Проект В круге жизни , посвященный народным праздникам.

Подготовила Кузнецова Е.В., ПДО ЦДТ «Алые паруса»
Название проекта «В круге жизни».
Цель проекта - формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики (народной праздничной культуры)
Задачи:
Познакомить  участников проекта с  истоками  и обрядами  русской праздничной культуры;
 Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре;
Развить у участников проекта  интерес к истории и культуре русского народа;
 Развить у  обучающихся компетенции, способствующие в формировании личностных качеств;
 Воспитать у обучающихся  уважительное отношение  к семейным традициям;
 Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.
Выбор  стратегии   в достижении поставленной  цели  и задач  данного проекта был неслучаен и определен,  как  взаимодействие  педагога дополнительного образования   не только   с детьми, но и   его  семьей (в рамках подготовки и проведения народного русского праздника). Этапы реализации  данного проекта должны объединить в единое педагогическое пространство всех участников. Дети, педагог и родители  занимаются различными видами деятельности в рамках «рабочих групп»:
исследовательская группа (изучение истоков праздника, обрядов);
группа сценаристов (создание сценария праздника);
группа дизайнеров (разработка эскизов костюмов, декорации, изготовление костюмов, народных кукол;
фольклорная группа (исполнение фольклорных песен, закличек).  Проектная деятельность предполагает не только планирование и организацию деятельности, но и прогнозирование результатов данной деятельности.
Поскольку проект носит образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместно  определить,  что же получают дети,    участвуя  в   реализации проекта. Прогнозирование результатов мы будем оценивать  по традиционным критериям: знания, умения,  навыки. А личная карта ребенка позволит выявить  степень развития  личностных компетенций.
 Обучающиеся
 на уровне знаний:
- знание истоков  праздника;
-  значение  праздничных обрядов;
-  роли детей в народном празднике;
-  символику и значение праздничной атрибутики;
-  требований к детской исследовательской работе.
на уровне умений:
- работать в коллективе;
-создавать художественный  образ (праздничного персонажа);
- работать с литературой и информацией;
- классифицировать  и анализировать информацию;
 на уровне навыков:
- работы с эскизами;
- изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;
- навыки  работы со сценарием;
- навыки  в  проектной деятельности;
- навыки театрализации;
- навыки монологической и диалогической речи.         
компетенции:
Обучающиеся знакомятся с особенностями  национальной  культуры, духовно-нравственными  основами  жизни человека.  В процессе изучения истоков  праздника, а также  особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры,  обучающиеся будут постигать культурологические основы семейных традиций. Таким образом, воспитанники   получают возможность развивать  в себе общекультурные компетенции.
Определение своей личностной траектории в подготовке праздника (исследовательская деятельность, дизайнерская,  актерская,  работа над сценарием), позволяют   каждому ребенку осознавать свою роль в данном проекте.  Ребенок учится выбирать ту или иную деятельность сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей деятельности. Ценностно-смысловые компетенции               обеспечивают механизм самоопределения ученика в  проекте.
Исследование корней  народного календарного праздника, раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает обучающимся  развиваться в познавательной деятельности включая такие её  элементы как: логика, анализ, классификация информации, планирование, а также  навыки целеполагания.  Кроме того, ребёнок учится добывать знания,   пользуясь литературой, опираясь  только на факты. Таким образом,  участвуя в данном проекте у обучающихся формируются  учебно-познавательные компетенции.
Воспитанник должен уметь представить себя в созданном им художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми, педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности  работы как в малой (проектной группе), так и в коллективе  (проведение праздника). Ребенок  учится различным способам взаимодействия со всеми участниками проекта. Получает одобрение и поддержку в развитии своих  коммуникативных компетенций
 
Прогноз результативности реализации данного проекта осуществляется через анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов.
Родители:
-  знакомятся с методами  народной педагогики;
- имеют возможность совместного творчества с детьми;
- повышают свои коммуникативные   возможности;
- знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа;
-  получают возможность наблюдения динамики  развития успешности своего ребенка.
- классифицировать,  и анализировать информацию.

