«Краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста»

одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
































Взгляни на глобус: Вот он - шар земной,
На нем Башкирия с березовый листок величиной.
Всего лишь на всего не больше обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия – так зелена, так высока
МУСТАЙ КАРИМ

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Наша республика сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков. Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной, Но этого мало. Свою республику надо ещё уметь любить от всей души. А это значит, что. Какой национальности мы не были, мы должны знать историю, культуру своей Родины, своего народа.
Изучение, знание культуры и истории облагораживает человека, обогащает духовно.
В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг." определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов".
Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.
Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом.
Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
Изучив тщательно педагогическую литературу, я пришла к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- вызвать интерес к жизни наших земляков, дать элементарное представление об истории родного города;
- дать представления о размерах нашей республики и её природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края;
- познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
- познакомить с бытом и традициями башкирского народа, народными праздниками.
Целью моей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.
Важное место в воспитании подрастающего поколения принадлежит фольклору, устно-поэтическим традициям родного края, которые я использую в своей работе с воспитанниками.
В народно-поэтическом творчестве всех этносов почетное место занимают сказки. Они отражают исторические судьбы, народную жизнь, народное сознание и играют большую познавательную, воспитательную и развлекательную роль.
В сказках о животных раскрывается социальное неравенство и социальное наказание (например, «Медведь и лиса»). Проблема добра и зла, проблема вины и наказания, проблема любви, семьи, смелости и трусости – проблемы, которые решаются в волшебных сказках, могут стать важными жизненными ориентирами для подрастающего поколения.
Исходя из этого, в своей работе часто использую чтение народных сказок, легенд детям. После чтения, как итог, провожу с ними беседы, обсуждения, дискуссии. Побуждаю воспитанников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, учились рассуждать, высказывать свое личное мнение.
В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки – это живая история народа, В них получили закрепление исторические оценки явлений и событий, взаимоотношения людей.
А также непреходящие духовные ценности, которые являются общими для всех народов. Это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.
Чтению поговорок, пословиц, а также их заучиванию, загадкам уделяю в своей работе с детьми немаловажную роль.
Велика роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения народных традиций и обычаев. У каждого народа их множество. Они связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов – это модели поведения человека в определенных условиях.
Таким образом, в нашем дошкольном учреждении ежегодно проводятся народные праздники, такие как «Нардуган», «Сумболя», детский «Сабантуй», «Грачиная каша», в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют мини-музеи. В нашей группе с помощью родителей воспитанников был создан мини-музей «Наш любимый город-Межгорье», где родители приняли активное участие в изготовлении макетов города, с удовольствием пополняли музей различными экспонатами: кубками, вымпелами, медалями, памятными книгами и красочно иллюстрированными журналами предприятий города.
Также, в нашей группе был создан, (не без помощи всё тех же родителей), мини-музей «Крепче гор могут быть только люди», в который собиралась информация о первооткрывателях нашего молодого города, первых руководителях, строителях, известных исторических личностях, побывавших в нашем любимом городке.
Экскурсии, проводимые в наших мини-музеях, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.
Неотъемлемой частью в своей работе отвожу сотрудничеству с родителями. Считаю одной из важных задач сотрудничества с родителями – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Главное на что обращаю внимание - вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Для организации сотрудничества использую разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Как говорилось выше, родители принимают участие в организации мини-музеев, провожу совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Мамы всякие нужны», «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «Юмор с нами», «Во саду ли, в огороде», «По памятным местам всей семьёй» и т.д., выставки: «Осенний калейдоскоп», «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается», «Умелые руки не знают скуки», конкурсы семейных рисунков, также родители принимают участие в озеленении и оформлении нашего участка.
Культура народной духовной памяти развивается в ребенке при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое находится в памяти бабушек и дедушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения. Для достижения этой цели провожу встречи «Бабушкины посиделки», где бабушки воспитанников показывают и рассказывают о своем рукоделии, делятся своим опытом в приготовлении национальных блюд, что бывает очень интересным для внуков. «За чашкой чая», где и бабушки, и дедушки рассказывают старинные сказки, веселые истории из своей жизни, играют на национальных инструментах, поют вместе с внуками песни. Таким образом, стараюсь прививать своим воспитанникам уважение, любовь, заботу к пожилому поколению.

Традиционными в моей работе стали экскурсии с детьми: в пожарную охрану, в школу, к памятникам и достопримечательным местам родного города, на городской стадион, целевые экскурсии-прогулки в природу. За несколько дней провожу с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии, сообщаю её цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят.
Исследования ученых, выполненных в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.
Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.
Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные задачи, а также экологическое, нравственно-патриотическое воспитание.


В дальнейшем я буду продолжать свою работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления своих воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15