Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине Основы экономики строительства по профессии 270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол № ____ от _______________
председатель ______________________
Антропова О.С.
«УТВЕРЖДАЮ»
зам. директора по УР
__________________ В.И.Пархоменко
«_____»____________ 201____ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине по профессии ОП.04.Основы экономики
строительства
270802.07 Мастер столярно- плотничных и паркетных работ
уровень образования базовый
срок обучения 2 года 5 мес.
Пояснительная записка
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся составлены на основе рабочей программы дисциплины «Основы экономики». Методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии:
270802.07 Мастер столярно- плотничных и паркетных работ
Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.
Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.
Задания на самостоятельную работу включает в себя следующие действия обучающихся:
1.Чтение учебника, электронного учебного пособия, дополнительной литературы; составление плана текста; выписки из текста; работа со справочниками и словарями;
2.Работа с конспектом лекции, составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, схем, изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы;
3.Реализация творческих способностей обучающегося.
Перед выполнением предложенных самостоятельных работ рекомендуется изучить теоретический материал, отраженный в перечне вопросов, приведённых в начале каждой темы. Если указанные вопросы вызывают затруднения, то необходимо обратится к учебной литературе с целью изучения соответствующих тем дисциплины.
Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы экономики» составлено на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначены для обучающихся всех специальностей, программы которых реализуются в колледже.
Цель методических рекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики».
Возможные формы контроля:
- проверка конспектов изучаемой темы или отдельных вопросов данной темы преподавателем;
- отчет-защита обучающегося по выполненной работе перед преподавателем.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень усвоения обучающимся учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении творческих заданий;- сформированность ключевых (общеучебных) компетенций;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- уровень оформления работы.
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Экономика отрасли» обучающиеся должны иметь представление:
- о роли и месте экономики, экономического развития и формирования рынка в стране;
- об основных экономических законах в условиях рынка и работы предприятия в этих условиях.
Должны знать:
- основные экономические определения, понятия, выводы и суждения;
- основы проведения экономических расчетов;
- основы экономико-хозяйственной деятельности предприятия.
Должны уметь:
- ориентироваться в современных экономических понятиях и терминах, охваченных в данной изучаемой дисциплине;
- выявлять взаимосвязь экономических категорий, проблем и законов;
- решать поставленные задачи, производить необходимые расчёты;
- работать с необходимой специальной литературой, анализировать полученные материалы, составлять конспекты.
В результате выполнения практических работ, у обучаемых формируются следующие компетенции:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература и другие информационные источники:
1.Е.Ф. Борисов Основы Экономики, учебник для СПО, 2011.
2.Е.Ф. Борисов Экономика, учебник, М.: Проспект, 2011.
3.Е.Ф. Борисов Экономическая теория, учебник, М.: Проспект, 2011.
4.Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательства, учебник, М.: АКАДЕМИЯ 2012.
5.В.З. Баликоев Общая экономическая теория, учебник, М.: Омега – Л. 2012
6.И.В. Липсиц Экономика, учебник, Т – 1, Т – 2, М.: Вита, 2011
7.www.eup.ru8.www.laboratory.ru9.www.econom.nsc.ru1. Критерии оценки:
1.Оценку «отлично» получают обучающиеся, которые своевременно выполнили поставленную преподавателем задачу по усвоению пройденного материала, а именно сделали конспект темы или отдельного вопроса этой темы, сделал выписку определённого эпизода, абзаца, группы терминов, проанализировал данные конспекты. Если обучающийся смог использовать не только предложенную учебную литературу, но и самостоятельно начать поиск в интернете интересующих его вопросов и проблем. Если обучающийся может обстоятельно и полно отвечать устно или письменно на поставленные вопросы по теме.
2.Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся своевременно выполнил поставленную преподавателем задачу по усвоению пройденного материала, а именно сделал конспект темы или отдельного вопроса этой темы, сделал выписку определённого эпизода, абзаца, группы терминов, проанализировал данные конспекты, но не стремится использовать интернет источники и не в полной мере готов дать полный и развёрнутый ответ. 3.Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся несвоевременно выполнил поставленную преподавателем задачу по усвоению пройденного материала, а именно сделал конспект темы или отдельного вопроса этой темы и не сделал соответствующие выводы – заключения по изученному материалу. Если он не готов в ответах отразить хороший уровень понимания темы, а также путается в формулировках основных определений.