Ход работы:
Введение. На Руси люди объединялись  как  в горе,  так  и в радости. Горя в нашем современном мире итак предостаточно,  взрослым людям не хватает человеческого тепла, любви, полноты жизни, не говоря о ребенке. Поэтому наши предки  так любили праздники. Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного праздника «лежала»  общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего  и роли человека в мире, а  точнее в его выборе между добром и злом. Праздничные действия -  обряды закрепляли в сознании людей данные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник привносит особую эмоциональную окраску – радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей. Так в чередовании будней и праздников, которые    составляют  нормальное течение жизни, закладываются  в  подрастающем  поколении  основные человеческие ценности, правила поведения, как в семье,  так и в социуме.
Поэтому выбор форм взаимодействия с воспитанниками, их  семьями не случаен,  и оправдан  опытом целого народа -  русский народный праздник.
Первый этап (организационно – просветительский):
Роль народного праздника  в воспитании детей и укреплении семьи - «закодированные» в праздничной культуре  методы народной педагогики. Важно подчеркнуть, что  совместная   с детьми подготовка праздника, является событием (совместным бытием, творчеством) для всех сторон, а сам праздник станет неким событием, который и объединит всех участников проекта как на уровне знания истоков праздника, его обрядовой стороны, так и эмоционально. Родители должны  «увидеть» реальные перспективы совместной деятельности как для себя,  так  для своего ребенка.
Таким образом, определяются  участники проекта- педагоги, дети и их родители.
Следующим шагом будет второй этап – организационно- поисковый:
предполагает создание 3 рабочих групп,
в каждой - дизайнер- декоратор (создание эскизов костюма, изготовление костюма, народной обрядовой куклы и пр.).
- исследователь (изучение истоков и обрядов праздника)
- сценарист (разработка сценария на основе материалов полученных от  исследователя),
- фольклорная группа (исполнение обрядовых песен, закличек и пр.),
- руководитель группы (защита проекта).
Следующий этап реализации проекта – организационно – постановочный:
На данном этапе  все участники  группы объединяются, распределяются   роли в группе, выбирается праздник,  обрядовые традиции. (Даны на выбор описания 6 летних праздников).
Следующий этап – итоговый – Защита проекта «Праздник «..» как событие»:
Все предыдущие этапы,  по сути,  являлись совместным бытием (коллективное творчество, деятельность) подготовкой итогового мероприятия. Кульминацией совместной деятельности  должен стать –  праздник. Праздник  как долгожданное  событие, наполненное  приятными эмоциями и чувством сопричастности к общему делу. Данное мероприятие может быть открытым для гостей,  родственников и обучающихся учебных заведений.
Последний этап – Рефлексия:
Анализ проблем,  которые  возникли в процессе работ групп, а также проведения праздника. Анализ проводится на основе отзывов участников проекта, гостей праздника и видеоматериалов. В результате полученной информации ведётся коррекционная работа.
Конкурсная деятельность:
Продуктами  реализации проекта  являются:
-  детские исследовательские работы;
- сценарии;
- театрализованные  представления праздничных обрядов.
Обучающиеся могут  со своими работами  принимать  участие в детских конкурсах  различного уровня. Тем самым,   мы закрепляем  у них  состояние успешности,  расширяем палитру  их компетенций.
Проект  « Народный праздник как средство этнопедагогики»  является дополнением к образовательной программе дополнительного образования детей культурологической направленности  «Юные исследователи» и рассчитан  для обучающихся   разного возраста от 14  – до 17 лет. Для успешной реализации   используем следующие научно – педагогические  принципы:
-       принцип  гуманизации (предполагает уважение к непреходящим общечеловеческим ценностям, внимание к историческим ценностям, их вклад в русское  искусство  и культуру;
-       принцип детоцентризма (предполагает приоритет интересов ребенка и превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);
-       принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающегося);
-       принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь между пройденным материалом и новым);
-       принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление и развитие склонностей у ребенка),
которые определили выбор  форм и методов обучения. Использовать как индивидуальные, так и групповые формы обучения, методика обучения обуславливается спецификой   проекта: метод игра, метод «погружения», творческий метод, исследовательский, метод классификации и анализа информации.
Проект рассчитан на летний период,  структура проекта обусловлена    календарным циклом славян (начало  с июня месяца по август). Поэтому вполне логично  предложить проведение праздника и  закончить реализацию проекта  праздником.
Продолжительность  итогового  праздничного мероприятия определяется  характером ритуально – обрядовой деятельности и атрибутикой праздника календарного цикла и варьируется от одного академического часа (45 мин),  до  одного астрологического часа (60 мин).
Цель: формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики.
Задачи:
Познакомить  участников проекта с  истоками  и обрядами  русской праздничной культуры;
 Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре;
Развить у участников проекта  интерес к истории и культуре русского народа;
 Развить у  обучающихся компетенции, способствующие в формировании личностных качеств;
 Воспитать у обучающихся  уважительное отношение  к семейным традициям;
 Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.
Участниками данного образовательного проекта являются:
обучающиеся (14-17 лет);
родители;
 координатор, педагог дополнительного образования детей Привлеченные специалисты по фольклору, декоративно – прикладному искусству.
Выводы:
В  данном образовательном  проекте мы предлагаем изучение  истоков, традиций  и обрядов четырех основных народных  календарных  праздников:______________. Данные праздники принято называть традиционными, так как основная идея, сценария  празднества и его  атрибутика, передавались, от поколения в поколение на протяжении многих веков и определяли национальный облик культуры.
Для контроля степени реализации проекта и его востребованности,  нами будет   проводиться анкетирование  и тестирование  участников проекта.
15