, с. 402; задания после параграфа, подготовить сообщения
99.
100 Проблема взаимоотношений Севера и Юга
Повторительно- обобщающий урок
2 Систематизация и обобщение учебного материала Современный мир. Традиционный уклад жизни. Международный терроризм. Процесс глобализации Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов Самоконтроль. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа Подготовить сообщение от групп
101.
102. Самостоятельная работа
Контрольная работа 2 Проверка и оценка знаний Контрольная работа Работа над ошибками