Технологическая карта урока чтения в 4 классе по технологии В.Ф.Базарного и А.А.Сметанкина.


Технологическая карта урока литературного чтения:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой. - День уже давно начался.
В небе солнышко проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
-Вы чувствуете солнечное тепло? Поприветствуйте своего соседа по парте, меня и наших гостей – специалиста из управления образования и директора школы. Подарите им свои солнечные улыбки.
И пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. Дети смотрят за окно, включаются в деятельность на личностно-значимом уровне.
Дети выполняют движения согласно словам стихотворения. Регулятивные (волевая саморегуляция)
Коммуникативные (управление коммуникацией)
II. Дыхательная гимнастика. Используется электронное приложение курса дыхательной гимнастики «БОС-дыхание».
Суриков « «.
Дети стоя перед ИА доской (на разном расстоянии от доски) читают вслух хором стихотворение с регулировкой правил дыхания Регулятивные (контроля, самоконтроля, коррекции)
Личностные (самоопределение – установка на ЗОЖ)
III. Актуализация знаний учащихся.
Выход на тему урока.
2.Постановка целей и задач урока в сотворчестве с детьми. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Постановка задач урока в сотворчестве с детьми. Мотивация учебной деятельности учащихся. -Над какой главой работаем?
Игра в парах «Ты – мне, я – тебе» - 1 мин.
-Не забудьте оценить ответы своего соседа, шепните ему на ушко слова одобрения или дайте совет, на что ему нужно обратить внимание в этой главе.
Игра «Моё желание»
-Дети, чего вам хочется больше всего на свете? Запишите это пожелание в рабочей тетради 1-2 словами.
В конце урока мы ещё раз вернёмся к этому же вопросу.
Сегодняшний урок – самый обычный, а его форма – проект. (Что это?)
2) Работа по формированию темы урока в проектных группах:
- От чего отталкиваются при работе над любым проектом?
«Сенсорные кресты»:
а) -Ах, если б не было войны…
Земля была полна бы цветом…
Н.Трегубовб) – Война всех метит:
шрамом – военных,
морщиной – гражданских.
в) Помните! Через века, через года,-
помните о тех, кто уже не придёт никогда!
Р. Рождественский
-Предлагаю вам в группах прочитать записи на сенсорных крестах и сформулировать тему урока-проекта.
Зачитывают вслух. Обсуждение.
Учитель после обсуждения открывает на доске эпиграф к уроку:
«Война – страшнее нету слова…»
А.Твардовский
Работа по определению целей урока, принятию учебных задач:
(Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к определению целей урока, принятию учебных задач)
- Вы определили тему урока на основе отрывков из произведений и поговорки. А теперь поделитесь своей ассоциацией о войне: звуки, запахи, цвет, человеческие чувства, и запишите эти ассоциации словами-существительными столбиком в рабочей тетради каждый самостоятельно.
Итак, война – это …
Проверка записей.
Сейчас мы составили представление о войне на основе первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже можете сказать про это. Может быть, этого и достаточно? Нужно ли продолжать работу по этой теме и читать произведения о войне? Ведь и так всё ясно?!
формулировка цели проекта:
Сформулируйте цель своего проекта, т.е. (учитель помогает) закончите мою мысль:
Анализируем художественные произведения о войне, чтобы понять война – это (что?) -
Проверка. Обсуждение.
3)работа по постановке задач урока-проекта:
-А теперь определите план действий по заданной теме и цели проекта по наводящим глаголам:
-проверить …
-познакомиться …
-узнать …
-работать над … .выдвижение гипотезы:
- А к какому выводу мы обязательно должны прийти? (мы можем это предположить в начале урока?)
Учитель может обратить внимание детей на эпиграф к уроку.
-Можно ли строки эпиграфа считать гипотезой проекта? Тогда запишем их в карты проекта.
конечный результат:
-Показателем всей работы на уроке по литературному чтению что может быть?
Конечный результат сегодняшнего проекта вы запишете в конце урока в специально отведённом месте на карте. Это и будет результат и показатель вашей работы в группе.
Дети в течение 1 мин. задают друг другу вопросы по теме главы, отвечают, дополняя друг друга.
Дети записывают свои желания каждый в своей рабочей тетради.
Проект – это план действий, планировка, цепочка действий и обязательно какой-то результат (продукт).
Определяют тему проекта, т.е. то, над чем будут работать.
Дети в проектных группах формулируют тему проекта и записывают её на картах.
Дети самостоятельно записывают несколько слов-ассоциаций про войну.
Дети высказывают свои мнения о том, для чего ещё нужно изучать произведения о войне.
Уч-ся в группах заканчивают предложение виде записи цели проекта в картах.
Уч-ся предлагают свой план, например:
-проверить домашнюю работу;
-познакомиться с новым произведением о войне;
-узнать новых авторов произведений;
-работать над развитием речи (устной, письменной, музыкальной) и т.д.
