Открытый урок по физике на тему: «Электрический ток в различных средах»


Министерство образования и науки
Краснодарского края
ГБПОУ «Новороссийский социально – педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого урока по физике
«Электрический ток в различных средах»
Разработала:
преподаватель физики Морозова О.П.
г. Новороссийск
УРОК -РОЛЕВАЯ ИГРА. КОНФЕРЕНЦИЯ «Электрический ток в различных средах»
Методическая цель: использование методов активного обучения через профессиональную направленность урока и эксперимент с использованием элементов игры.
Образовательная цель:закрепить, углубить, обобщить и систематизировать полученные ранее знания, сравнить механизмы проводимости газов электролитов, металлов, вакуумов.
Развивающая цель: организация творческой познавательной деятельности учащихся, привитие им навыков самостоятельного труда в процессе работы по применению, углублению и обобщению программного материала. Привитие навыков самостоятельно подбирать необходимую литературу, учить анализировать и конспектировать ее, логично излагать мысли, делать выводы и обобщения.
Воспитательная цель: воспитание чувства товарищества, ответственности, вырабатывать умение работы в группе, слушать других, считаться с мнением товарищей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Отчет о работе по выбранному направлению
Выпуск газет
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познание вечною жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
А знаете ли вы что ...
Электричество в нашей жизни и в моей профессии
Стремителен молнии бег
Физика и кухонные установки
Электричество и жидкости
3.Рефераты по темам:
Выдержки из записных книжек Томаса Эдисона
Идти к цели через опыты...
Сверхпроводимость
-Стремителен молнии бег-Научный подвиг Фарадея
Русское солнце
Дрейф электрона
Состояние вещества
Об электрической дуге
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ
института по изучению электрического тока в различных средах.
Проректор по научной работе.
Четыре кафедры по семь человек:
-Заведующий кафедры
Эксперт
Экспериментатор
Два теоретика
- Два практика
Два ассистента, помогающие проводить конференцию
Примечания.
Заведующий руководит работой кафедры. Эксперт оценивает активность, знание и умение всех сотрудников.
Экспериментатор проводит фундаментальные опыты.
Теоретик дает объяснения (гипотеза и следствие), применяет законы к
решению поставленных задач.
Практик рассматривает область применения изучаемого вопроса.
Посадка участников конференции.
1 - доска
2-демонстрационный стол 3-стол с оборудованием
столы участников конференции
места для приглашенных

Оборудование и учебно - наглядные пособия:
Набор из четырех таблиц «Электрический ток в различных средах» (опорные конспекты, построенные на основе модели научного познания В.Г. Разумовского по принципу цикличности)
Таблицы вакуумных приборов
Таблицы разрядов в газах
Папки с заданиями и рабочими картами урока
Справочные материалы
Магнитофон
Набор оборудования для демонстрации зависимости физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления, количества теплоты
Макеты вакуумных приборов
Вакуумные приборы
10.Набор оборудования для демонстрации электролиза
11 .Набор оборудования для демонстрации несамостоятельного разряда
12.Набор предметов с гальваническими покрытиями
13.Набор оборудования для демонстрации тлеющего разряда
14.Электрофорная машина
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
/. Организационный момент: каждая кафедра проделала большую подготовительную работу по следующим направлениям:
1.Кафедра «Электрон» - электрический ток в металлах.
« Ищи всему начало, и ты многое поймешь»
К. Прутков
2.Кафедра «Диод» - электрический ток в вакууме.
«Мало просто хотеть - добивайся, стремись...»
Овидий
3.Кафедра «Электролиз»- электрический ток в электролитах
«Наблюдать, изучать, работать.»
М. Фарадей
4.Кафедра «Разряд» - электрический ток в газах
«Думайте, ищите, учитесь, творите себя и мир - ежедневно»
ИМ. ЭмануэльII.Тема I.Электрический ток в металлах
Демонстрация взаимосвязи физических величин электрической цепи: сопротивление, сила тока, напряжение, количество теплоты (закон Ома, закон Джоуля -Ленца).
