Рабочая программа по краеведение «История Тверского края» 9 класс


Рабочая программа по краеведение «История Тверского края» 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Тверского края составлена на основе авторской программы Савиновой О.В.- руководителя Учебно-методического центра ТОИУУ в соответствии с Региональным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений Тверской области.
Для реализации программного содержания используются учебное пособие «История Тверского края» издание 2-е, исправленное и дополненное, под общей редакцией В.М. Воробьева и книга для учащихся «Тверской край в годы Великой Отечественной войны» 2009г
 Особенностью современного этапа изучения курса краеведения является то, что подходы к организации его изучения, а также аспекты (составляющие части) его содержания, определены Федеральным БУПом 2004 г. Согласно Базисному учебному плану 2004 года и разработанному на его основе Региональному базисному учебному плану  общеобразовательных учреждений Тверской  области (2006 г.), реализующих программы общего образования курс  исторического краеведения, (исходя из регионального компонента образовательного стандарта) изучается 9 классе . Курс рассчитан на 34 часа( 1 час в неделю)
Цели.
воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Тверского края
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на область с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
- Развить у учащихся интерес к его истории и культуре.
- Расширить представления учащихся об истории в целом и региональной и локальной истории в частности
- Помочь учащимся проникнуть в мир наших предков, осознать причины, цели и значимость их деятельности.
- Обогатить знания учащихся по различным аспектам истории края /политическому, социально-экономическому, культурологическому/.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Место предмета в областном базисном учебном плане
Областной базисный учебный план отводит 34 часов 1 час в неделю, для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» в 9 классе.
учебники под редакцией В. Воробьева «История Тверского края»
«Тверской край в годы Великой Отечественной войны»
При этом образовательное учреждение по собственной инициативе вправе дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в разделе «Практические работы» экскурсии проводятся во внеурочное время.
В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся могут и должны:
Понимать сущность взаимодействия отечественной, региональной и локальной истории.
- Знать основные факты и события из истории края.
Уметь характеризовать вклад Тверского края в общероссийскую историю и культуру.
Понимать значение деятельности выдающихся исторических личностей на территории края и его уроженцев.
Определять тенденции экономического, политического, социального и духовного развития края в различные исторические эпохи.
В области межкультурной компетенции учащиеся развивают способность понимать духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей
В области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса/
В области социальной компетенции - формирование ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам; развитие у учащихся навыков социального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.
В области компетенции саморазвития данный курс стимулирует потребность и способность к самообразованию
Тематическое планирование по краеведению 9 класс

п\птема урока Элементы содержания требования к уровню подготовки Д\Здата проведения
план факт
1 введение
водораздел трёх морей; непреодолимые преграды; Высказывать свою точку зрения, работать с учебником, оперировать географическими терминами ;знать названия. стр.7-12 глава1: от первобытности к государственности
2 Заселение Тверского края Оседлость; керамика; культ солнца; патриархат; Курган; сопка.
Знать основные положения по теме урока.
работать с картой; особенности захоронения славян на нашей территории. Анализировать взаимоотношения славян и их соседей 1-3 глава 2: Великое княжество
3 образование тверского княжества наместник; удел; собор; откуп. знать терминологию применять её при ответе; первых тверских князей; назвать предпосылки образования государства. 7-9 4 Последний век самостоятельности
Династический брак; усобица; ополчение. Выявить причины победы Москвы над Тверью.
