Методические рекомендации Художественная литература-как средство воспитания нравственно-патриотических чувств у детей


Художественная литература – как средство воспитания нравственно - патриотических чувств у детей.
Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
По словам Б.М.Теплова искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становиться как бы их участником.
Художественная литература - наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и нравственное развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы, подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А Флерина, Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин и др.)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведении каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно проявить чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности, патриотизма. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей нравственных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.