Дети предполагают конечный вывод урока о войне.
Уч-ся в группах записывают гипотезу проекта в карты.
Дети предлагают такие варианты:
- хорошая работа учеников;
- сочинение;
- отзыв учащихся (эссе);
-синквейн;
-рисунок. Регулятивные (умение задавать вопросы)
Личностные (нравственно-эстетическая ориентация, этические чувства, доброжелательность и морально-чувственная отзывчивость)
Познавательные (логические УУД: выявление сущности, особенности объектов)
Коммуникативные (умение слушать и понимать других)
Познавательные (логические, моделирование)
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Регулятивные (выдвижение гипотез, умение прогнозировать предстоящую работу)
IV. Деятельностная стадия.
1.Проверка домашней работы.
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока.
V. Рефлексия.
VI. Выбор домашнего задания (дифференцированное).
VII. Итог урока.
Самооценивание(Я):
Взаимооценивание (Мы):
3.Оценивание учителем (Дело): - Предложите, как я могу как учитель вести дальше урок по этой теме?
-Почему сегодня нужно проверить д/з?
- Какое д/з вам удалось выполнить?
1)проверка домашней работы:
- выразительное чтение стихотворения;
- живая выставка рисунков;
- подчёркивание художественных литературных приёмов;
- другое произведение о мальчиках во время войны.
Анализ работ, самооценивание, оценивание.
1)самостоятельная работа 2 уч-ся у доски с эпитетами:
Во время проверки домашнего задания у доски работают 2 человека самостоятельно – выписывают из домашнего стихотворения несколько слов-характеристик героев произведения. Мальчики (какие?)
Проверка работы на доске – эпитеты.
- Для чего мы выполнили такое задание?
2)знакомство с новыми произведениями:
а) Учебник – с. 102 – обращение-комментарий авторов учебника.
- Из совсем коротенького обращения можно уже сейчас многое узнать. Что вы узнали?
б) биография Б.Ш.Окуджавы ( 1 уч-ся с презентацией у доски)
Обсуждение презентации. Оценивание работы с презентацией.
в) прослушивание песни «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы.
- Новое литературное произведение я предлагаю вам для знакомства в музыкальном сопровождении. А вы после поделитесь своим мнением – уместно ли это было – прослушать литературное произведение в музыкальном виде?
г) анализ стихотворения (песни):
-Какие чувства возникли у вас во время прослушивания и после него?
-Уместна ли сейчас была песня?
Какой эффект создаёт? Что дополняет?
Благодаря каким средствам музыкальной выразительности?
-Предложите работу над стих-ем, не забывая целевые установки на карте проекта.
- Чтобы понять глубину авторского литературного замысла, предлагаю вам самостоятельно перечитать стих-е и подумать, на сколько частей его можно поделить.
д) самостоятельное чтение стих-я учащимися.
- Сколько частей вы определили? Почему?
Какие строчки повторяются? Для чего так построил стих поэт Окуджава?
-Какой приём использует поэт в обращении к войне? (олицетворение)
- Окуджава писал об этом так:
«Я ненавижу войну!» И это стих-е не о войне, а против войны!»
-За что здесь автор ненавидит войну? (Доказываем словами из текста)
-Слишком рано закончилось детство, время игр, пришла пора становиться мужчинами, солдатами.
-Какими словами можно дополнить столбики слов?
- Кто говорит мальчикам «До свидания»?
-А почему не «прощайте»? Есть ли разница в этих знакомых вам фразах?
-О чём просит поэт мальчиков?
-Ребята, эти слова – традиционное напутствие воинам на Руси: будьте высокими, себя не щадите, но обязательно вернитесь назад!
-Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью.
А для женщин, уходящих на войну, война – это жизненный слом, отказ (эти слова можно внести в рабочую тетрадь как ассоциации?) от женских забот, хлопот по дому, семье, детям.
-Как герой стих-я показывает свою ненависть к войне из-за того, что и девочки вынуждены идти на фронт?
-Что советует герой девочкам?
-Какое напутствие девочкам?
-Почему и мальчикам, и девочкам по несколько раз просят вернуться назад?
-Правильно, жизнь – самое важное на земле.
Работа с репродукцией картины К.А.Васильева «Тоска по Родине» (с.103):
–Вдумайтесь в название картины. Как связаны названия картины и стих-я? (Доказать строчкой)
-Какое из средств художественной изобразительности на этой репродукции – главный?-Ответим на вопросы учебника с.104, попутно заполняя столбики слов в ассоциации (тетрадь).
Диагностика. Подготовительная работа по составлению синквейна.
- Итак, мы окунулись в страшную атмосферу военых лет, увидели, что пережили советские люди за 4 года войны.
