Конспект для психологов «Мировоззренческие особенности духовной культуры и воспитание школьников»


Мировоззренческие особенности духовной культуры и воспитание школьников
Разнообразие мировоззрений, представленных в казахстанском обществе, в том числе религиозных, актуализирует задачу развития воспитания в школе с учетом духовных нравственных и ценностей, принятых в семье ребенка, в больших социальных группах. Основное содержание работы раскрывает следующие философские, педагогические и социальные проблемы:
1. Мировоззрения как основания духовной культуры и систем морали
2. Типология мировоззрений
3. Мировоззренческое разнообразие в обществе и воспитание школьников
Основными задачами обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе традиционно выделяются:
• воспитание личности и приобщение ее к народу, обществу, государству (социализация, инкультурация);
• освоение в процессе обучения основ научных знаний, формирование у школьников понимания основ научного мышления и метода;
• начальная профессиональная ориентация и подготовка к будущему выбору профессии в обществе.
Духовно-нравственное воспитание личности школьника заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формировании нравственных качеств личности, обеспечивающих гармоничную социализацию и приобщение к культуре, личностную самореализацию. Духовно-нравственное воспитание учащихся в государственной системе образования, в том числе в общеобразовательных учреждениях должно проводиться в соответствии с требованиями законодательства об образовании. В частности, принципам государственной политики и требованиями к содержанию образования, установленными в Законе РК «Об образовании». Это:
• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
• формирование адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
• интеграция личности в национальную и мировую культуру;
• формирование духовно-нравственной личности
• содействовать взаимопониманию и сотрудничества между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
• учет разнообразия мировоззренческих подходов;
• способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Мировоззрение понимается в обыденном смысле как совокупность текущих взглядов и отношений субъекта или в философском смысле как целостное, исторически сложившееся и существующее в культуре образование, включающее:
1) систему представлений о мире – образ мира, картина мира
2) соответствующую систему нравственных норм, отношений.
Мировоззрение как система – это иерархическая целостная совокупность логически взаимосвязанных представлений, идей, понятий, отношений.
Возможно провести типологизацию мировоззрений по признаку определяющего представления о мире. В этом случае можно выделить ряд относительно устойчивых мировоззрений и соответствующих им систем морали и ряд промежуточных мировоззренческих образований, форм.
Основное подразделение: деление мировоззрений на религиозные и нерелигиозные. Первые содержат в системе представлений о мире специфическое религиозное понятие о божестве в различных конкретных его пониманиях в разных религиозных традициях. Вторые такого представления не содержат. Выделим основные религиозные и нерелигиозные мировоззренческие типы и соответствующие им определяющие представления о мире, проиллюстрировав отдельные из них цитатами, подтверждающими выбор указанного определяющего представления, системообразующего в картине мира.
1. Православное Христианство.
Определяющее представление в картине мира: Священное Предание Церкви. Священное Писание, правила и решения Св. Апостолов, Вселенских соборов, Богослужение, учения и писания учителей Церкви, Св. Отцов, церковные каноны и др. («… ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия (iperaspistis tis thriskias) у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его». Окружное послание Восточных Патриархов, 1848 г.).2. Римский Католицизм.
Определяющее представление в картине мира: учение о статусе первосвященника в римско-католической религиозной традиции – Папы римского («Папа есть Божественный человек и человеческий Бог... имеет Божественную власть, и власть его неограниченна... непогрешим, как Бог и может делать все, что Бог делает. Он владыка вселенной... Если Папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и изменен. Папа – свет веры и отражение истины. Папа есть все над всем и может все». Ватиканский собор 1870г.). 3. Иудаизм.
Определяющее представление в картине мира: учение о грядущем пришествии в мир Мессии (Мошиах), выходце из среды последователей иудаизма («Весь еврейский мир живет ожиданием скорого прихода Мошиаха («Помазанника», или Мессии). С точки зрения еврейской традиции, это будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида, который придет в наши дни и принесет людям долгожданный мир. Ему удастся объединить все человечество». Справочник «Религиозные объединения РФ», общ. ред. М.М. Прусак, В.В. Борщев. – М.: Изд. Аналитического управления аппарата СФ РФ,1996.)4. Ислам (магометанство).
Определяющее представление в картине мира: учение о пророке Магомете (Мухаммеде) – его личной истории, качествах, достоинствах и роли в истории человечества.
5. Буддизм.
Определяющее представление в картине мира: человеческая сущность Будды, осмысленная в антиперсоналистских понятиях.
6. Протестантизм.Определяющее представление в картине мира: Иисус Христос – Бог, Сын Божий, Спаситель людей и всего мира. Священный авторитет Библии и ее толкование основателем (группой, авторитетами) - более 300 конфессий. Свобода толкования Библии каждым человеком – неопределенное число групп.
7. Глобальный антропоцентризм.
Определяющее представление в картине мира: историческое человечество как субъект, проделывающий определенную эволюцию, стремящийся достичь некоего идеального состояния в неопределенных временных рамках.
8. Индивидуальный антропоцентризм.
Определяющее представление в картине мира: индивид, человек, субъект. Абстрактная персона (абстрактный гуманизм) или конкретный субъект («культ личности»). Как вариант «Я» (индивидуализм, солипсизм), соответственно в этике – эгоцентризм, эгоизм («Солипсизм своей непротиворечивостью ставит под сомнение состоятельность материализма и идеализма, попытки опровергнуть его не увенчались заметным успехом». Википедия, свободная энциклопедия). 9. Социальный антропоцентризм.
