Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Профиль.


Название образовательного учреждения (по лицензии)




Утверждаю:
Директор
..
..
_______________
.
Приказ № _от________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
11 КЛАСС
(изучение предмета на профильном уровне)

НА 2010-2011 УЧ.Г.









Автор-составитель:
ФИО
учитель истории и обществознания
квалификационная категория





Населенный пункт, год



1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Приказ Минобрнауки от 09.12.2008 N 379   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебный план образовательного учреждения на 2010-2011 учебный год.
Годовой календарный график образовательного учреждения на 2009-2010 учебный год.

Образовательная деятельность в школе осуществляется на основании .Свидетельство о государственной аккредитации
..............
Уровень изучения учебного материала в соответствии с лицензией:
Общеобразовательные программы дополнительного (профильного) изучения предметов: - обществознание (10-11 классы) – повышенный уровень изучения – нормативный срок освоения – 2 года.
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2006), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.
В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

Целями курса являются:
развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;
освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны
знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2. Содержание изучаемого курса
2.1 Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 3 часов в неделю (3часа
·34 недели=102 часа).

Название раздела, темы
( № п/п )
Всего часов

11 класс


Раздел 4. Социальное развитие современного общества (введение в социологию)
34 часа

Тема 1. Социология как наука.
1 час

Тема 2. Общество и общественные отношения.
8 часов

Тема 3. Личность и общество.
9 часов

Тема 4. Виды социальных отношений.
7 часов.

Тема 5. Этнические и конфессиональные отношения.
7 часов

Раздел 5. Политическое развитие современного общества (введение в политологию)
32 часа

Тема 6. Политология как наука.
1 час

Тема 7. Политика и власть.
5 часов

Тема 8. Государство в политической системе.
7 часов

Тема 9. Гражданское общество и его институты.
9 часов

Тема 10. Личность в политической жизни
5 часов

Тема 11. Политический процесс.
5 часов

Раздел 6. Духовная культура
18 часов

Раздел 7. Современный этап мирового развития
11 часов

Обобщение по курсу
7 часов

Сумма
102

Сумма
204

2.2 Содержание изучаемого курса


Раздел 4. Введение в социологию. Социальное развитие современного общества. (34)
Социология как наука. (1 час)
Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии.

Общество и общественные отношения (8 часов)
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы современной социальной политики Российской Федерации.
Знать понятия:
социальная сфера, социология, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный «лифт», классы, страты, люмпены, маргиналы, социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, сотрудничество компромисс, консенсус, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные группы;
- сопоставлять различные научные подходы анализа дифференциации общества осуществлять комплексный поиск информации;
- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления
выбора.

Личность и общество (9 часов)
Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Знать понятия: социальный, главный, приобретаемый статусы, престиж, социальная роль, имидж, ролевой набор; первичная, продолженная социализация; агенты социализации отклоняющееся поведение, санкции, мораль, право, правовая культура отклоняющееся поведение, девиант, деликвент, правонарушения, преступление.
Уметь:
- использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей;
- делать самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления фактов и оценок;
- уметь участвоватьв дискуссиях по актуальным проблемам.

Виды социальных отношений (7 часов)
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
Знать понятия: экономика, способ производства, собственность, уровень жизни, рынок труда, безработица, профсоюз; семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия, депопуляция, миграция, воспроизводство населения.
Уметь:
-объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) подсистем и структурных элементов социальной системы; - уметь анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах)

Этнические и конфессиональные отношения (7 часов)
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет, сепаратизм, ксенофобия. Знать причины межнациональных конфликтов. мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Межконфессиональный диалог.
Уметь: - передавать содержание информации адекватно. Осознавать национальную идентичность. - развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного); - осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений.
Раздел 5. Введение в политологию. Политическое развитие современного общества (32 часа)
Политология как наука. (1час) Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование
Политика и власть (5 часов)
Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений.
Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Политическая культура. Типология политических систем.
Знать понятия: политика, власть, легитимность, типы легитимности политическая система, ее структура, политическая культура.
Уметь:
- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- развивать умения структурно-функционального анализа
Государство в политической системе (7 часов)
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные черты и признаки.
Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Традиции парламентской демократии в России.
Знать понятия: суверенитет, монархия, республика унитаризм, федерализм, государство, бюрократия, государственная служба, основные направления политики государства, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, парламентаризм, плюрализм, непосредственная демократия, представительная демократия, многопартийность, политическое и правовое равенство, защита прав меньшинств.
Уметь:
- работать с текстами различных стилей, понимать их специфику.

