Урок: «Социально-экономическая политика и курс на «строительство коммунизма» в 1953-1964 гг.»

Урок: «Социально-экономическая политика и курс на «строительство коммунизма» в 1953-1964 гг.» для 11 класса

Учебный материал для изучения на уроке взят из книги для учителя «Новейшая история России 1945 – 2006 гг.» под редакцией А.В. Филиппова. Книга создана в рамках проекта по разработке нового поколения государственных стандартов образования.
При организации учебной деятельности учащихся на уроке были предусмотрены разнообразные формы и методы с учетом применения новых требований к современному уроку.
Цели: 1) Обучающая: дать представление об основных направлениях социально-экономического развития страны в 1953-1964 гг.; формировать умение учащихся искать и обрабатывать информацию; овладение навыками анализа готового материала.
2) Развивающая: развивать умения учащихся в установке причинно-следственных связей в дисциплинах гуманитарного цикла; умение выделять особенности социально-экономического развития страны в изучаемый период, умение делать выводы и применять полученные знания на практике.
3) Воспитательная: формировать способности к самовыражению; воспитание гражданско-патриотической личности.
Методическая цель: Развитие познавательной и творческой активности учащихся при формировании знаний.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Методы: 1) Обучения – монологический, исследовательский.
2) Преподавания – информационный, стимулирующий, побуждающий.
3) Учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска; карточки-задания, таблица «Реформы Н.С. Хрущева», портреты Н.С. Хрущева, Л.П. Берия, Г.М. Маленкова, Л.М. Каганович, В.М. Молотов; выставка книг художественно-публицистического характера.
Межпредметные связи: литература, экономика, социология, обществознание.
Литература: 1) Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945-2006 гг.: кн. для учителя / А.В. Филиппов.- М.: Просвещение, 2007 г.- 494 с.
2) История России в новейшее время (1945-2001) / Под ред. А.Б. Безбородова.- М.: «Олимп», 2001.- 510 с.
3) История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева и др. - М.: «Проспект», 1999.- 544 с.
4) Мунчаев Ш.М. История России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА
·М, 1998.- 592 с.
5) Ратьковский И.С. История России / И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков.- СПб.: издательство «Лань», 2001.- 416 с.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Слово учителя.
2. Проверка пройденного материала
1) Индивидуальное задание:
а) Какие ошибки допустил Н.С. Хрущев в критике «культа личности»?
б) Альтернативное развитие СССР в марте 1953 г.
в) Назовите позиции Берии в общественно-политической жизни страны в период борьбы за власть.
Задания на интерактивной доске:
а) Соотнесите этапы и итоги борьбы за власть среди наследников Сталина:
I этап 1. Стала формироваться «партноменклатура», в СССР начала
возникать своеобразная псевдокастовая система.
II этап 2. Получил поддержку курс на продолжение процесса
реабилитации, официально была одобрена «критика культа
личности Сталина»
III этап 3. Н.С. Хрущев стал единоличным правителем Советского
Союза, началась «эпоха Хрущева».

б) Подобрать под фотографии имя: Л.П. Берия, Л.М. Каганович, Н.С. Хрущев, В.М. Молотов, Г.М. Маленков. (См. приложение № 1).
3) Проанализируйте высказывание английского премьер – министра У. Черчилля, который назвал период между смертью Сталина и приходом к власти Хрущева «Схваткой бульдогов под ковром».

3. Слово учителя. Подведение итогов прошлого урока.

III. Физкультурная минутка. (Учащиеся перебрасывают мяч друг другу, называя определения, характерные для данного периода. Например: «оттепель», «десталинизация», «культ личности»).

IV. Новая тема.
1. Освещение темы урока: «Социально-экономическая политика и курс на «строительство коммунизма» в 1953-1964 гг.» и вопросов плана.
2. Постановка проблемных вопросов:
а) Альтернативы развития, открывшиеся перед страной в марте 1953 года
б) Основные реформы и их последствия для развития страны в хрущевский период.
в) Положительные и отрицательные стороны реформ в экономике СССР 1953-1964 гг.
3. Объяснение целей и задач урока.
4. Учащиеся формируются в группы по 5 человек, для работы с источниками. 1-й и 2-й группе предлагается проанализировать суть, ход и итоги реформ и заполнить таблицу:

Реформы Н.С. Хрущева в области промышленности и сельского хозяйства.
год
реформа
Итоги








1 гр. - реформы в промышленности
2 гр. - реформы в сельском хозяйстве.
3-й группе дается задание: охарактеризовать огромные достижения СССР в развитии науки и техники в хрущевский период, проанализировать и сделать выводы.
Представитель каждой группы делает сообщение реформе и ее итогах. Учителем подводятся итоги.
V. Обобщение и закрепление материала.
1) Какие альтернативы развития в экономике открылись перед страной в марте 1953 года?
2) В чем проявляется непоследовательность и ограниченность реформ Н.С. Хрущева?
3) Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
VI. Подведение итогов урока, оценка результатов работы.
VII. Домашнее задание:
Напишите эссе на высказывание Н.С. Хрущева: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».