У каждого из вас в тетради – по 3 столбика слов-ассоциаций. Перечитайте их ещё раз и подчеркните самые главные, на ваш взгляд, ассоциации (в 1 столбике – 1 слово-существительное, во 2 столбике 2 прилагательных, а в 3 столбике – 3 глагола).
Проверка. Обсуждение.
2.Запись синквейна о войне – работа в проектных группах.
-Обсудите в группах ваши ассоциации и составьте 1 общий синквейн, это и будет ваш конечный результат проекта.
Презентация работ. Оценивание.
-Гипотеза нашего проекта подтвердилась? (Обращение к эпиграфу урока на доске)
Самостоятельный выбор домашнего задания:
- Предлагаю вам самим определиться в выборе домашнего задания к этому произведению. Предложите возможные варианты.
-Где вы сможете применить знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Подведение итога урока:
- На последнем этапе нашего урока подумайте о своей работе по созданию проекта, оцените себя справедливо.
-Возьмите друг друга за руки, на ушко шепните оценку своему соседу за его работу на уроке, при необходимости дайте совет.
Символическая импровизация - итог урока:
-У вас в руках – голубочки – символы мира, запишите на них то, что оставил сегодняшний урок в ваших живых, отзывчивых, прекрасных детских сердцах, а заодно – ответьте на вопрос начала урока «Чего вам хочется больше всего на свете?»
- У кого совпали желания начала и конца урока?
- Идёт один из последних осенних дней.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям и подумайте: как хорошо, что мы сегодня были здесь (хором) вместе!
Спасибо за то, что вы у меня есть.
Дети предлагают проверить домашнее задание, так как оно связано с темой урока.
Дети перечисляют выполненное д/з.
Дети анализируют выполнение дом. работы одноклассников, сами себя оценивают и с учителем оценивают.
Дети могут записать такие хар-ки: драчливые, обыкновенные, читающие, фантазёры, мечтатели, выдумщики, обыкновенные, нормальные, неопытные в жизни и др.Дети подводят мини-итог.
Дети сообщают свои наблюдения, например:
- познакомились с новым автором - поэтом;
- тема В.О.войны продолжается в новом произведении;
- автор стих-я – свидетель войны и участник войны и т.д.
Дети обсуждают работу одноклассника над презентацией.
Дети прослушивают песню в правильной посадке (урок музыки)
Дети делятся своими впечатлениями от услышанного.
Дети могут перечислить известные музыкальные средства выразительности:
-мелодия – речитатив;
- темп – умеренный;
-ритм – пунктирный;
-лад – мажор;
-динамика – громко.
Дети делают вывод, что музыкальные средства выразительности помогают понять содержание музыкального произведения, его смысл.
Дети предлагают сою работу над стих-ем, например:
-прочитать выразительно;
-назвать художественные средства выразительности;
-словарная работа.
Дети самостоятельно читают стих-е.
Повторение – плач, причитание.
Война подлая – автор видит её как живого человека, которого осуждают и ненавидят.
(все эти слова можно записать в рабочую тетрадь)
Дети отвечают на вопрос, доказывая текстом:
1 часть:
- стали тихими наши дворы;
-наши мальчики головы подняли;
-повзрослели они до поры;
-на пороге едва помаячли-и ушли за солдатом солдат…
Дети дополняют столбики слов в рабочую тетрадь.
-Автор произведения – Окуджава.
-Автор желает мальчикам возвращения и встречи.
-Постарайтесь вернуться назад.
2 часть:
-Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым …
-Наплевать на сплетников.
-Постарайтесь вернуться назад.
-Это самое важное – вернуться живыми с войны.
-И ушли за солдатом солдат…
-Цвет – серый (тёмный, мрачный, пугающий, скучный) цвет больше всего показывает настроение авторов.
(Динамика – движение,Пятно,
Свет,
Композиция и др.)Дети работают самостоятельно.
Дети работают в группах, записывают 1 общий синквейн о войне.
Вывод: «Страшнее войны – нет ничего!»
Дети предлагают такое д./з.:
-прочитать выразительно стих-е «До свидания, мальчики»
-выучить наизусть,
- подобрать другое стих-е или песню к уроку музыки на эту же тему,
-рисунок.
-На уроках музыки, ИЗО, русского языка, окружающего мира, на классных часах, посвящённых В.О.войне и т.д.
Уч-ся оценивают свою работу на уроке.
Уч-ся оценивают работу на уроке своего соседа по парте.
Дети становятся в большой круг, голубочки – в центр круга
(В это время 1 ученик читает стих-е:Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов павших тогда,
Да не будет войны на планете
(Все хором)
Никогда!
Никогда! Никогда!
Регулятивные (умение строить план совместной деятельности)Регулятивные (контроль, самоконтроль)
Коммуникативные (умение слушать и понимать других).
Регулятивные (умение оценивать работу других в соответствии с определённой ситуацией)
Познавательные (логические)
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Умение применять и преобразовывать художественное изображение для решения учебных и познавательных задач
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач