Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 4 классе по учебнику А.В.Поляковой


I четверть

Проверочная работа по теме "Простые и сложные предложения"
1. Отметь знаком простые предложения, знаком сложные предложения, знаком предложения с однородными членами. Докажи.
1. В лужице отражаются лёгкие облака. 2.В воздухе пахнет почками и свежей землёй. 3. С шумом промчались над лесом дикие утки, пролетела сова, ухнул филин. 4.Ветерок поиграл с листочками и улетел. 5.Вдруг я уловил осторожный стук синички в окно. 6. Ребята собрались за ягодами, и Тараска обещал разбудить сестру. (Л. Толстой)
2. Составь и запиши предложения по схемам.
1) - - - - - - , и - - - - - - - .2) - - - - - - , - - - - - - - и - - - - - - .3. Запиши. Расставь знаки препинания.
Старый воробей сидел высоко на ветке и охранял воробьят. Летит ястреб тихо без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Громко зачирикал воробей и воробьята разом скрылись в кустах. Ястреб стрелой спустился вниз а воробей камнем упал в кусты. Улетел ястреб. Вылетели из кустов птенцы весело зачирикали. (Л. Толстой)
Проверочная работа по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени».
1. Проспрягай глаголы живу, буду жить. Выдели окончания.
2. Определи и укажи грамматические признаки глагола.
Ходили на реку, ловит рыбу, вылечишь больного, напишут записки, слышу издали, видим глазами, мальчик шепчет, поливала цветы, будем стирать с доски, месяц светил, вымоете посуду.3. Вставь пропущенные окончания.
Быстро пролетел... жаркое лето. В один миг промелькнул... золотая осень. Неожиданно выпал... снег. Настал... зима. Но вот пригрел... солнышко. Наступил... долгожданная весна. Прилетел.. с юга белоносые грачи. На пригорках зазеленел... травка.
Проверочная работа по теме «Время глагола» 2 четверть
1. Измени глаголы знать, узнать, лепить, вылепить по временам. Запиши их в форме 1-го лица единственного числа.
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
2. Запиши глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Выдели окончания.
Сидеть, стучать, идти, петь, блестеть, цвести.
3. Вставь пропущенные окончания.
Сзади лежал большой лист фанеры, и пингвины на нём танцы устроил... . Очередь выстроил...сь - всем хочется потанцевать. Весь день они танцевали на фанере. Вечером солнце скрыл...сь, набежал... снеговая туча. К утру всё вокруг засыпал... снегом. Настроение у пингвинов испортил...сь.
4. Выполни разбор глагола из предложения. И о чём звените вы в день весёлый мая? ( А. Толстой)
Диктант по теме «Правописание безударных окончаний глаголов».
Диктант
За высокий урожай
Зима – пора забот о новом урожае. В мастерских ремонтируют машины. Слесарь вытачивает нужные детали.
Выйдешь в поле, глядишь – колхозники пашут снег. Острым углом деревянный плуг разрезает снег, а крылья раздвигают его и образуют валы. Чуть подальше видишь, что из снежных кирпичей складывают настоящие стены. Эти заграждения не позволяют ветру уносить снег в овраги, держат его. Весной снег растает, и вода уйдёт в землю.
Зимой думают об удобрениях. На поле вывозят навоз, золу собирают всю зиму и оставляют до весны.
Грамматические задания.
Выполни разбор глагола растает (выйдешь).
Выполни разбор по составу глагола разрезает (складывают)

