Специальная индивидуальная образовательная программа для 1 класса Математические представления, счёт


СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающегося 1 класса с ( интеллектуальными нарушениями)
математические представления, счёт
на 2016— 2017 учебный год
Составитель :
Учитель - дефектолог
I квалификационной категории
Рудановская А.И.
г. Железногорск
2016г.
"Утверждаю"
Директор ОКОУ
"Железногорская школа для детей с ОВЗ"
______________________/Марченко Л.Г./

Индивидуальный учебный план
обучающегося 1 класса
ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ"
Жданова Кирилла
на 2016 - 2017 учебный год

Математика - 2 часа
__________________________________
Всего - 2 часа
Характеристика
обучающегося 1 класса
ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»
Жданова Кирилла, 11.09.2009 года рождения, проживающего по адресу: г. Железногорск, ул. Сентюрёва, д. 1, кв. 193
Жданов Кирилл до поступления в коррекционную школу находился в "Детском доме «Надежда» с 06/04 2014 г. Ранее не посещал никакие учебные и социальные учреждения. Первого сентября 2016 года был зачислен в подготовительный класс МОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на основании решения ПМПК Курской области. Кирилл был переведён на домашнее обучение по адаптированной образовательной программе.
Уровень развития Кирилла соответствует более раннему возрасту. Мальчик контактный. Преобладают черты эмоционально-личностной незрелости. Уровень умственной активности низкий. Учебная мотивация, познавательные интересы в стадии формирования. Пространственные представления не сформированы. «Право – лево» не дифференцирует. Работоспособность удовлетворительная. Внимание не очень устойчивое, переключается удовлетворительно, объём памяти ограничен. Заданий, требующих сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей не выполняет. Словесную инструкцию воспринимает после нескольких повторений.
Усвоение мальчиком учебной программы происходит с трудом.
Геометрические фигуры показывает (круг, квадрат, треугольник), способен объединить в группы. Состав чисел в пределах 10 не знает. Запомнил цифры в пределах 5, овладел навыком счёта (передвигает палец вслед за словесной инструкцией учителя). Назвать количество предметов (на пальцах или указать цифру) не может. Количество предметов в совокупностях не сравнивает. Положение в пространстве предметов относительно себя определяет удовлетворительно, помещает предметы в указанное место.
Кирилл не запоминает буквы, не может их показать и назвать из-за отсутствия речи. Способность к чтению не выявлена. Способен слушать текст и указать на картинках заданный предмет.
У мальчика отмечается нарушение общей моторики, зрительно-пространственной ориентации. Орнаментальным рисованием не владеет. Без помощи взрослых обводит предметы, штрихует их. Раскрашивает неаккуратно. Основные цвета не определяет, но группирует. Элементы букв по тонким линиям обводит самостоятельно.
У Кирилла недоразвитие речи в тяжёлой степени. Активная речь отсутствует. Пассивная развита лучше, наблюдается понимание речи в пределах бытовых ситуаций и ближайшего окружения. Артикуляция не развита. Желания повторять за педагогом присутствует, отношение к постановке звуков положительное, но результат низкий. Задания, не требующие речи, выполняет удовлетворительно.
Навыки самообслуживания развиты удовлетворительно.
Ребёнок нуждается в индивидуальном подходе в воспитании и обучении.
Учитель: ____________/Рудановская А.И./
ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ"
"Рассмотрена " " Согласна" "Введена в действие"
на заседании ШМО" " 25 "августа 2016г. Приказ № 1-351
Протокол №_1 - 351 Зам. директора по УВР от "25 "августа 2016г.
от "25 "августа_2016г. __________/О.В.Королёва/ Директор ОКОУ
Руководитель ШМО _______________/Л.Г.Марченко/
___________Е.В./Шпис/
Рабочая программа
учебного предмета
"Математические представления, счёт"
для 1 класса
ОБУССО "Детский дом "Надежда"
на 2016-2017 учебный год
(СИОП)
Составитель :
Учитель - дефектолог
I квалификационной категории
Рудановская А.И.
2016г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования и науки № 29/2065-п от 10 апреля 2002 г.)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 2-9 классов под ред.Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1-231 от 25.05.2016 г.
Учебный план классов для детей с глубокой умственной отсталостью ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 учебный г.
Годовой календарный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 уч.год, приказ ОУ № 1-231 от 25.05.2016 г.
Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 26.03.2012 г. № 1-141
Положение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся, утвержденное приказом ОУ31.12.2015 г. № 1-551
Положение о текущем и промежуточном контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ 26.03. 2012 г. № 1-140
Адаптированная образовательная программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой И.М.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Особенности обучения.
Занятия по предмету «математические представления» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе.
Минимальный уровень Достаточный уровень
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела
Умение различать множества (один – много).
Умение различать части суток. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
Умение пересчитывать предметы. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
К личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы относятся:
Минимальный уровень:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Достаточный уровень:
знание основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»,
отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Содержание программы.
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Поурочное планирование.
№ Урока Тема Тип урока Технологии Цель урока Виды деятельности Дата
1 «Большой - маленький» Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Сформировать представление «Большой - маленький» Работа с картинками игрушками 2 «Высокий низкий» Комбинированный урок Сформировать представление «Высокий низкий» Работа с картинками и игрушками 3 «Большой - маленький» Комбинированный урок Сформировать представление «Большой - маленький» Работа с картинками игрушками 4 «Высокий низкий» Комбинированный урок Сформировать представление «Высокий низкий» Работа с картинками и игрушками 5