4.Оценку «неудовлетворительно» обучающийся получает в случае, когда задания не выполнены, конспекты не составлены, определения не выучены, т.е. в работе по данной теме не были задействованы ни конспекты, ни учебно – справочный материал.
Виды самостоятельных работпо темам:

п/п № темы Дидактическая единица Вид самостоятельной работы Кол – во часов Форма контроля
1 1 Экономика и её роль в жизни общества Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий) 2 Проверка конспекта, ответы на вопросы
2 2 Микроэкономика Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий) 2 Тестирование по вопросам конспекта
3 3 Предпринимательство в условиях рыночной экономики Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий) 2 Проверка конспекта, ответы на вопросы
4 4 Распределение доходов в обществе Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий) 2 Тестирование по вопросам конспекта
5 5 Макроэкономика Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий) 2 Проверка конспекта, ответы на вопросы
6 6 Неустойчивость и равновесие макроэкономики Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий) 2 Проверка конспекта, ответы на вопросы
7 7 Современная мировая экономика Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий) 2 Проверка конспекта, ответы на вопросы
Итого часов 14 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
Тема 1. Экономика и её роль в жизни общества
Вид СР:Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий)
Цель:
1.Повторение и закрепление пройденного материала;
2.Детальное и расширенное рассмотрение различных аспектов экономического развития обществ.
3.Воспитание умения активно работать с различными информационными источниками.
План:
1.Определение необходимых источников, их изучение и ранжирование информации;
2.Прочтение конспекта и теоретического материала по данной теме;
3.Написание дополнительного конспектного материала.
4.Усвоение записанного и изученного материала темы.
Методические рекомендации:
1.Для проработки конспектов занятий необходимо применять системный подход, т.е. постоянно уделять этой работе необходимое время, качественно прорабатывая каждый изученный на занятиях вопрос.
2.Для более глубокого постижения изучаемых вопросов и проблем необходимо использовать дополнительные источники информации.
3.Каждому вопросу темы необходимо уделять отдельное внимание, делая выводы, связывая логически переходы между вопросами, осознавая их сложность и глубину.
4.Необходимо заранее подготавливать вопросы по сложным разделам темы преподавателю для консультаций.
1.Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое нужда и потребности общества, их виды.
2.Виды и формы собственности.
3.Как развиваются социально – экономические отношения в современном обществе.
4.Какая взаимосвязь между коопераций производства и разделением труда?
Литература:
1.Е.Ф. Борисов Основы экономики гл. 1 §1 с. 7, §2 с.10, гл. 2 §1 с.28, гл. 3 §1 с.51
2.Е.Ф.Борисов Экономика гл. 2 §2 с.34
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
Тема 2. Микроэкономика
Вид СР: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий)
Цель:
1.Повторение пройденного материала;
2.Воспитание умения работать с различными видами информационных источников;
3.Развитие и закрепление навыков конспектирования и обработки текстов.
План:
1.Определение необходимых источников, их изучение и ранжирование информации;
2.Прочтение конспекта и теоретического материала по данной теме;
3.Написание дополнительного конспектного материала.
4.Усвоение записанного и изученного материала темы.
Методические рекомендации:
1.Для проработки конспектов занятий необходимо применять системный подход, т.е. постоянно уделять этой работе необходимое время, качественно прорабатывая каждый изученный на занятиях вопрос.
2.Для более глубокого постижения изучаемых вопросов и проблем необходимо использовать дополнительные источники информации.
3.Каждому вопросу темы необходимо уделять отдельное внимание, делая выводы, связывая логически переходы между вопросами, осознавая их сложность и глубину.
4.Необходимо заранее подготавливать вопросы по сложным разделам темы преподавателю для консультаций.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое рынок? Виды рынков.
2.Монополия, монопсония, олигополия.
3.Совершенный рынок.
4.Принципы формирования рынков.
5.История возникновения денег.
6.Экономическая роль денег.
7.Функции денег.