Контрольная работа за I полугодие Диктант
Чудесный май Майскую весну встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозы ярче сияет весеннее солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С утра до ночи распевает пернатое царство. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов. (80 слов)
Грамматические задания. 1) Составь и запиши два предложения со словом спать (бежать), употребив его в прямом и переносном значениях. 2) Выполни разбор пятого (восьмого) предложения по членам и частям речи. 3 ) Выполни звуко-буквенный разбор слова гроз (весь).
Проверочная работа по теме «Правописание наречий» 3 четверть
1. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни наречия, поставь к ним вопросы.
Кое – где на пригорк.. ветер ..дул белый наря.. зимы. Вдруг с пригорка
взл..тел.. небольшая птичка – жав..р..нок. Взл..тел.. , но (не)умч..л..сь вдаль. Она стала медле..о п..дниматься ввысь. И оттуда, с г..лубой выс..ты
п..лилась на землю радос..ная зв..нящая песня. Д..леко р..зн..слась песня
жав..р..нка. З..слышав его песню, жучки, п..учки, бука..ки тор..пливо п..лезли из своих укромных мест.
2. Определи значение наречий. Журчит звонко, ходили сегодня, очень дряхлый, гордо посмотрела, искала везде, немножко подросли, убежала прочь, совсем седой, слишком горячий. Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения»
1. Выполни разбор предложения по членам и частям речи.
Дождевые капли тяжело ударяли по траве. (Сегодня охотник нашёл в горах орлиное гнездо. )2. Спиши. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни однородные члены .
1. Весенние работы идут на полях в садах и огородах. 2. В парках и скверах посадили много цветов. 3. Подъёмная машина в шахте ходит вверх и вниз.
4. Маша с мамой сегодня утром выезжают в Оренбург. 5. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. 6. Лазоревая синица внимательно и подробно осмотрела западню и безопасно ловко таскает семечки сквозь палочки западни.
Проверочная работа по теме «Склонение прилагательных с твердым согласным на конце основы».
1. Запиши словосочетания, поставив имена прилагательные в нужном падеже. Укажи падеж. Выдели окончания.
В (сочный) ананасе, на (снежный) пыль, к (стройный) юноше, у (замшелый) болота, о (жаркий) климате, с (бритый) затылком, без (лавровый) венка, в (церковный) хоре, у (плетёный) уздечки, в (огромный) луже, около (глубокий) озера.2. Выпиши словосочетания имён существительных с прилагательными. Укажи род и падеж имён прилагательных. Выдели окончания.
На огородах собрали красную морковь и жёлтую репу. В деревне и городе люди подготовились к холодной зиме. На зелёном лугу трава выше колена. Сладким мёдом пахнет розовый сочный клевер. Много хорошего корма Нужно заготовить для колхозного стада. По первой пороше охотники пошли на охоту.
3. Спиши. Вставь пропущенные окончания.
1.Зелён.. нежн.. дымкой накрылся лес. 2. С голуб.. высок.. неба доносится знаком.. крик журавлей. 3. Золотист.. дождём сыплются на землю тяжёл..семена. 4. Ребята радуются перв.. журавлин.. крику. 5. Тёпл.. ветер и ласков.. солнце сушат влажн.. землю. 6. В ярк.. золоте день утопает. 7. На нов.. месте лисёнок освоился быстро. Радостн.. визгом встретил маму лисёнок.

Диктант по теме «Склонение прилагательных во множественном числе»
Диктант
Приход весны
Наступает долгожданная весна. Потоки солнечного света заливают лесные полянки. В высоком лазурном небе бегут лёгкие белые облака.
На деревьях набухают смолистые почки. Скоро зелёной дымкой покроются берёзовые рощи. В это время русские красавицы – берёзы угощают лесных жителей вкусным соком. Прозрачный воздух чист. Мы слышим весёлую песенку голосистого дрозда. Видим, как от ветки к ветке перелетают шустрые синички.
Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь свежее дыхание весны. Нежной листвой пахнет в берёзовой роще. На светлых полянках и яркой зелени играет шаловливый луч солнца.
Радостное настроение и у людей, и у животных.
Проверочная работа по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»
1. Запиши словосочетания, поставив имена прилагательные в нужном падеже. Укажи падеж. Выдели окончания.
К (соседний) дому, с (опухший) носом, у (стоячий) воды, к (младший) брату, по (осенний) луже, (яркий) пламенем, без (рабочий) места, на (дальний) родню, (жаркий) климатом, в (скрипучий) дереве, о (ранний) детстве, без (тонкий) слуха.2. Выпиши словосочетания имён существительных с прилагательными. Укажи род и падеж имён прилагательных. Выдели окончания.
Над пахучей розой вились зелёные стрекозы. Легко дышится в осеннем лесу. На плакучей иве свили гнездо грачи. Ранним утром погоду можно узнать по росе на траве. Голые стояли в лесу деревья, ждали зимней одежды. Мы пошли домой коротким путём. В ближнем селе построили продуктовый магазин.
3. Спиши. Вставь пропущенные окончания.
1. Поздн.. вечером погоду можно узнать по дыму костра. 2. Зверёк забился в дальн.. угол амбара. 3. Медведь надрал для берлоги мягк.. пахуч.. коры.
4. По син.. платью девочки ползла божья коровка. 5. Василий Николаевич говорил осипш.. голосом. 6. После ранн.. завтрака до обеда прошло много времени . 7. В дремуч.. лесу было сумрачно и сыро. 8. С верхн.. этажа медленно спускалась соседка.
Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных»
Диктант
Белочка
Из – за синей полоски леса показалось яркое солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. С раннего утра до позднего вечера в сосновом лесу мелькают рыжие проворные белочки.
Вот одна из них забралась на вершину высокой сосны, перемахнула с ветки на ветку и спрыгнула на землю за спелыми орехами. Крепкими боровиками, тонконогими опёнками украсила белочка сосновые сучки. В дуплах деревьев, в низеньких пеньках прячет она свои съестные припасы.
Поздней осенью переменит белочка своё летнее платьице на зимнюю шубку. В вершине соснового дерева обустроит она уютное тёплое гнёздышко для маленьких бельчат.
Диктант по теме «Правописание окончаний имён прилагательных в ед.ч. и мн. ч. с твёрдым и мягким согласным на конце основы».
Диктант
Берёза у дороги
За крайней избой дальней деревушки виднелось жёлтое поле. Придорожная канава заросла травой. На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. Осень убрала деревья в жёлтый убор. Берёза стояла счастливая.
Наступила зима. В зимней ночи ветер трепал ветви берёзы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весеннего дождя начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на ярком солнце. Потекли, заговорили ручьи. Зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлковой листве берёзы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до первой зелёной травы.
Грамматические задания.
Определи падеж имён прилагательных из первого абзаца.
Выполни разбор по составу слов: придорожная, зимние, просторной.

Контрольное изложение
Журавль и орёл
На прошлогоднем овсяном жнивье расхаживал и кормился журавль. Вдруг журавль поджал ноги и опустился на землю. Потом он быстро перевернулся на спину с полусогнутыми ногами. Как будто журавля подбил кто – то. Но журавля не подбили, на него сверху летел орёл.
У самой добычи орёл выставил когти, но журавль вытянул ноги вверх и быстро замахал ими. Орёл испугался, злобно заклекотал, взмыл вверх и полетел к лесу. Потом он исчез из виду.
Журавль легко вскочил на ноги и продолжал спокойно кормиться.

Контрольный диктант
Диктант
Летняя прогулка
Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить мимо дач в соседнюю рощу. Слева и справа стройными рядами стоят белые берёзки. Сквозь листву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. В густой траве краснеет ягода. Идёшь по узкой тропинке, рвёшь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.
За рощей в глубоком овраге бьёт ключ. Сидишь на пенёчке у родника. Тишь. Держишь в руках кружку и кусок чёрного хлеба. Приятно выпить в жару родниковой воды. Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.
Грамматические задания.
Выполни разбор слов: (в)рощу ( (на)зелени), ранним (утреннего), краснеет (распевают) как части речи.
Отметь предложения с однородными членами.