Научный проект историческая тема в репертуаре театра имени М.Ауэзова


КГУ “Гимназия №15” Научный проект: “Историческая тема в репертуаре академического театра имени М. Ауэзова “ Подготовили учащиеся 9 «Г» класса Морев Игорь Ишкова Анастасия Руководитель Айтупова В. Б. 2015-2016 учебный год Театр имени Мухтара Ауэзова – национальный академический театр в Алматы. Спектакли здесь играют на казахском языке с синхронным переводом. Театр был основан в 1925 году, размещался он тогда в Кзыл-Орде, но в 1928 году был переведен в новую столицу Казахской СССР, Алма-Ату. С момента основания деятельность театра была направлена на распространение национальной культуры. Народное творчество и самодеятельность были неотъемлемой частью его постановок. В театре работали выдающиеся режиссеры и драматурги – Майлин, Кожумкалов, Ауэзов. В 1937 году театр официально стал академическим, а в 1961 году после смерти великого казахского писателя и драматурга Мухтара Ауэзова театр получил его имя. Перед входом в театр также был установлен памятник Ауэзову. В разные годы в театре работали такие мастера сцены как: Е. Умурзаков, К. Куанышбаев, К. Бадыров, Ш. Мусин, К. Жандарбеков, Р. Койшибаева, С. Кожамкулов, Ш. Айманов, С. Майканова, Х. Букеева, Ш. Жандарбекова, Н. Жантурин, З. Шарипова, Ф. Шарипова, А. Ашимов, А. Молдабеков, Б. Римова, А. Мамбетов и др. В 1946 году театр награжден орденом «Трудового знамени», в 1976 году – орденом «Дружбы народов».История театра Памятник архитектуры, внесен в реестр памятников в 1986 году. На театральной площади установлен памятник М.О.Ауэзову (1980 г., скульптор Б.Сергебаев). Театр полностью укомплектован необходимыми цехами, оборудованием, высококлассными специалистами. Большой зал театра составляет 756 мест, малый зал – 276 мест. За год в театре играется около 198 спектаклей, которые посещает в среднем 91 281 зрителей. В текущем репертуаре около 50 действующих спектаклей (казахской, русской и зарубежной классики, современной драматургии). С большим успехом идут спектакли по пьесам У.Шекспира «Гамлет», «Ромео и Джульетта», Г.Гауптмана «Перед заходом солнца», Н.Гоголя «Женитьба», М.Ауэзова «Абай», «Айман-Шолпан», «Қарагоз», И.Сапарбая «Цыганская серенада», Т.Нурмаганбетова «Бес бойдаққа бір той», Ф.Булякова «Отыз ұлың болғанша», Д.Исабекова «Жаужүрек», Ү.Ғаджыбекова «Аршын мал алан» и мн.др. Ведущие артисты театра: народный артист КазССР А.Ашимов; лауреат Государственной премии РК, кавалер орденов «Отан», «Парасат» С.Оразбаев; народный артист РК, лауреат Государственной премии РК Т.Жаманкулов; Заслуженная артистка РК Х.Елебекова; народный артист РК К.Тастанбеков; народная артистка РК, кавалер ордена «Отан» З.Шарипова; народная артистка РК Н.Мышбаева; народная артистка РК, кавалер ордена «Парасат» Т.Тасыбекова, заслуженная артистка РК Б.Имашева и др..Драматический театр Ауэзова.Драматический театр. В 1941-45 гг. в основе репертуара спектакли, посвящены героической борьбе советского народа: ”В час испытаний” Ауэзова, “Гвардия чести” Ауэзова и Абишева, а также “Ахан-сэре-Ак токты” Мусрепова, “Укрощение строптивой” Шекспира.Спектакли о героической борьбе «Қилы заман» («Лихая година») В Казахском государственном академическом театре драмы имени Мухтара Ауэзова с большим успехом прошла премьера спектакля «Қилы заман» («Лихая година») Историческая драма поставлена по одноименной повести Мухтара Ауэзова режиссером, заслуженным деятелем РК Аубакиром Рахимовым. Сценарий к спектаклю написал Нурлан Оразалин, лауреат Государственной премии РК, председатель Союза писателей Казахстана. В основу сюжета легли реальные события народно-освободительного восстания 1916 года в Шарын-Каркаринском округе против указа царя о мобилизации мужчин-казахов в трудовую армию, колониальной политики, насилия и гнета. В этом спектакле вы не увидите комических сценок и танцев, не услышите веселых песен. Он рассчитан на серьезного, вдумчивого зрителя, истинного патриота своей страны. На сцене показаны суровые эпизоды истории казахского народа, его нелегкая незавидная судьба.  Спектакль собрал лучших актеров, умело передавших величие и трагизм своих героев: это Бекжан Турыс, Саят Мерекеулы, Руслан Сенкебаев, Жанат Тинбаев, Бауыржан Манжигитов и многие другие. Хороши и их коллеги, которые сыграли роли подлецов – пристава по прозвищу Сивый Загривок (Айдос Бектемир), урядника, прозванного в народе рыжебородым (Дархан Мусаев), Оспана Жебирбаева (Нурлан Абилов) и другие. Актрисой Кунсулу Шаяхметовой мастерски передан образ безутешной матери, потерявшей сына. В заключительной сцене, в которой показана разоренная земля рода албан, героиня Кунсулу Шаяхметова иступленно перевязывает разрубленную шашкой детскую колыбель – бесик. Именно ее слова о том, что народ жив, пока живы матери, становятся апофеозом всего произведения.  