Опытные доказательства электронной проводимости металлов.
Основы классической электронной теории электропроводности металлов.
Применение электрического тока в металлах в профессии повар -кондитер
Оборудование и учебно -наглядные пособия : источник тока ВУП 4-12, демонстрационные вольтметр и амперметр, лампа на подставке, реостат на 6 Ом, таблица с опорным конспектом, схема опыта.
Вопросы кафедре:
Почему электрические лампы накаливания чаще всего перегорают в момент включения?
Почему в момент включения в сеть мощного приемника (электроплиты) лампочки в квартире могут на мгновение едва пригаснуть?
3.Как согласовать очень малую среднюю скорость движения электроновс практически мгновенной передачей электрических сигналов а большиерасстояния
Задача.
Определить какое количество теплоты выделится в электрической плите за 30 минут работы, если ее сопротивление в рабочем режиме 80 Ом (напряжение 220 В).
III.Тема 2:Электрический ток в вакууме
Электронная эмиссия
Вакуумные приборы
диод
триод, много электродные лампы
электронно-лучевая трубка
3.Применение вакуумных приборов.
Оборудование и учебно-наглядные пособия: таблица с опорным конспектом, таблица «Диод», таблица «Электронно-лучевая трубка», макет триода, триод на панели, макет электронно-лучевой трубки, осциллограф, кинескоп, многоэлектродные вакуумные лампы.
Вопросы к кафедре:
Каково отличие ионизированного атома от возбужденного?
Какие условия необходимы, чтобы в вакууме пошел электрический ток?
При каком условии электроды могут двигаться от катода к аноду?
Задача:
В рентгенографии применяется трубка -диод со скошенным анодом, при торможении электронов создается жесткая рентгеновское излучение. Для этого нужно разогнать электроны с помощью электрического поля. Какое напряжение нужно подать на анод, чтобы электрон подходил к аноду со скоростью 8x10 м/с? (е= 1,6 10-19Кл, те =9,1 Ю-31 кг.)
IV. Блиц -турнир
1.Идет пароход - то взад, то вперед
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Утюг)-Каким законом определяется количество теплоты, выделяемое подошвой утюга?•
2.Привела я солнце за свое оконце,
к потолку повесила, стало дома весело.
Вечером в стеклянном колпачке
Солнышко висит на волоске.(Электрическая лампа)
-Какие лампы применяют для освящения? В чем их принципиальноеразличие9
3.В нашей комнате одно есть волшебное окно.В том окне чудес полно, что же это за окно?Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная(Телевизор)
-Что является основным элементом этого прибора? К какому типуприбор относится?
4.«Трубки сперва выдувались в соседний маленькой стеклодувной;а затем в собственно вакуумной, большой полутемной комнате,обращенной на север, откачивались тремя гудящими вакуумныминасосами»
А.И. Солженицын «В круге первом»
-Что такое вакуум? Какой закон физики применяется при выдувании трубок?
5.Меня никто не видит,но всякий слышит,
а верную спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит
(Гром и молния)
6.«Сквозь листья дождик пробивался;Вдали на тучах гром катался;Блистая молния струей
Пещеру темну озаряла...»
М.Ю. Лермонтов «Кавказский пленник»
- К какому типу разрядов относят молнию9 Перечислите виды разрядов?
7.«И молния сбегает змеем,И дали застилает дым»
И.В. Гете «Фауст»
-При каких условиях возникает молния?
8.Поговорка: «От грозы в воде не спрячешься»
-Почему вода не поможет во время грозы?
9. Алюминий нашел широкое применение в технике и в быту, он «король воздуха» - основной материал самолетостроения.
