Открытый урок по математике на тему Прием вычислений вида 36 — 2, 36 — 20 (2 класс)

Прием вычислений вида 36 - 2, 36 - 20
Цели: познакомить с приемом вычислений вида 36 2, 36 20; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
Организационный момент
- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Будем работать быстро, отвечать активно, считать правильно, аккуратно писать в тетрадях и стремиться к новым знаниям.
- И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
- Откройте тетрадь и запишите число, классная работа
- Что вы можете сказать о числе 23? (Это двузначное число, в нём 2 дес. и 3 единицы, разложите на сумму разрядных слагаемых 20+3.)

Актуализация знаний
Логическая разминка
Индивидуальная работа
(У доски работают три ученика.)
Вставь пропущенные числа.



· + 8= 16
9 +
· = 18

17
· = 7

· - 7 = 8

6 +
·= 14

· + 9= 17

11-
· = 6

· - 8 = 8







+ 32 16 + 80


Реши примеры.
20 + 64 61 + 8
45 + 2

7 + 32 16 +80



- Найти периметр фигуры.
6см
2см 2см
6см

Математический диктант
- Начнём наш урок с разминки для ума. Я буду читать вам задание, а вы в строчку через клетку записываете ответы.
– 14 уменьшить на один десяток.
– 8 увеличить на 3.
– Какое число меньше 26 на 6?
– Чему равна сумма чисел 50 и 8?
– Из числа 54 вычесть 4 единицы.
- Сколько см в 3 дм?
- На сколько 35 больше 30?
- Брату 8 лет. Он на 5 лет моложе сестры. Сколько лет сестре?
Поменялись тетрадями.
Проверим свои ответы: (На экране, после ответа ученика.) 4,11,20,58,50,30, 5,13.
Поднимите руку кто выполнил без ошибок?
Кто допустил 1-2 ошибки; Кто более 3 ошибок? Будьте внимательны!
- Запиши эти числа в порядке убывания
Самопроверка. (58, 50, 30, 20, 13, 11, 5, 4)
Решите логическую задачу.
Три первых урока были математика, русский язык и чтение. Математика была не первым уроком, чтение не первым и не третьим. Каков был порядок уроков? (Русский язык, чтение, математика.)
(Решение можно записать в виде таблицы.)

1-й
2-й
3-й

Математика


+

Русский язык
+



Чтение

+



(На наборном полотне карточки.)
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415
Какие карточки перевернуты? Составьте пример. (100 1 = 99.)

ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Коллективная проверка. (Учитель показывает пример. Если он решен правильно, то ученики показывают зелёный круг, если неверно, то красный и исправляют) .
Работа над задачами
Решите задачи устно. Ответы покажите с помощью карточек. Расскажите, как решали.
На спектакль пошли 12 мальчиков и 10 девочек. Сколько детей пошло на спектакль? (12 + 10 = 22.)
У фокусника было 12 красных платков и 8 синих. На сколько красных платков было больше, чем синих? (12 8 = 4.)
Мороженое купили 20 детей, 13 детей купили эскимо, а остальные пломбир. Сколько детей купило пломбир? (20 13 = 7.)
В первом ряду сидели 18 человек, а во втором на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду? (183 = 15.)
Бабушка испекла 10 пирожков с яблоками и 6 с капустой. За обедом съели 8 пирожков. Сколько пирожков осталось? (10 + 6 - 8 = 8)
МОЛОДЦЫ
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
50
· = 20 7
·= 3 56 3 =
· 56 30 =
·
70
· = 40 8
· = 2 87 5 =
· 87 50 =
·