Приглашенному на премьеру почетному гостю – сыну автора повести «Лихая година» Мурату Ауэзову спектакль очень понравился. – Я считаю огромной творческой удачей постановку в Театре имени Ауэзова повести «Лихая година», которую Чингиз Айтматов считал самым сильным художественным произведением в мировой антиколониальной литературе. У этой повести тяжелая судьба, она была репрессирована и более сорока лет находилась под строжайшим запретом. Когда я шел на премьеру, думал, как же эту повесть можно перенести на сцену. Но творческая группа во главе с режиссером Аубакиром Рахимовым и Нурланом Оразалиным, написавшим вариант для сценической постановки повести, нашла верный интонационный ключ. Они оказались преданны главной идее – это дух протеста против несправедливости и бессмертие народа, которое гениально показано в последней сцене благодаря великолепному образу матери, – делится с читателями «Вечерки» Мурат Мухтарович.  Поистине в XXI веке, когда в мире не прекращаются столкновения против социальной несправедливости и ведутся кровопролития, тема «Лихой годины» становится как никогда актуальной. (написано в 2001 г) Историческая тема в современном казахском театре. Режиссеры и драматурги обратились к исторической теме, духовному наследию предков, образам Абая и Абылай хана. Образы Чингисхана, Абылай хана, Кенесары, Чокана, Абая необходимо было пересмотреть. Драматург Калихан Искак поставил спектакль, где раскрыл событие, известное в истории как " Июньский указ". Драматург ввел в пьесу образ поэта, мыслителя С. Торайгырова.Б. Атабаев поставил спектакль "Мадонны АЛЖИРа" (1996), в основе которого сведения, собранные журналистом Армиялом Тасымбековым. Главные герои этой пьесы — жены известных казахских деятелей, репрессированных в 1937 г. Спектакль, поставленный по произведению А. Кекилбаева "Абылай хан", выделяется яркими сценическими образами. Основные события связаны с жизнью Абылая и развиваются в тесной связи с его судьбой. Творческим достижением является раскрытие характера героев.Режиссер Б. Атабаев занимается поиском новых форм, современных тем. Первые его спектакли в казахском театре — "Кос мунлык" (" Две страдалицы" Б. Римовой), "Прощай, любовь" М. Макатаева.Историческая тема За 75-летнюю историю своего существования Казахский академический театр драмы им. М. Ауэзова не раз возвращался к теме Абая, но именно драма "Абай десем " (1996) Б. Атабаева является его достижением.Атабаев показывает Абая разным: борца (С. Мерекенов), мыслителя (Ж. Медетбаев), влюбленного (Б. Кожыков). В спектакле "Последние дни Абылай хана" (1996) режиссер и драматург Маман Байсеркенов показал последние три дня его жизни. Режиссер-постановщик и актеры, занятые в спектакле, правдиво раскрыли характер героев. М. Байсеркенов и Б. Атабаев использовали свои приемы раскрытия характера, психологии хана. Актер Т. Жа-манкулов, сыгравший в спектаклях роль Абылай хана, смог раскрыть образ хана, показав его взаимоотношения с окружающими людьми. М. Ауэзов внес огромный вклад в формирование и развитие драматического жанра в национальном театре.Его произведение "Килы заман" ("Лихая година") о колониальной политике царского правительства заняло достойное место в репертуаре театра. Режиссер-постановщик спектакля Аубакир Рахимов изображает жизнь народа, стремится раскрыть взаимосвязь прошлого с настоящим.Тема Абая Главная тема трагедии "Томирис", поставленной режиссером Тунгышбаем аль-Тарази по пьесе III. Кусаинова в 2000 г — борьба народа за независимость.Режиссер и драматург правдиво изображают героический подвиг народа (IV в. до н. э.). В пьесе рассказывается о саках, их любви к родной земле, борьбе против внешних и внутренних врагов. В образе Томирис, сыгранной актрисой Дарией Жусип, сочетаются смелость, отвага, мужество. “Томирис” Томирис влюблена в персидского хана Кира. Актриса сумела передать психологическое состояние своей героини. В спектакле "Абай — Тогжан" (2001 г.) основной упор делается на чувства героев. Молодой актер Д. Акмолдаев правдиво изобразил образ влюбленного Абая. В Казахском государственном академическом театре имени М. Ауэзова всегда экспериментируют. И весьма удачно. Причем эксперимент этот может касаться как самого текста, так и способов его сценического воплощения. К уже имеющимся в репертуаре 77-го театрального сезона четырем новым спектаклям ныне добавилась весьма любопытная постановка под названием “Абай”... ...