Гражданское общество и его институты (9 часов)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы.
Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.
Знать понятия: идеология, консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление; социальное партнерство, группы интересов политическая партия, классификация политических партий, программа, устав, сетевые структуры, СМИ, достоверная информация, типы информации, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение
Уметь:
- осуществлять комплексный поиск,
- систематизировать информацию по определенной теме из неадаптированных текстов,
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- находить нужную информацию по заданной теме.

Личность в политической жизни (5 часов)
Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм и политизация – формы отклоняющегося электорального поведения.
Политическая социализация личности. Понятие политической культуры.
Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы.
Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму.
Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.
Знать понятия: политическое участие, типы политической культуры, политическая психология, экстремизм, политический терроризм, элита, контрэлита, лидер, имидж, типы лидеров.
Уметь:
- переводить информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным и политическим проблемам.

Политический процесс (5 часов)
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути. Особенности политического процесса в современной России.
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.
Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности.
Знать понятия: политический процесс, политические системы, политический конфликт.
Уметь:
- сопоставлять различные подходы;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации.

Раздел 6. Духовная культура (18 часов)
С опорой на философию и социологию, а также начала культурологи, тема характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Роль духовной культуры в общественном и личностном развитии. Мораль. Нравственные ценности. Нравственная культура.
Роль науки, в современном обществе. Функции современной науки. Этика науки.
Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры.
Место искусства в духовной культуре. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Знать понятия: духовная и материальная культура, духовные потребности, массовая культура, субкультура, контркультура, диалог культур, толерантность; преемственность, новаторство, мировоззрение, менталитет, духовные ценности, патриотизм, гражданственность, мораль, нравственность, нравственная культура, долг, совесть, честь, достоинство. Наука, этика науки, инновации, образование, полное (среднее) образование, профильное образование, модернизация, компетентность. Национальный проект. Мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Искусство, его виды и жанры; знак, символ массовая культура.
Уметь: - сравнивать социальные явления, выявляя их общие черты и различия; - давать нравственную оценку социального поведения людей; - критически воспринимать и осмысливать разнородную социальную информацию, - осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями; - работать с различными неадаптированными источниками социальной информации; - участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам, оппонировать иному мнению.
Раздел 7. Современный этап мирового развития (11 часов)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Проблемы и тенденции развития современного мира в его многообразии и целостности в условиях глобализации. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация и антиглобализация. Глобальные проблемы. Гуманизм. Альтернативы экономического развития России в условиях глобализации. Потенциал инновационного вектора. Социологический прогноз. Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация, информационная цивилизация, глобализация, антиглобализация, глобальные проблемы, гуманизм.
Уметь: - самостоятельно выбирать критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;
- формировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- осуществлять учебно-исследовательские работы по социальной проблематике;
- разрабатывать индивидуальные и групповые ученические проекты;
- готовить рефераты, оформлять результаты исследования актуальных социальных проблем.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

3. Календарно-тематическое планирование. 11 класс.


Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
форма урока
Содержание урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Информ. сопровождение
Дата проведения









По плану
По факту

Раздел 4. Социальное развитие современного общества. (34 часа)

Тема 1. Введение в социологию. 1 час.

1
Социология как наука.
1
Вводный урок
Урок- лекция
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Знать понятия: социальная сфера (подсистема) общества.




Тема 2. Общество и общественные отношения. (8 часов).

2
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
1
Урок изучения нового материала

Урок- лекция
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.

Знать понятия: общество, структура общества. Уметь объяснить изученные положения.




3
Социальная стратификация и мобильность.
1
Комбинированный урок

Урок- исследование
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Знать понятия: социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный «лифт»




4
Социальные группы и их классификация.
Маргинальные группы.
1
Комбинированный урок

Урок- практикум
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.

Знать понятия: классы, страты, люмпены, маргиналы. Уметь:
-характеризовать с научных позиций основные социальные группы;
-сопоставлять различные научные подходы анализа дифференциации общества




5
Социальные институты
Социальная инфраструктура.
1
Комбинированный урок
Урок-практикум Работа с документами. Составление таблицы «Типы и функции социальных институтов»
Типы и функции социальных институтов, субъекты социальной инфраструктуры.
Знать понятия: социальные институты, социальная инфраструктура, социальная мобильность. Уметь осуществлять комплексный поиск информации.




6
Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Социальное поведение
1
Комбинированный урок

урок-дискуссия
Социальные интересы Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.

Знать понятия: социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, сотрудничество.





7
Социальный конфликт и пути его разрешения.
1
Комбинированный урок
урок-практикум
Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.