Чем похожи примеры в первом столбике? (Из десятков вычитают десятки.)
Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.
Чем похожи примеры во втором столбике? (Из единиц вычитают единицы.)
Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.
Чем похожи примеры в третьем и в четвертом столбиках? (В третьем столбике из двузначного числа вычитают однозначное. В четвертом столбике из двузначного числа вычитают двузначное.)
Знаете ли вы, как выполнить вычитание в этих случаях? (нет)
Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
ЦЕЛЬ. (Ответы детей. Будем учиться новым приёмам вычисления, когда из двузначного числа будем вычитать однозначное и круглое число. )
- Давайте спланируем наши действия, чтобы достичь цели.
План урока:
Знакомство с новым приёмом вычисления.
Правило.
Отработка вычислительных навыков .
Решение задач
Работа по теме урока
1. Знакомство с вычислительным приемом
Зарисуйте в тетради число 36 с помощью геометрических фигур. Десятки изобразите треугольниками, а единицы точками.
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415
Давайте вычтем из числа 36 число 2. Что такое 2? (2 единицы.)
Что нужно сделать на рисунке, чтобы показать, что вы вычли 2? (Зачеркнуть 2 точки.)
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415
Сколько единиц останется? (4.)
Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (34.)
Что скажете о количестве десятков? (Оно не изменилось.) (Учитель делает запись на доске.)
36 - 2 = 30 + 6- 2 = 30 + 4 = 34
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415
Как мы выполняли вычитание? (Единицы вычитали из единиц.)
Зарисуйте число 36 еще раз.
Теперь попробуем вычесть число 20. Что такое 20? (2 десятка.)
Какое действие вы выполните на рисунке? (Зачеркнем 2 треугольника.)
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415
Сколько десятков осталось? (1.)
Что можете сказать о количестве единиц? (Оно не изменилось.)
Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (16.)
Запишите эту операцию с помощью чисел.
(Один ученик делает запись на доске.)
36 - 20 = 30 + 6 - 20 = 30 20 + 6 = 16
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415
Как мы выполняли вычитание? (Десятки вычитали из десятков.)
2. Работа по учебнику
Прочитайте правило на с. 59. Рассмотрите рисунки. Сделайте вывод: правильно ли мы рассуждали? (Мы рассуждали правильно)
№ 1 (с. 59).
(Коллективное выполнение с проговариванием хором.)
№ 4 (с. 59).
(Первый и второй столбики выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные самостоятельно. Проверка по образцу на доске.)
Физкультминутка
Стану я сейчас юлой
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 2 (с. 59).
Прочитайте задачу.
Выполните краткую запись.
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько мальчиков и сколько девочек занимается в кружке.)
Известно ли, сколько мальчиков занимается в кружке? (5.)
Известно ли, сколько девочек занимается в кружке? (Неизвестно. Известно, что девочек на 4 больше, чем мальчиков.)
Можем ли мы узнать, сколько девочек занимается? (Да.)
Запишите решение задачи по действиям е пояснениями.
(Один ученик работает у доски. Проверка.)
- А кто другим способом решил задачу поднимите руку? Как?
№ 3(с.59). работа в парах.
Устно составьте задачи по кратким записям: вариант 1 по краткой записи 1, вариант 2 по краткой записи 2.
Расскажите свою задачу соседу по парте. Предложите ему решить вашу задачу.
Решение задачи запишите двумя способами: по действиям и одним выражением. (Можно записать, только решение, так как краткая запись у вас в учебнике).
Спросить решение задачи по одному (два) ученика с каждого варианта.
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415
Решение
Первый способ:
5 + 3 = 8 (руб.) истратили;
8 + 20 = 28 (руб.).
Второй способ: 5 + 3 + 20 = 28 (руб.).
Ответ: было 28 руб.
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.14 1415

Решение
Первый способ:
5+10 = 15 (руб.) - было;
15-8 = 7(р.).
Второй способ: (5 + 10) 8 = 7 (руб.).
Ответ: осталось 7 руб.
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли решил задачу ваш товарищ.
Оцените работу друг друга. Поставьте на полях знак !, если задача решена верно, знак +, если решение верное, но допущены ошибки в вычислениях, знак -, если задача решена неверно или не решена совсем.
№ 5 (с. 59).Коллективная работа.
(Учащиеся хором называют состав чисел.)
Рефлексия
«Проверь себя» Самостоятельная работа
- Выберете одно задание, какое вам под силу.
- Ребята, поднимите руку, кто выполнял задание 1 уровня? 2 уровня? 3 уровня?
- Проверка. (Сверьте с доской)
- Оцените свою работу.???????
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень

Найди значения выражений
Вставь в окошечки числа, чтобы получились верные равенства.
Вставь числа, чтобы равенства были верными.

35 - 4 = 73 - 40 =
68 - 3 = 55 - 20 =
44 - * = 41 ** - 30 = 22
78 - * 0 = 58
45 - 2* = 15 + *0
57 - *0 = 30 + *7



Подведение итогов урока

-  Давайте вернемся к нашему плану.
-   Выполнили мы его? (Да, выполнили.)
-  Достигли ли мы целей урока? (Мы познакомились с приёмом вычисления вида 36-2, 36-20. Сделали вывод: Единицы вычитаем из единиц, а десятки из десятков.) Находили значение выражений и решали составные задачи.

Выставление отметок.
Сегодня очень активно работали на уроке и давали правильные ответы:
______________________________________________________________

Активно работали, но ошибались: _______________________________
За индивидуальную работу на доске: ______________________________________________________________

Домашнее задание
Рекомендации к выполнению д/з
Правило (с. 59)
Вставить пропущенные числа: учебник: № 6, (с. 59);
Измерить и найти периметр треугольника № 13 (с.73) по вариантам(1тр. –I вар., 2 тр. – II вар) .

Root Entry