Литература:
1.Е.Ф. Борисов Основы экономики гл. 5 §1 с. 79
2.Е.Ф.Борисов Экономика гл. 6 §1 - 2 с.71
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3
Тема 3. Предпринимательство в условиях рыночной экономики
Вид СР:Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий)
Цель:
1.Повторение пройденного материала;
2.Детальное и расширенное рассмотрение должностных обязанностей представителей различных уровней менеджмента предприятия и рабочего персонала.
План:
1.Определение необходимых источников, их изучение и ранжирование информации;
2.Прочтение конспекта и теоретического материала по данной теме;
3.Написание дополнительного конспектного материала.
4.Усвоение записанного и изученного материала темы.
Методические рекомендации:
1.Для проработки конспектов занятий необходимо применять системный подход, т.е. постоянно уделять этой работе необходимое время, качественно прорабатывая каждый изученный на занятиях вопрос.
2.Для более глубокого постижения изучаемых вопросов и проблем необходимо использовать дополнительные источники информации.
3.Каждому вопросу темы необходимо уделять отдельное внимание, делая выводы, связывая логически переходы между вопросами, осознавая их сложность и глубину.
4.Необходимо заранее подготавливать вопросы по сложным разделам темы преподавателю для консультаций.
Вопросы для самоконтроля:
1.Предпринимательство, как основа формирования рынка.
2.Что такое конкурентоспособность и конкуренция.
3.Влияние несовершенных форм рыночной экономики на стабилизацию экономики регионов.
4.Как создаётся новая стоимость на производствах?
5.Воспроизводство капиталов на предприятиях.
6.Создание новой стоимости и появление прибыли.
Литература:
1.Е.Ф. Борисов Основы экономики гл. 7 §1 с. 117, гл. 6 §1 с.99, гл. 7 §2 – 3 - 4 с.120 - 128
2.Е.Ф.Борисов Экономика гл.8 с.99 - 111
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4
Тема 4. Распределение доходов в обществе
Вид СР: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий)
Цель СР:
1.Повторение пройденного материала темы;
2.Воспитание умения публично выступать перед аудиторией;
3.Воспитание умения работать с различными источниками информации.
План работы:
1.Определение необходимых источников, их изучение и ранжирование информации;
2.Прочтение конспекта и теоретического материала по данной теме;
3.Написание дополнительного конспектного материала.
4.Усвоение записанного и изученного материала темы.
Методические рекомендации:
1.Для проработки конспектов занятий необходимо применять системный подход, т.е. постоянно уделять этой работе необходимое время, качественно прорабатывая каждый изученный на занятиях вопрос.
2.Для более глубокого постижения изучаемых вопросов и проблем необходимо использовать дополнительные источники информации.
3.Каждому вопросу темы необходимо уделять отдельное внимание, делая выводы, связывая логически переходы между вопросами, осознавая их сложность и глубину.
4.Необходимо заранее подготавливать вопросы по сложным разделам темы преподавателю для консультаций.
Вопросы для самоконтроля:
1.Определение «заработная плата» и виды заработной платы.
2.Прибыль: определение, виды, функции.
3.Как государство регулирует социально – экономические и финансовые отношения в обществе?
4.Основные компоненты налоговой системы государства.
5.Налоговые обязательства юридических и физических лиц.
Литература:
1.Е.Ф. Борисов Основы экономики гл. 8 §1 с. 135, §2 - 3с.144 - 158, гл. 9 §1 – 2 с.167 - 178,
2.Е.Ф.Борисов Экономика гл. 11 с.134, гл. 12 с. 146, гл. 13 с. 156
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5
Тема 5. Макроэкономика
Вид СР: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий)
Цель:
1.Повторение пройденного материала;
2.Воспитание умения работать с различными видами информационных источников;
3.Развитие и закрепление навыков конспектирования и обработки текстов.
План:
1.Определение необходимых источников, их изучение и ранжирование информации;
2.Прочтение конспекта и теоретического материала по данной теме;
3.Написание дополнительного конспектного материала.
4.Усвоение записанного и изученного материала темы.
Методические рекомендации:
1.Для проработки конспектов занятий необходимо применять системный подход, т.е. постоянно уделять этой работе необходимое время, качественно прорабатывая каждый изученный на занятиях вопрос.
2.Для более глубокого постижения изучаемых вопросов и проблем необходимо использовать дополнительные источники информации.