Знать понятия: компромисс, консенсус. Аргументировать привлекательность толерантной позиции.




8-9
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.

2
Комбинированный урок
семинар
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Современная социальная политика Российской Федерации.

Знать понятия: социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение




Тема 3. Личность и общество. 9 часов.

10
Социальный статус. Социальная роль
1
Урок обобщения и закрепления знаний
ролевая игра
Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
Знать понятия: социальный, главный, приобретаемый статусы, престиж, социальная роль, имидж, ролевой конфликт.
Развитие умений, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой




11
Социализация индивида. Социальное поведение. социальная роль.Социальные роли в юношеском возрасте.
1
Комбинированный урок

Урок-дискуссия
Социализация индивида. Факторы формирования личности Специфика социальных ролей в юношеском возрасте
Знать понятия: социальные нормы, ролевой набор; первичная, продолженная социализация; агенты социализации; манипуляция.




12
Социальный контроль.
1
Комбиниро
ванный урок
Урок-дискуссия. Решение
проблемных заданий
Формы социального контроля
Знать понятия: отклоняющееся поведение, санкции. Использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей.




13-14
Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
2
Урок изучения
нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум. Составление сравнительных таблиц
Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правоено культура.
Знать понятия: мораль, право, правовая культура. Развивать умения самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления
выбора




15-16
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

2
Урок изучения
нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение
проблемных заданий
Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.

Знать понятия: отклоняющееся поведение, девиант, деликвент, правонарушения, преступление.




17-18
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры
Проблемы молодежи в современной России
2
Комбиниро
ванный урок

круглый стол «Способы решения проблем молодежи»
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в соврееной России Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.

Знать понятия: молодежь,
Развивать умение участия в дискуссиях по актуальным проблемам




Тема 4. Виды социальных отношений. 7 часов.

19-20
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни
Экономика и политика.
Экономика и культура
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Разбор проблемных заданий. Анализ материалов СМИ
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура
Знать понятия: экономика, способ производства, собственность, уровень жизни. Уметь объяснить внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) подсистем и структурных элементов социальной системы




21
Социология труда.
Социальное партнерство и перспективы его развития в России
1)
Комбинированный урок
Урок-практикум Работа в группах: мини-проект «Перспективы развития социального партнёрства в России»
Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Знать понятия: Рынок труда Безработица. Профсоюз. Государственная политика в области занятости. Развивать умение оценивать различные суждения





22
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности.

1
Урок изучения
нового материала

Урок-проект «Семья в современном мире».
Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.

Знать понятия: семья,
брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия.




23
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей.
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-исследование. Анализ документов «Государственная поддержка семьи»
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Кризис семьи.
Овладение умениями получения и осмысления социальной информации; освоение учебного материала с помощью практической деятельности в характерных социальных ролях




24
Современная демографическая ситуация в РФ. Семейная и демографическая политика в России.
1
Комбинированный урок.
Анализ текста «Концепции демографического развития РФ на период до 2015г.»
Государственная политика поддержки семьи

Знать понятия: депопуляция, миграция, воспроизводство населения, национальные проекты.




25
Культура бытовых отношений.
1
Урок изучения нового материала

Урок-практикум
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
Развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах)




Тема 5. Этнические и конфессиональные отношения. (7 часов).

26-27
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса
2
Урок изучения
нового материала
Урок обобщение и закрепления знаний
Урок-дискуссия. Решение
проблемных заданий
Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности.
Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет. Развивать умения передавать содержание информации адекватно. Осознавать национальную идентичность.




28-29
Межэтнические отношения. Межнациональное сотрудничество и конфликты
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Лабораторная работа: анализ материалов СМИ. Участие в дебатах по проблеме темы.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений
Знать понятия: сепаратизм, ксенофобия.
Знать причины межнациональных конфликтов. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного)




30-31
Роль религии в жизни общества. Мировые религии
2
Комбинированный урок
Урок-практикум
Религия как форма духовного единства. Мировые религии. религиозные конфессии. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения
Знать понятия: мировые
религии, буддизм, христианство, ислам. Формировать умение осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями.




32
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
1
Урок изучения нового материала

Урок-исследование
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Принцип свободы совести.
Знать понятия: межконфессиональный диалог.




33-34

Социальная структура Российского общества.

2

Итоговый урок
Урок контроля знаний
Семинар. Проверочная работа.
Выполнение проблемных заданий, тестирование в форме ЕГЭ





Раздел 5. Политическое развитие современного общества (введение в политологию) (34 часа)

Тема 5. Политология как наука. 1 час.

