Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку

Личностно - ориентированный подход к обучению английскому языку.
Как известно, в массовых средних школах иностранный язык изучают все учащиеся вместе: сильные и слабые, лингвистичные и менее лингвистичные. Поэтому обучать таких разных детей без ориентации на личность учащегося, без уважения к нему, понимания его проблем и интересов достаточно сложно.
Детей не способных к языку мало. Если ребёнок понимает и может выразить свои мысли на родном языке, он может научиться говорить и на иностранном языке. Тогда почему же миллионы учащихся полагают, что у них не хватает способностей овладеть иностранным языком? Почему выпускники школ не могут думать, говорить, бегло читать на иностранном языке? Ответ надо искать не в ученике, а в системе преподавания иностранных языков. Современных обучаемых уже не удовлетворяет чтение текстов по страноведению и их пересказ, выписывание слов с транскрипцией и заучивание их списком, перевод предложений с одного языка на другой и написание писем воображаемому другу.
Ученик – это механизм выживания, который биологически связан с настроением. В учении должны обязательно присутствовать радость, хорошее настроение и успех. Успех положительно влияет и на самооценку учащихся. Казалось бы, это азбучная истина. Но даже ожидаемый успех будет одним из успехов, который может усилить у учащихся чувство самозначимости, так как, каждое умение, которым овладевает школьник, улучшает его уверенность в своих силах.
Современный учитель призван ориентировать урок на ученика, обеспечивая таким образом, смещение акцента с «учить» на «учиться», т. е. Обучение должно перейти от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам». В процессе обучения ученику необходимо проявить собственную (умственную, речемыслительную, творческую) активность.
Основная задача учителя при этом заключается в том, чтобы помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения иностранным языком. Причём учитель учит своих учеников одновременно двум вещам: иностранному языку и тому, как легко его можно выучить.
В основном же на уроках иностранного языка ученики слушают, читают, пишут, отвечают, изредка дискутируют. Это и является основными четырьмя видами языковой деятельности, но в повседневной жизни мы не пользуемся ими изолированно. Мы слушаем, смотрим, читаем, чтобы узнать что-то об окружающем мире, мы дискутируем, чтобы совместно решить какие-либо проблемы. Приходиться констатировать тот факт, что на уроках ИЯ язык отделён от практических целей и ученик говорит только для того. Чтобы учитель смог убедиться в том, что урок выучен. Ученикам приходится ждать окончания школы, чтобы убедиться в практической возможности применения знаний. К сожалению, школа находится рядом с жизнью, а не участвует активно в ней.
Поэтому, чтобы что-либо изменить в обучении ИЯ надо лишь помнить, что каждая минута урока должна проходить как в реальной жизни. Для того, чтобы ученик непроизвольно общался на уроке, необходимо отбирать проблемы, которые интересуют учащихся того или иного возраста. Следовательно, надо обратить внимание на содержание современных учебно-методических комплексов, которое должно состоять не из традиционных тем, а главным образом из проблем.
Личностно-ориентированный подход к обучению ИЯ меняет отношения к подбору учебных материалов. Если бы то время, которое ученики затратили на пересказ некому ненужных текстов использовали для обсуждения близких самим учащимся проблем, результат был бы сегодня совсем другим.
Личностно-ориентированный подход к обучению ИЯ призван развивать и поддерживать заинтересованность каждого ученика в изучении языков на протяжении всей жизни. Учитель всё ещё работает по схеме: объяснить, спросить, исправить ошибки, оценить ответ, задать домашнее задание, проконтролировать выполнение. Хотелось бы, чтобы учитель меньше тратил время на объяснение, а выводил учащихся сразу же на обсуждение новой проблемы, на сбор идей; хотелось бы, чтобы учитель опрос превратил в игру, а исправление ошибок в работу корректора и т. д. Необходимо знать, что чем больше мы исправляем ошибки учащихся в процессе речетворчества, тем больше мы им препятствуем в словоупотреблении. Слишком много исправлений ведёт к типичным помехам, как односложность, неразговорчивость, заикание, потеря желания активно высказываться, а также нежеланию читать и писать.
Что же нам предлагает личностно-ориентированное обучение в плане работы с аутентичными текстами, с аудио - и видеоматериалами?
Во первых, освобождает диалоги учебника и аутентичные тексты от её грамматической «смирительной рубашки» и выводит на передний план использование языка в ситуациях повседневной жизни (меньше думать о грамматической стороне речи).
Во вторых, обращает свой взор на реальную жизнь.
В-третьих, разрабатывает разнообразные формы упражнений.
В-четвёртых, ориентирует общение на самих учеников, их способности. Интересы и учебные потребности.
Личностно-ориентированный подход предусматривает учет интересов школьников при выборе содержания аутентичных текстов. И, наконец, личностно-ориентированное обучение даёт ученикам возможность оценить свои достижения в овладении ИЯ.
Ў: 15
Администратор[C:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия инза1.asd
АдминистраторGC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\англ. яз\инза1.doc
АдминистраторGC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\англ. яз\инза1.doc
АдминистраторGC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\англ. яз\инза1.doc
·
·
·z