Легендарный занавес Казахского государственного академического театра имени М.Ауэзова медленно раздвигается. Бирюзовый свет заливает сцену, по горизонту стелется нежный пейзаж казахского аула, зрители с интересом ждут действия двухчасового спектакля по пьесе Мухтара Ауэзова. А точнее: как же из этого душевного рая, из этого сотворенного художником Ерланом Туяковым нежнейшего пейзажа, из этого выверенного композитором Газизой Жубановой удивительно трогательного народного пения известный режиссер, профессор Есмухан Обаев извлечет трагедию...   “Абай” Сквозь спокойствие и тишину прорывается пронзительная человеческая драма. Перед нами встает великий казахский просветитель Абай – защитник чести народа, справедливости, человеческих прав, независимости. Не всегда случается счастливое совпадение замысла автора с решением режиссера и художника, когда трудно догадаться, кто что придумал. На этот раз – все великолепно совпало. Напомним: в этом театральном сезоне известный коллектив подготовил новые, весьма интересные театральные события. Среди них “Все же жив Ходжа Насреддин” Т.Нурмагамбетова, “Лавина” Т.Жужен-оглы, “Кылмыс” М.Байджиева, “Наследники” Д.Исабекова. Уже по одним этим названиям можно судить о насыщенности жизни старейшего казахского театра. Нет в прославленной труппе того, что принято называть сытым покоем. Очевидно и другое – у театра есть отчетливо выраженная линия. “Последних романтиков” в образе Абая. Театр работает над классикой отечественной и мировой, каждой своей постановкой, вновь доказывая современность и невымышленную необходимость той литературы, что прошла проверку временем. От маленького домашнего мирка в “Наследниках” актуальной до сегодняшнего дня пьесы Исабекова до задач казахской государственности в “Абае” Ауэзова; от морально-нравственных вопросов, определяющих место человека в мире (“Лавина” Жужен-оглы) до взаимоотношений власти и личности в “Абае”. Проблемы эти соединены не менее главным, определяющим природу театра имени М.Ауэзова явлением. Имя этому явлению – Человек.  Казахский театр обращался к пьесе М.Ауэзова несколько раз. В сороковом году это была постановка первого казахского профессионального режиссера Токпанова. А в середине шестидесятых годов прошлого столетия – Азербайджан Мамбетов. Его Абай был бурным, страстным, легкоранимым. Гигант двухметрового роста, переживающий большую внутреннюю драму.  В Казахском государственном академическом театре драмы имени Мухтара Ауэзова прошла премьера спектакля Дулата Исабекова «Жаужүрек»  Драма, название которой переводится с казахского как «Одержимый», посвящена знаменитому казахскому батыру, народному композитору и певцу Балуану Шолаку. Настоящее имя исторического героя Нурмагамбет Баймырзаулы, однако народ прозвал его Балуаном Шолаком, что означает «беспалый борец». Пальцы на правой руке Нурмагамбета вследствие обморожения (по другой версии, сильного ожога) были ампутированы, но несмотря на это, Балуан Шолак был сильнейшим и непобедимым атлетом на борцовском ковре, а также ловким джигитом-наездником, проделывающим самые сложные трюки. Разносторонне одаренный, он был степным рыцарем-поэтом, слагавшим песни, которые тут же подхватывались народом. Его знаменитая «Галия» стала вершиной творчества композитора. Эту песню мы и слышим на сцене Казахского театра драмы имени Ауэзова в пьесе «Жаужүрек». Одержимый свободой Главный герой (Ерлан Билялов, дублеры – Берик Айтжанов, Еркебулан Дайыров) покоряет сердца сразу двух красавиц – гордой степнячки Галии (Ляззат Калдыбекова, Наз Жекенова) и своенравной дочери главы Кокшетауского уезда Татьяны (Салтанат Бакаева, Арай Умирова). Это приносит душевные страдания Балхаш, супруге Балуана Шолака (Кунсулу Шаяхметова, Гульнур Шынгысова). В сюжете пьесы тесно переплетены любовная и историко-героическая темы. Балуан Шолак был борцом не только на спортивной арене, он являлся борцом за свободу родного народа. Бесстрашный батыр и остроумный певец выступает против колонизации казахских земель царской Россией. Когда кочевникам грозит опасность потерять родовые владения вследствие заселения русскими поселенцами,  Балуан Шолак возглавляет отряд повстанцев и требует от местных властей не допустить произвола. Отказ уездного губернатора Долгоносова (в роли которого