6 «Широкий узкий» Комбинированный урок Сформировать представление «Широкий узкий» Работа с картинками и игрушками 7 Повторение изученного материала Совершенствования знаний, умений и навыков Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Закрепить и скорректировать материал Работа с картинками и игрушками 8
9 «Тяжелый легкий» Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые,
здоровьесберегающие Сформировать представление «Тяжелый легкий» Работа с картинками и игрушками 10
11
«Глубокий - мелкий» Комбинированный урок Сформировать представление «Глубокий - мелкий» Работа с картинками и игрушками 12
13 «Толстый - тонкий» Комбинированный урок Сформировать представление «Толстый - тонкий» Работа с картинками и игрушками 14 Повторение изученного материала совершенствования знаний, умений и навыков личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать изученный материал Работа с картинками и игрушками 15
16 «Мало много» Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Сформировать представление «Мало много» Работа с картинками и игрушками 17
18 «Несколько-немного» Комбинированный урок Сформировать представление «Несколько-немного» Работа с картинками и игрушками 19 Изменение количества Комбинированный урок Сформировать представление об изменение количества Работа с картинками и игрушками 20 Сравнение количества предметов Комбинированный урок Уметь сравнивать и различать предметы по количеству Работа с картинками и игрушками 21 Повторение изученного материала Урок совершенствования ЗУН Личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать материал Работа с картинкам 22-23 Времена года Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Научить определять времена года Работа с картинкам 24-25 Сутки Комбинированный урок Научить понимать и определять сутки Работа с картинкам 26-27 Неделя Комбинированный урок Научить понимать и определять неделю Работа с картинкам 28-29 «Рано поздно» Комбинированный урок Сформировать представление «Рано поздно» Работа с картинкам 30 Повторение изученного материала Урок совершенствования ЗУН Личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать материал Работа с картинкам 31-32 «Вверху внизу» Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Сформировать представление «Вверху внизу» Работа с картинкам 33-34 «Впереди сзади» Комбинированный урок Сформировать представление «Впереди сзади» Работа с картинкам 35-36 «Слева справа» Комбинированный урок Сформировать представление «Впереди сзади» Работа с картинкам 37 Повторение изученного материала Урок совершенствования ЗУН Личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать материал Работа с картинкам 38-39 «Справа слева» Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Сформировать представление «Вверху внизу» Работа с картинками, листом бумаги 40-41 «Вверху внизу», «в середине» Комбинированный урок Сформировать представление «Вверху внизу», «в середине» Работа с картинками, листом бумаги 42 Повторение изученного материала Урок совершенствования ЗУН Личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать материал Работа с картинкам 43-45 «Первый -последний» Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Сформировать представление «Первый -последний» Работа с картинкам 46-48
«Перед, после, между» Комбинированный урок Сформировать представление «Перед, после, между» Работа с картинкам 49-50 Повторение изученного материала Урок совершенствования ЗУН Личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать материал Работа с картинкам 51 Круг Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Сформировать представление о круге Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой 52-53 Квадрат Комбинированный урок Сформировать представление о квадрате Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой 54-55 Треугольник Комбинированный урок Сформировать представление о треугольнике Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой 56 Прямоугольник Комбинированный урок Сформировать представление о прямоугольнике Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой 57 Точка Комбинированный урок Сформировать представление о точке Работа с картинкам, конструктором 58 Прямая линия Комбинированный урок Сформировать представление о прямой линии Работа с картинкам, конструктором и ниткой 59
Кривая линия Комбинированный урок Сформировать представление о кривой линии Работа с картинкам, конструктором и ниткой 60 Повторение изученного материала Урок совершенствования ЗУН Личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать материал Работа с картинкам, пластилином и ниткой 61-63 Узнавание и выделение цифры 1 Комбинированный урок Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие Сформировать умения узнавать и выделять цифру 1 Работа с картинкам, пластилином и ниткой 64-66 Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей
Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам Комбинированный урок Сформировать умение и навык соотносить с соответствующим количеством предметов цифру1 Работа с картинкам, трафаретом, конструктором и счетными палочками 67-68 Конструирование цифры 1 из пластилина, нитки Комбинированный урок Сформировать навык конструирования цифры 1 Работа с картинкам, пластилином и ниткой 69-70 Повторение пройденного материала Урок совершенствования ЗУН
Личностно-ориентированного обучение Закрепить и скорректировать материал Работа с картинкам, пластилином и ниткой Литература
В обучении используются дидактические материалы по математике для дошкольников :
1. «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;
2. Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида А.А.Хилько,Б.Л. Мершон, М, «Просвещение», 1987г.;
3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.
4.Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
5. Прописи
6. Антропология серий развивающих компьютерных игр «Супердетки» - «Учим цифры», «Арифметика».
Методическая литература для учителя.
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
2. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.
4. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2009г
5. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г.
7. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкинаг. Переяславль, 2007 г.
8. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.