Систематизировать исторический материал. 12 5 Путешествие Афанасия Никитина в Индию
Паломничество; посольский приказ. 15 глава 3: В составе Московского княжества
6 Старицкий удел и его судьба Опричнина определить почему Старица привлекала Ивана Грозного 20 7 Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины
Боярская дума; смутное время; стан; пустошь. Отрочь монастырь. Узнать какие земли Тверского края были приписаны к опричнине; как война повлияла на развитие экономике края. 21 1 2 3 4 5 6 7
8 Хозяйственное развитие Тверского края в XVIIв. Вотчина; обитель; бортничество; набивные ткани; заступ; ладан. Выявить причины упадка и возрождения экономики после смутного времени. 25-26 глава 4:Меж двух столиц
9 Тверская земля
при Петре 1 Стрельцы; юфть; Сафьян; плашкоутный мост; стольник; рекрут; гужевая дорога; солод. Выявить изменения в социальном развитии, вызванные реформами Пётра 1. 29 10 Вышневолоцкая водная система Водная система; Тихвинская; Мариинская; шлюз; ладья; бечевки: бурлаки. Определить значение строительства канала для края и России. 30 11 Культура Тверского края в XVIIIв. изобретатели самоучки; бакан; кармин; магистр; кадетский корпус; брандер. Описать основные направления культуры Тверского края. 34-35 12 Тверская губерния в Отечественной войне 1812г. ополчение; егерь; флигель-адъютант; фуражиры. Вклад Тверского ополчения в победу над французами; герои войны уроженцы тверского края. глава 5: реформы и революции
13 Проведение крестьянской реформы в Тверской губернии. Предводитель дворянства; Мировой судья; суд присяжных; мировой посредник; отрезок; десятина. Значение реформы, сложности её проведения.
Помещики –либералы. 40 -41 14 Тверская деревня после реформы аренда; бобыль; временнообязанные. 42 1 2 3 4 5 6 7
15 земская реформа сословия; земство; женская учительская школа. Земство как центр общественной жизни объединяющий тех людей кто был полезен народу. 44 16 экономика губернии на рубеже веков Батрак, подушная подать государственный сбор Как отмена крепостного права повлияла на развитие экономики края с/х районы и промышленные. 47 17 Тверская губерния между революциями РСДРП, Государственная дума, Учредительное собрание Понимать, почему Тверская губерния поддержала революции. 49-51 18 обобщающий урок по теме Глава 6: В советское время
19 тверская губерния в годы гражданской войны Саботаж, фракция. Совнархоз, комбеды, продразверстка. 52 20 экономика и социальная жизнь в 1920-1930-е гг. Трест, репрессии, ультиматум, карточная система. Недовольство политикой большевиков после гражданской войны, Тверская область центр льноводства. 53 -54 21 Первый месяц войны
фронт; тыл; мобилизация; прифронтовая полоса; Эвакуация; оккупация. обобщить и систематизировать знания учащихся о первых месяцах войны 1 22 Город Калинин в оккупации Операция «Тайфун»; Московская битва; план «Ост» Самоэвакуацияактуализация знаний учащихся о ходе оборонительного периода Московской битвы. 2 23 Освобождение Калинина Контрнаступление; Солдат-освободитель Повторить основные события контр наступления под Москвой. 3 1 2 3 4 5 6 7
24 Торопецко-Холмская наступательная операция Торопецко-Холмская операция; Северо-Западный фронт. Калининский фронт Проанализировать Торопецко-Холмскую операцию. 4 25 Ржевская битва Ржевско-Сычевская операция. Сталинградская битва, Оборона. Ржевско-Вяземская операция. «Город воинской славы». Анализ военных операций под Ржевом в 1942-1943гг. 5 26 Партизанское движение на территории края Подпольное движение. Партизанский отряд. Партизанское соединение. Осознание феномена партизанского движения результаты деятельности партизан и подпольщиков. 6 27-28 Тыл - фронту Перестройка экономики на военные рельсы. Тыл - фронту. Охарактеризовать различные аспекты деятельности советских людей в нашем тылу, показать их героизм и самоотверженность. 7 29 Тверитяне на фронтах Великой Отечественной Основные сражения ВОВ. Характер войны. Сопротивление. развивать у учащихся гордость за историю своего края 8 30 память о войне Обобщение Обобщение и повторение учащимися основных событий ВОВ 9 31 Калининская область в послевоенный период. Восстановление Экономики в послевоенный период 57 32 Культурная жизнь Калининской области Филармония, ретранслятор. 58 33 Современная Тверская область . 34 Обобщение по курсу