35
Политология как наука
1
Урок изучения нового материала

Урок-лекция
Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование





Тема 7. Политика и власть. (5 часов).

36-
37
Власть и политика. Типология властных отношений
Легитимация власти.

2

Урок изучения нового материала

Интерактив
Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.

Знать понятия: политика, власть, легитимность, типы легитимности




38
Политика как общественное явление.
1
Комбинированный урок
Урок-лекция
Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений.






39-40
Политическая система, ее структура и функции. Понятие политической культуры.

2
Урок изучения
нового материала

Интерактив
Политическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Политическая культура. Типология политических систем.

Знать понятия:
политическая система, ее структура, политическая культура.




Тема 8. Государство в политической системе. (7 часов).

41
Государство в политической системе. Основные направления политики государства.
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-лекция
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Формы правления, формы государственно-территориального устройства.
Основные направления политики государства
Знать понятия: суверенитет, монархия, республика унитаризм, федерализм.




42
Понятие бюрократии.
1
Урок изучения
нового материала

Лабораторная работа: изучение документов
Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи.

Знать понятия: государство, бюрократия, государственная служба, основные направления политики государства. Развивать умения структурно-функционального анализа




43
Политический режим. Типы политических режимов.
1
Комбинированный урок

Урок- практикум. Составить таблицу «Типы политических режимов»
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличие.
Знать понятия:
политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Развивать умения самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов




44-45
Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
2
Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Интерактив
Демократия, ее
основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
Знать понятия: демократия, парламентаризм, плюрализм, непосредственная демократия, представительная демократия. Развивать умение работать с текстами различных стилей, понимать их специфику.




46-47
Парламентаризм Делегирование властных полномочий. Развитие традиций парламентской демократии в России.
2
Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок- практикум.
Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Традиции парламентской демократии в России.

Знать понятия: многопартийность, политическое и правовое равенство, защита прав меньшинств




Тема 9. Гражданское общество и его институты. (9 часов).

48-49
Правовое государство. Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
2
Комбинированный урок

Урок- практикум, тестирование в форме ЕГЭ
Сущность и признаки правового государства, основы гражданского общества. Гражданское общество, его отличительные признаки. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти.
Знать понятия: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление; социальное партнерство, группы интересов




50
Политическая идеология
1
Урок изучения
нового материала

Интерактив
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.

Знать понятия: идеология,
консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, Развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по определенной теме из неадаптированных текстов




51-52
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

2
Комбиниро
ванный урок
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-исследование
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы.

Знать понятия: политическая партия, классификация политических партий, программа, устав, сетевые структуры. Развивать умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта




53-54
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

2
Урок изучения
нового мате-
риала

Участие в ролевой игре «Выборы в демократическом обществе»
Избирательная
система. Избирательная кампания.
Избирательные
технологии
Знать понятия: мажоритарная, пропорциональная, смешанная система, избирательная кампания, избирательные технологии. Освоение механизма реализации политических прав гражданина




55
Группы давления (лоббирование).

1
Урок изучения нового материала

Ролевая игра
Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.





56
Место и роль СМИ в политическом процессе.
1
Урок изучения нового материала

ролевая игра
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.

Знать понятия: СМИ, достоверная информация, типы информации, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение Развитие умений поиска нужной информации по заданной теме




Тема 10. Личность в политической жизни. (5 часов).

57
Человек в политической жизни. Политическое участие.
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм и политизация – формы отклоняющегося электорального поведения.
Знать понятия: политическое участие, типы политической культуры. Развивать умение переводить информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу)




58
Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение.
1
Урок изучения нового материала

Урок-лекция
Человек в политической жизни.
Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы
Знать понятия: политическая психология




59
Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.

1
Комбиниро
ванный урок

Урок-практикум
Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму
Знать понятия: экстремизм, политический терроризм. Совершенствовать умения участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам




60
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.

1
Урок изучения
нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум
Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.

Знать понятия: элита,
контрэлита. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений




61
Понятие политического лидерства. Типология лидерства.
1
Комбинированный урок
Работа по группам: составить памятку политического лидера.
Решение проблемных заданий
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.

Знать понятия: лидер, имидж, типы лидеров,. Развивать умение объяснения изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах




Тема 11. Политический процесс. 5 часов.

62-63
Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России.
2
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России
Знать понятия: политический процесс, политические системы. Развивать умения сопоставлять различные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы




64-65
Политический конфликт, пути его урегулирования.
2
Урок изучения нового материала

Урок-практикум
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования
Знать понятия: политический конфликт. Развивать умения отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации




66
Современный этап политического развития России.

