Статья: ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Панинского района Воронежской области)


ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАК ФАКТОР
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере Панинского района Воронежской области).
Грекова Ольга Борисовна, Кравченко Виктория Владимировна
Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население - та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Поэтому одним из факторов социально-экономического развития территории являются трудовые ресурсы.
Под трудом понимается целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. С понятием «труд» неотъемлемо связано понятие «трудовые ресурсы».
На примере Панинского муниципального района рассмотрим демографическую структуру и состав населения, которые во многом определяют трудовой потенциал территории.
Стоит отметить, что размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. По состоянию на 01.01.2010г. численность населения Панинского муниципального района составила– 29,02 тыс. человек. Демографическая ситуация в районе сохраняется сложной, об этом свидетельствует динамика численности населения за 2002-2010 гг. (рис.1)
-32385519430Рис.1 Динамика численности населения Панинского района
с 2002 по 2010 гг., тыс. чел.
Если сохранится тенденция сокращения численности населения и в дальнейшем, то через несколько лет район станет перед проблемой недостатка рабочей силы в производственных отраслях.
Основными причинами сокращения численности населения на территории Панинского района являются низкие показатели рождаемости и высокие показатели смертности, в результате чего не обеспечивается даже простого воспроизводства населения (рис.2). Численность населения пожилого возраста в районе значительно превышает численность молодёжи, что в дальнейшем может оказать крайне негативное влияние на экономику района. В настоящее время в районе соотношение численности населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста следующий: на 1000 лиц трудоспособного возраста около 700 лиц нетрудоспособных возрастов, из которых большую часть (около 70%) составляют лица в пенсионном возрасте.
Рис.2 Естественный прирост населения за период 2007-2010 гг.
-156210154305
Составной частью баланса народного хозяйства является баланс трудовых ресурсов. Он даёт возможность определить потребность в работниках и состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение. Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда, отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории.
Как видно из приведённых данных (табл1) на протяжении последних лет в районе наблюдалось сокращение численности трудовых ресурсов. За период с 2007 по 2010 гг. уровень зарегистрированной безработицы сократился незначительно. Численность безработных в районе изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера его экономических спадов и роста, технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала.
Большую часть населения, отнесённую к категории «лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой» составляют незарегистрированные безработные. К ним относятся неработающие женщины и население, занятые трудовой деятельностью за пределами Панинского муниципального района.
В связи с неравномерностью развития территории и наличием крупного центра притяжения – г. Воронеж, для района характерна трудовая маятниковая миграция, как внутренняя, так и внешняя.
Основными сферами приложения труда в Панинском районе являются сельское хозяйство, представляющее в большинстве своем практически все материальное производство района, также базовые сферы услуг (образование, здравоохранение, культура).
Табл.1 Численность, распределение трудовых ресурсов 2007 – 2010 гг., чел.
Наименование показателя 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
население в трудоспособном возрасте 17108 16940 16915 17069
трудоспособное население в трудоспособном возрасте 6798 6716 6255 6555
занятые в отраслях экономики подростки 9 5 5 5
занятые в отраслях экономики пенсионеры 520 405 370 632
трудовые ресурсы 17038 16700 16500 17192
занято в экономике, всего 12440 12320 12050 11800
в том числе: в отраслях материального производства 7466 7394 7231 7081
в отраслях непроизводственной сферы 4974 4926 4818 4719
в государственном секторе 1928 1958 1935 1826
в муниципальном секторе 1957 1880 1776 1678
в бюджетных организациях, всего 2798 2808 2791 2643
из них: Лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой 2715 2504 2825 3506
В заключении стоит отметить следующее:
Воспроизводство трудовых ресурсов в большей степени зависимо от воспроизводства всего населения. Поэтому для стабилизации демографической ситуации в Панинском муниципальном районе необходимо осуществить комплекс мер, включающих широкий круг административно-правовых, социально-экономических и социально-психологических мероприятий.
Единственным инструментом стабилизации численности населения и возрастной его структуры остается за миграцией на качественно новом уровне. При этом необходимо привлекать и сохранять на территории района молодое поколение.
Для снижения уровня безработицы необходимо повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности, ищущих работу, в том числе безработных граждан на рынке труда.
Список использованных источников
1.Программа экономического и социального развития Панинского муниципального района Воронежской области на 2008-2012гг.
2.Стратегия социально-экономического развития Панинского муниципального района Воронежской области до 2020 года.