3.Каждому вопросу темы необходимо уделять отдельное внимание, делая выводы, связывая логически переходы между вопросами, осознавая их сложность и глубину.
4.Необходимо заранее подготавливать вопросы по сложным разделам темы преподавателю для консультаций.
Вопросы для самоконтроля:
1.Понятия: макроэкономика, мезоэкономика, микроэкономика.
2.В чём заключается экономическая политика государства?
3.Экономический рост национального хозяйства.
4.Проблемы воспроизводства населения страны.
5.Основные макропроблемы современного общества.Литература:
1.Е.Ф. Борисов Основы экономики гл. 10 §1 с. 182, §2 с.185, гл. 11 с.194.
2.Е.Ф.Борисов Экономика гл. 18 §1, §2 , §3 с.196
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6
Тема 6. Неустойчивость и равновесие макроэкономики
Вид СР: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий)
Цель СР:
1.Повторение и закрепление пройденной темы;
2.Формирование умения работы с различными видами информационных источников (анализировать полученную информацию, сравнивать характеристики, показатели и особенности).
План:
1.Определение необходимых источников, их изучение и ранжирование информации;
2.Прочтение конспекта и теоретического материала по данной теме;
3.Написание дополнительного конспектного материала.
4.Усвоение записанного и изученного материала темы.
Методические требования:
Методические рекомендации:
1.Для проработки конспектов занятий необходимо применять системный подход, т.е. постоянно уделять этой работе необходимое время, качественно прорабатывая каждый изученный на занятиях вопрос.
2.Для более глубокого постижения изучаемых вопросов и проблем необходимо использовать дополнительные источники информации.
3.Каждому вопросу темы необходимо уделять отдельное внимание, делая выводы, связывая логически переходы между вопросами, осознавая их сложность и глубину.
4.Необходимо заранее подготавливать вопросы по сложным разделам темы преподавателю для консультаций.
Вопросы для самоконтроля:
1.О чём говорит теория экономических колебаний?
2.Общие характеристики и показатели безработицы.
3.Факторы, влияющие на рост или снижение уровня безработицы в России.
4.Инфляция и дефляция, стагнация и стагфляция.
5.Финансы: определение, функции, формирование фондов и развитие.
Литература:
1.Е.Ф. Борисов Основы экономики гл. 12 §1 с. 210, §3 с.219, гл. 13 §1 с.231, гл. 14 §1 с.247
2.Е.Ф.Борисов Экономика гл. 24 с.244, гл. 25 с.251
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7
Тема 7. Современная мировая экономика
Вид СР: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и разделам учебных пособий)
Цель СР:
1.Повторение пройденного материала темы;
2.Воспитание умения публично выступать перед аудиторией;
3. Воспитание умения работать с различными источниками информации;
4.Формирование навыков самостоятельного исследования изучаемого вопроса.
План:
1.Определение необходимых источников, их изучение и ранжирование информации;
2.Прочтение конспекта и теоретического материала по данной теме;
3.Написание дополнительного конспектного материала.
4.Усвоение записанного и изученного материала темы.
Методические рекомендации:
1.Для проработки конспектов занятий необходимо применять системный подход, т.е. постоянно уделять этой работе необходимое время, качественно прорабатывая каждый изученный на занятиях вопрос.
2.Для более глубокого постижения изучаемых вопросов и проблем необходимо использовать дополнительные источники информации.
3.Каждому вопросу темы необходимо уделять отдельное внимание, делая выводы, связывая логически переходы между вопросами, осознавая их сложность и глубину.
4.Необходимо заранее подготавливать вопросы по сложным разделам темы преподавателю для консультаций.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие глобальные экономические процессы происходят сегодня?
2.Что такое глобализация мирового хозяйства? И что такое мировое хозяйство?
3.Какие виды товаров влияют на мировой баланс цен?
4.Движение антиглобалистов: цели, задачи, позиция, миссия.
Литература:
1.Е.Ф. Борисов Основы экономики гл. 25 §1 с. 497.
2.Е.Ф. Борисов Экономическая теория гл. 25 §3 с.508 - 514, §4 с.514 – 524.
3.Е.Ф.Борисов Экономика гл. 29с. 296