Определяющее представление в картине мира: бытие и ведущая роль в человечестве определенной социальной общности, группы (социальный класс, слой, элита и др.).
10. Этносоциальный антропоцентризм.
Определяющее представление в картине мира: бытие своей этнической общности, ее интересы и цели как они формулируются авторитетными представителями каждого конкретного мировоззрения этого типа (расизм, этнонационализм, трайбализм и др.).
11. Натурализм.
Определяющее представление в картине мира: природа, мироздание в целом (включая человека) в разных масштабах и глубине пониманиях (вульгарный материализм – пантеизм).
12. Квазирелигиозные мировоззрения (синкретические, промежуточные между религиозными и нерелигиозными).
Определяющее представление в картине мира: «Начало» (Начала), «Разум» «Сила», «Принцип», «Идея», «Сущность», «Свет», «Жизнь», «Субстанция», «Энергия» и т.д. Множество учений: гностицизм – оккультизм – масонство – пантеизм (смыкается с религиозными типами).
С учетом установленных законодательством задач обучения и воспитания школьников, требований к содержанию образования, далее сформулируем выводы для научно-педагогического обеспечения воспитания детей в системе общего образования, а также задачи духовно-нравственного воспитания детей в школе, решение которых должен обеспечивать государственный общеобразовательный стандарт.
Выводы для научно-педагогического обеспечения воспитания детей в системе образования:
1. Учет мировоззренческих различий семей школьников, детей в обучении, содержании основных учебных дисциплин и курсов по выбору.
2. Развитие мировоззренческих знаний у учителей (основные картины мира и системы морали, их особенности, отношения), умения оперировать ими в учебно-воспитательном процессе, отличать их от научных, обыденных и других знаний.
3. Развитие условий для мировоззренческой и науковедческой подготовки учащихся, формирование у школьников в учебном процессе понимания особенностей знаний разного вида, научного познания, основ научного мышления; знание критериев научности, научного познания.
4. Разработка вариативных моделей и содержания духовно-нравственного образования, ориентированных на традиционные и актуальные в российском обществе духовно-нравственные системы, в том числе религиозно-конфессиональные.
5. Интеграция религиозно-конфессиональных моделей и соответствующего содержания образования в учебно-воспитательный процесс в системе общего образования с учетом общегражданских мировоззренческих и нравственных ценностей и задач воспитания.
6. Разработка и наполнение трехуровневой системы духовно-нравственного образования в системе общего образования: общее духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание; общее региональное и местное; духовно-нравственное воспитание по мировоззренческим группам населения.
7. Противодействие деструктивным (асоциальным, антигуманным) моделям духовно-нравственного образования в школе и социуме (оккультизм, этнический и религиозный экстремизм, деструктивное религиозное сектантство, «свободное воспитание», радикальный элитаризм, «толерантизм» и проч.)
Роль содержания общего образования, стандартов общего образования в обеспечении духовно-нравственного воспитания школьников заключается, прежде всего, в следующем:
- определении того, чему и сколько времени надо учить детей в общеобразовательной школе; важно подчеркнуть, что это - дело всего общества, граждан (общественный договор);
- главное – определение содержание основных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарных, оказывающих основное воспитательное воздействие на детей в процессе обучения.
Ведущий педагогический принцип отбора содержания образования – культуросообразность, ценности, традиции, культура казахстанского общества.
Задачи духовно-нравственного воспитания детей в школе, решение которых должен обеспечивать государственный общеобразовательный стандарт структурируются по разным признакам.
Первая задача – формирование у всех школьников определенной совокупности гражданских духовных и нравственных ценностей, единых для всех казахстанцев вне зависимости от мировоззрения, отношения к религии, религиозной и этнической принадлежности. Она структурируется по уровням в соответствии с государственным устройством:
- общегосударственное гражданское воспитание и соответствующее образование: общегосударственный уровень,
- воспитание детей с учетом уникальных социокультурных особенностей в каждом регионе
Вторая задача – формирование у школьников по выбору семьи ребенка духовных и нравственных ценностей на основе целостных духовно-мировоззренческих и этических традиций, представленных в обществе, в том числе религиозных. Она структурируется по мировоззренческим типам. Можно обозначить примерное соотношение учебного времени на решение этих задач воспитания школьников с учетом местных социокультурных особенностей и мировоззренческого разнообразия общества: 70% – 20% – 10% .
Препятствия развитию и выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания детей в казахстанском общеобразовательной школе.
Мировоззренческие стереотипы, юридическая неграмотность:
1. Светскость: отделение государства от религии; отделение светской школы от религии.
2. Единое мировоззрение, идеология, формирование единого мировоззрения в школе
3. «Научное мировоззрение» как антитеза мировоззренческому воспитанию, прежде всего конфессионально-ориентированному (подмена научности философским материализмом, атеизмом).
4. Государство – главный субъект воспитания в обществе (не семья) и главный заказчик воспитания в школе
Искажения государственной политики в области образования:
1. Недостаточный учет интересов семьи как субъекта образовательного процесса (связь с отсутствием реальной семейной политики).
2. Неэффективный учет национально-культурных особенностей
3. Отсутствие целостной концепции государственной политики в области общего образования и воспитания детей в общеобразовательной школе.
Таким образом , следует рассматривать данный вопрос как один из наиболее актуальных аспектов современного образования