Эссе на тему Педагогический конфликт и пути его разрешения


Выполнил: слушатель гр. ПИ 1-16 
Бурмистрова Т.В.
 
Эссе на тему: «Профилактика и решение педагогических конфликтов» 
«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце
и возвращаются к нам осмысленными
и понятными. А то, что понятно, уже
не так страшно» .Фромм Э.
Какие бы новации ни вводились , в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними почти всегда море знаний и рифы противоречий. И это нормально.
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Учитель – тончайший инструмент, вмещающий в себя всю палитру человеческого достоинства; он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, психолог, артист…
Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. На учителе, как на более опытном , лежит задача: создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание , но к сожалению это не всегда удается.
Сегодня очевиден тот факт, что естественным проявлением назревших противоречий в образовательной сфере является конфликт. Конфликт - это такие отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей ,интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений(мнений, взглядов, оценок и т.д.) .
Чаще всего причинами конфликтов в педагогической системе «учитель – ученик» являются :низкая возможность предвидеть, прогнозировать учителем поведение и отдельные действия ученика; нарушение дисциплины, игнорирование требований учителя со стороны ученика; некорректное принятие решения учителем, слишком сильное и неоправданное наказание ученика; предвзятая педагогическая установка родителей по отношению к учителю; общая негативная обстановка в школе.
За двадцать лет работы в школе, конечно, я наблюдала конфликты «учитель – ученик», а иногда и сама была участником такового. Анализируя различные ситуации я пришла к выводу: для того что бы с честью выйти из сложившихся обстоятельств необходимо:
тщательно взвесить все за и против, чтобы понять на основе чего возник конфликт;
посмотреть на данное положение вещей глазами ребенка, для того чтобы понять его логику;
посмотреть на ребенка как на равноправную личность;
и наверное самое трудное для учителя – это критически отнестись к самому себе и открыто принимать критику в свой адрес;
способность признать ошибку;
умение оказать влияние на ребенка, исключая манипуляцию;
владеть чувством юмора;
владение словом ,мимикой, жестом.
Руководствуясь этим, мне удаётся избегать неприятных конфликтов. А чаще всего налаживаются дружеские и доверительные отношения с учащимися, следствием которых являются:
интерес к предмету;
хорошее поведение учащихся на уроке;
успешная сдача экзаменов;
сплоченные классные коллективы;
продолжительное и доброе общение с выпускниками ( все выпуски встречаются 15лет-первый выпуск)
Высокий уровень профессионализма в культуре взаимоотношений достигнут те, кто рассматривает общение , как двусторонний процесс при котором все участники становя полноправными партнерами.
Так же аппаратом предотвращения конфликтов является технология «обучение в сотрудничестве». В основе «обучения в сотрудничестве» лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах.
«Обучение в сотрудничестве»- это очень перспективная форма образования.
Групповую форму работы можно использовать при проведении:
зачетов;
семинаров;
повторения ранее изученного материала;
формирования знаний, умений и навыков;
устного счета;
дидактических игр;
КТД…
В каждой работе присутствуют свои плюсы и минусы. Здесь они тоже есть.
НО ПОЛОЖИТЕЛТНОГО ГОРАЗДО БОЛЬШЕ
Положительные аспекты Трудности
-умение самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике;
-самостоятельно критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи;
-творчески мыслить;
-использовать современные технологии;
-грамотно работать с информацией;
-быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща;
-реализуется возможность равноправного достижения успеха;
-большой охват материала;
-поочередное выполнение различной социальной роли лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта и т.д. -разделение на группы;
-техническое обеспечение;
-подготовка учащихся к такой форме работы;
-педагогический мониторинг.
В ходе этой работы можно достигнуть
100% вовлечения учащихся во внеклассную работу по математике, динамичный рост качества знаний следствием чего являются хорошие результаты на итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА) …….
Не потеряйте ни одного ученика, и пусть это станет ваше философией.