выступают Асылбек Боранбай и дублер Азамат Сурапбаев) вынуждает пойти героя на отчаянный шаг – похитить его юную дочь Татьяну и требовать в обмен на свободу девушки права остаться людям на земле предков. За три дня, проведенных в плену, Татьяна узнает, что разбойник Балуан Шолак на самом деле оказывается настоящим рыцарем. Он заботлив, добр, умен и эрудирован, обучен арабской грамоте. В беседах с батыром она знакомится с богатой казахской культурой. Русская девушка понимает ошибочность принятых в ее кругу представлений о кочевом народе как диком и необразованном. Похититель Татьяны невольно похищает и ее сердце. Это романтическое чувство по-детски чисто и целомудренно. Но остаться с любимым юному созданию не суждено. Девушка возвращается к родителям в целости и невредимости, но с твердым убеждением, что людям соседних народов надо не воевать друг с другом, захватывая территории, а жить в дружбе, взаимопонимании и уважении.Цель оправдывает средства Пьеса была написана два года назад лауреатом Государственной премии РК Дулатом Исабековым и победила в республиканском конкурсе «Тəуелсiздiк толғауы», выиграв Гран-при.  – В преддверии 110-летия со дня рождения Сабита Муканова мне предложили написать пьесу про Балуана Шолака, – рассказывает автор. – Дело в том, что в 1939 году из-под пера классика вышла повесть «Балуан Шолак». Сначала я отказывался писать на заказ, но потом, подумав, согласился. Мне понравился эпизод, где рассказывается, как герой решает любым путем спасти свой бессильный перед вооруженной армией народ. Чтобы добиться цели, ему не остается другого выхода, как похитить 16-летнюю дочь уездного губернатора. Поставил спектакль главный режиссер и художественный руководитель Казахского театра драмы имени Ауэзова народный артист РК, профессор Есмухан Обаев. Художник-постановщик – заслуженный деятель культуры РК Есенгельды Туяков. Следует отдать должное всем, кто принимал участие в пьесе: запоминающиеся образы действующих лиц, красивые костюмы и декорации, звучащие со сцены песни, исполняемые актерами вживую (они обладают прекрасными вокальными данными), – все это не могло пройти незамеченным для публики, и ее теплый прием свидетельствовал о том, что спектакль удался.  По словам режиссера, над пьесой коллектив театра работал четыре месяца.  – Тема драмы перекликается с сегодняшним днем, – говорит Есмухан-ага. – У героя хорошие учителя, такие как Акан Сери, который всю жизнь воспевал свободу, волю и независимость человека. Идея произведения в том, что человек достоин называться человеком тогда, когда он живет не для себя, а для окружения. Когда сильная личность становится лидером и ведет свой народ к свободе. В Алматы в театре драмы имени Ауэзова готовят масштабную постановку в честь 550-летия Казахского ханства.  Правда, театральное зрелище можно будет увидеть непосредственно там, где и было создано Казахское ханство - в нынешнем городе Тараз. Коллектив драмтеатра имени Ауэзова готовит большое зрелищное шоу. Труппа отправится осенью в Тараз, где представит под открытым небом самое масштабное представление, посвященное 550-летию Казахского ханства. Именно в Таразе в 1465 году Жанибек и Керей основали казахское государство. Сюжет пьесы основан на произведении сенатора Жабала Ергалиева «Қилы жол» - «Другой путь». Руководителем постановки является - народный артист СССР, лауреат Государственной премии Асанали Ашимов, консультантом - народный артист Казахстана Есмухан Обаев. Над постановкой работает режиссерская группа во главе с заслуженными деятелями Казахстана Аубакиром Рахимовым, заслуженными деятелями Казахстана Алмой Какишевой, Еликом Нурсултаном и Мухтаром Капалбаевым. В постановке задействован весь коллектив театра имени Ауэзова и артисты из Тараза, воины Жуалинского гарнизона Жамбылской области. Представление намечено на октябрь, но репетиции идут уже на протяжении двух месяцев. Костюмы и декорации практически готовы. Всего понадобились наряды для 200 воинов и 150 танцоров. Кстати, сложность постановки заключается не только в большой численности артистов, а их будет около пятисот, но и в том, где пройдет спектакль. Местом выбран Центральный стадион города Тараз. «Поскольку представление театрализованное, зрелище должно быть на все поле. Место действия - 100 метров в разные стороны, стадионная площадка диктует свои условия. У нас драматическое произведение», - отметил главный художник театра драмы им. М.Ауэзова Есенкелди Туяков.550-летие Казахского ханства Спасибо за внимание