Его применяют в строительстве, для передачи электричества дешевых бытовых приборов. Было время, когда алюминий был очень дорог, дороже золота и платины. В 1876 году за открытие периодического закона химических элементов, высоко оценивая вклад ученого в мировую науку, первый физико - химический съезд наградил Д.И. Менделеева драгоценным кубком... из алюминия.
-Почему в наше время алюминий перестал быть драгоценным металлом?
V. Тема 3:Электрический ток в электролитах
Опыт с дисцилированной водой и раствором поваренной соли
Объяснение опыта. Носители электрического заряда в растворах и расплавах электролитах
Электролитическая диссоциация
Техника безопасности в профессии повар -кондитер
Закон электролиза
3.Применение:
гальваностегия
рафинирование
электролитическая полировка
электрометаллургия
гальванопластика
Оборудование и учебно - наглядные пособия:
Таблица с опорным конспектом, схема опыта, источник тока ВУП 4-12, лампа на подставке, реостат на 6 ОМ, электролитические ванны с электродами, растворы поваренной соли и медного купороса, никелированные и позолоченные детали, рельефные поверхности.
Вопросы к кафедре:
1.Почему сопротивление электролита уменьшается при повышении еготемпературы?
Почему при прохождении тока через электролиты происходит перемещение и отложение вещества на электродах, а при прохождении тока по металлическим проводникам этого не происходит?
Две одинаковые электролитические ванны наполнены раствором медного купороса. Концентрация раствора в первой ванне больше, чем во второй. В какой из ванн выделится больше меди, если их соединить последовательно? параллельно?
Задача.
Столовый набор опустили в электролитическую ванну с водным раствором азотно-серебряной соли для покрытия серебром. Сколько серебра израсходовали, если процесс длился 5 часов, сопротивление раствора 6 Ом, напряжение на зажимах 6 В? (электрохимический эквивалент серебра 1,118 * 10 -6 кг/Кл)
VI. Тема 4: Электрический ток в газах
Опыт . Несамостоятельный разряд в газах.
Ионизация, виды ионизаторов.
Виды самостоятельных разрядов в газах
-искровой -дуговой -тлеющий -коронный
Оборудование и учебно - наглядные пособия: таблица с опорным конспектом, электрофоры, спиртовка, источник тока, гальванометр, таблица «разряды в газе при атмосферном давлении», таблица «Разряды в газе при пониженном давлении», электрофорная машина, высоковольтный преобразователь «Спектр», трубки с газом Н, Ne, He.
Вопросы кафедре:
Почему в разряженном газе возникает самостоятельный разряд при меньшем напряжении, чем в том же газе при нормальном давлении?
Что такое плазма? Почему она является хорошим проводником тока?
Какова природа проводимости газов? В чем разница в образовании ионов в электролитах и газах?
Задача.
Какова мощность разряда молнии напряжением 25 млн. Вольт и силой тока 20 тыс. Ампер. Сколько стоит молния, если 1 кВт электроэнергии стоит 50 коп.
V. Подведение итогов
Поведение итогов урока - конференции путем анализа рабочих карт каждой из кафедр.
ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ
м
п/пПризнак
для сравнения Металлы Электролиты Вакуум Газы Полупроводники
1. Носители электрического тока 2. Модель среды «■ 3. Ток сопровождается переносом вещества 4. Зависимость удельного сопротивления от температуры 5. Специфические параметры, влияющие на проводимость 6. Специфические явления, законы 7 Применение Рабочая карта кафедры «Электролиз»
Вид деятельности
Сотрудники Отчет о выполненной работе Решение задач
12 3 4 Обсуждение вопросов Блицтурнир Дополнения Рефераты Выпуск бюллетеней Итог работы
Абрамчук Наталья
Руководитель Евсеева Вероника
Эксперт Веремеев Владимир
Экспериментатор \ Кононова Юлия
Теоретик Баранник Екатерина
Теоретик Николайчук Марианна
Практик Гераськин Максим
Практик