1
Итоговый урок
Урок контроля знаний
Выполнение проблемных заданий, тестирование в форме ЕГЭ
Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности.





Раздел 5. Духовная культура (18 часов)

67
Введение в культурологию
1
Урок изучения
нового материала








68-69
Духовная жизнь людей Духовное развитие общества.
2
Урок изучения
нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум Выполнение
проблемных заданий
Понятие «духовная
культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур
Знать понятия: духовная и материальная
культура, духовные потребности, массовая культура, субкультура, контркультура, диалог культур, толерантность; преемственность, новаторство.




70-71
Духовный мир личности.
2
Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Семинар. Урок-дискуссия
Мировоззрение,
его виды и формы. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Знать понятия: мировоззрение, менталитет, духовные ценности, патриотизм, гражданственность. Развивать умения сравнения социальных явлений, выявляя их общие черты и различия




72-73
Мораль.
Нравственная культура.
2
Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-дискуссия.
Практикум: эссе по предложенным проблемам темы.
Мораль. Нравственные ориентиры. Нравственная культура.
Знать понятия: мораль,
нравственность, нравственная культура, долг, совесть, честь, достоинство. Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.




74-75
Наука
2
Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Семинар
Наука. Функции
современной науки. Этика науки
Знать понятия: наука, этика науки, инновации. Развивать умение критического восприятия и осмысления разнородной социальной информации, отражающей




76-77
Образование в современном обществе. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
2
Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-проект: разработка социального проекта «Школа будущего»
Социальная и личная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе
Знать понятия: образование, полное (среднее) образование, профильное образование, модернизация, компетентность. Национальный проект. Разработка групповых ученических проектов




78
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры.

1
Урок обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении социологии(тема 4)
тестирование в форме ЕГЭ
Религия как одна
из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения
Знать понятия: мировые
религии, буддизм, христианство, ислам. Формировать умение осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями.




79-80
Место искусства в духовной культуре
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение познавательных задач
Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Знать понятия: искусство, его виды и жанры; знак, символ. Развивать умение работать с различными неадаптированными источниками социальной информации




81-82
Массовая культура
2
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-дискуссия «Роль СМИ в современном обществе - благо или проблема?» Дебаты
СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества
Знать понятия: массовая культура, СМИ. Развивать умение участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам, оппонировать иному мнению




82-83
Духовная культура
общества
2
Итоговый урок
Урок контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ
Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.
Контроль знаний





Раздел 7. Современный этап мирового развития (11 часов)

84-85
Многообразие современного мира
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Достижения и противоречия постиндустриального общества.
Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация. Развивать умение самостоятельного выбора критериев для сравнения, оценки и классификации объектов




86-67
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Глобализация и ее последствия
2
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Процессы глобализации и становления единого человечества.. Развитие интеграции на примере ОБСЕ
Знать понятия: глобализация, антиглобализация. Овладение умениями получения и осмысления социальной информации




88-89
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальная безопасность.
2
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления знаний
круглый стол «Глобальные проблемы и пути их решения»
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем
Знать понятия: глобальные проблемы. Развивать умение следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)




90-91
Россия в глобальном мире. Глобальная экономика. Россия в глобальной экономике
2
Комбинированный урок

Урок-исследование
Противоречивость глобальной экономики. Альтернативы экономического развития России. Потенциал инновационного вектора





92-93
Взгляд в будущее

2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Социально - гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации
Знать понятия: гуманизм, информационная цивилизация. Развивать умение формировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам




94-95
Современный этап мирового развития
2
Итоговый урок
Урок контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.
Выполнение проблемных заданий. Тестирование




96-97
Итоговое повторение темы социальное развитие современного общества
2
Итоговые уроки
Уроки контроля знаний
й
Выполнение проблемных заданий, тестирование в форме ЕГЭ

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.
Презентация мультимедийных проектов, участие в круглых столах, контрольный опрос, тестирование в форме ЕГЭ




98-99
Итоговое повторение темы Политическое развитие современного общества
2








100
-
102
Итоговое повторение темы Современный этап мирового развития
3










4. Ресурсное обеспечение.
4.1 Основная литература.
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебники:
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2008;
2) Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2008
4.2 Дополнительная (методическая) литература
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2008;
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2008;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005;
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2008. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2008;
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2008. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2008.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2007;
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005;
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
4.3 Медиаресурсы
 В соответствии со стандартом основного общего образования по обществознанию (Профильный уровень)

 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

 Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом и подчеркиванием, соответствуют положениям стандарта.










13PAGE 15


13PAGE 14115




 fhjљёєЮ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·