Рабочая программа по русскому языку к учебнику А.В. Поляковой 2 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2…..класса составлена на основе ООП НОО ……..города …… и ориентирована на УМК «РИТМ» учебник «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 класс автор А.В.Полякова
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успехов в учёбе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей этнической принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделение существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать;
- проводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре
видеофильмов;
- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;
- понимать особенность диалогической формы речи;
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части теста;
- восстанавливать деформированные тексты.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- определять качественную характеристику звука;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Лексика
Обучающийся научится:
- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;
- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;
- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи);
- определять у имени существительного значение, начальную форму, определять одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные,
род, число;
- опознавать у глаголов форму рода и числа (в прошедшем времени).
Синтаксис
Обучающийся научится:
- находить главные член предложения;
- различать главные и второстепенные члены предложения;
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов;
- восстанавливать деформированные предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- находить орфограммы в указанных учителем словах;
- использовать орфографический словарь как средство самоконтроля;
- применять правила правописания:
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ;
отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
знаки препинания в конце предложения:
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами написания.
Содержание курса
2 класс (170 часов)
Фонетика (10 часов), грамматика (100 часов), правописание (30 часов) и развитие речи (30 часов)Фонетика и графика Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости—глухости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова. Звуки русского языка Буквы русского алфавита. Алфавит.Как работают буквы? Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный/ согласный; гласный ударный/ безударный; согласный твердый/ мягкий, парный/непарный; согласный звонкий/глухой, парный/непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.
Синтаксис Словосочетание. Предложение. Текст.О нашей речи Речь устная и письменная Речь разговорная, деловая, научная, художественнаяСредства речевого этикетаРазличение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Лексика Слово и его лексическое значение Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника Слова однозначные и многозначные. Разные языки: родной и иностранный Словарь речевого этикета.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.Морфология
Корень слова.Однокоренные слова. Однокоренные слова, их признаки.Корень – общая часть родственных слов.Орфограммы в корнях слов.Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня.Грамматика
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебныеИмя существительное: общее значение Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.Имя прилагательное: общее значение. Местоимение. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Какие бывают части речи? Родовые и видовые признаки частей речи.Как изменяются части речи?Правописание окончаний разных частей речи.Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.Имя прилагательное. Значение и употребление в речи, Изменение прилагательных по родам, числам.Местоимение, Общее представление о местоимении. Глагол. Значение и употребление в речи.Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Отличие предлогов от приставок.Орфография и пунктуация Правописание жи—ши, ча—ща, чу—щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов.Правописание разделительного ь, ъ.Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными.Раздельное написание предлогов со словами.Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.Как работают буквы? Что значит писать правильно? Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.Применение правил правописания:• сочетания жи — ши, ча—ща,чу — щу в положении под ударением;• сочетания чк — чн, чт, щн,• перенос слов;• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;• проверяемые безударные гласные в корнях слов;• парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;• двойные согласные;• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (на ограниченном перечне слов);• разделительные ъ и ь;• раздельное написание предлогов с другими словами;• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.Развитие речи
Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)Текст. Признаки текста. Заглавие текста Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов. План текста. Учимся писать записки Как пишут письма и телеграммы? Поздравим друг друга!Как пишут объявления?Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.Последовательность предложений в тексте.Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений.План текста. Составление планов к данным текстам.Знакомство с жанрами письма и поздравления, записка, телеграмма.Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): подробные изложения.  Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Дата по
плану Дата по факту
Предложение ( 6 ч )
1 Язык и речь. Речь – главный способ общения людей 1 2 Предложение. Признаки предложения. 1 3 Подлежащее и сказуемое – основа предложения 1 4 Связь слов в предложении 1 5 Второстепенные члены предложения 1 6 Главные и второстепенные члены предложения 1 Слово. Звуки и буквы (1 ч )7 Слово. Звуки, буквы и их различие 1 Гласные и согласные звуки ( 5 ч )
8 Гласные и согласные звуки, их отличие. 1 9 Входной диктант 1 10 Работа над ошибками .Алфавит. Алфавитное название букв 1 11 Обозначение буквами гласных и согласных звуков 1 12 Фразеологизмы. 1 Ударные и безударные слоги ( 9 ч) 13 Слогообразующая роль гласных звуков 1 14 Деление слов на слоги 1 15 Р/р Обучающее изложение по коллективно составленному плану 1 16 Работа над ошибками. Ударный и безударный слог 1 17 Деление слов на слоги. Ударные и безударные слоги 1 18 Правила постановки ударения в словах 1 19 Смыслоразличительная роль ударения 1 20 Обобщение по теме «Ударные и безударные слоги» 1 21 Контрольное списывание текста с грамматическим заданием 1 Перенос слов (3 ч) 22 Работа над ошибками. Деление слов для переноса. Правила переноса слов 1 23 Перенос слов с буквой й и мягким знаком 1 24 Упражнение в переносе слов с буквами й и ь 1 Имена собственные ( 10 ч)
25 Понятие об именах собственных. 1 26 Написание большой буквы имен, отчеств и фамилий 1 27 Написание большой буквы имен, отчеств и фамилий. Имена полные и краткие 1 28 Написание большой буквы имен, отчеств и фамилий 1 29 Написание большой буквы в кличках животных 1 30 Написание большой буквы в названии улиц, городов, сёл, деревень, рек, морей. 1 31 Диктант по теме «Большая буква в именах собственных» 1 32 Работа над ошибками. Написание большой буквы в названии улиц, городов, сёл, деревень, рек, морей. 1 33 Закрепление написания имён собственных. Знак препинания «кавычки» 1 34 Имена собственные. Обобщение материала. 1 Твёрдые и мягкие согласные звуки (11 ч )35 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами 1 36 Контрольный диктант за I четверть 1 37 Работа над ошибками Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов 1 38 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова 1 39 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Мягкие согласные без обозначения мягкости 1 40 Звуковое значение букв е, ё, ю, я 1 41 Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и мягкости согласного 1 42 Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и мягкости согласного 1 43 Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и мягкости согласного 1 44 Слова с буквами е, ё, ю, я 1 45 Слова с буквами е, ё, ю, я. Обобщение по теме. 1 Разделительные ь и ъ знаки (4 ч)
46 Понятие о разделительных ь и ъ знаках 1 47 Упражнения в написании слов с разделительными ь и ъ знаками 1 48 Упражнения в написании слов с разделительными ь и ъ знаками 1 49 Обобщение по теме «Разделительные Ь и Ъ» 1 Слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн (8 ч )50 Слова с сочетаниями жи – ши 1 51 Упражнение в написании слов с сочетаниями жи – ши 1 52 Слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу 1 53 Упражнение в написании слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу 1 54 Слова с сочетаниями чк, чн, щн 1 55 Упражнение в написании слов с сочетаниями чк, чн, щн 1 56 Проверочный диктант по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн» 1 57 Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ. 1 Текст (5 ч )58 Что такое текст? 1 59 Текст. Тема текста. Монолог. 1 60 Текст. Абзац. Диалог 1 61 Р/р.Сочинение сказки по вопросам и опорным словам. 1 62 Анализ и редактирование сочинений.
Текст. План текста. 1 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (3 ч)
63 Виды предложения по цели высказывания 1 64 Виды предложений по цели высказывания 1 65 Восклицательные предложения 1 Имя существительное (5 ч)
66 Имя существительное. Общее понятие 1 67 Имена существительные: собственные и нарицательные. 1 68 Одушевленные и неодушевленные имена существительные 1 69 Обобщение знаний об имени существительном. 1 70 Контрольный диктант за II четверть. 1 Число имён существительных (4 ч)
71 Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Число имён существительных 1 72 Число имён существительных 1 73 Число имён существительных 1 74 Обобщение по теме «Число имен существительных» 1 Род имён существительных (4 ч)
75 Род имен существительных 1 76 Распознавание рода имён существительных 1 77 Категория рода и числа имен существительных. 1 78 Обобщение по теме «Имя существительное» 1 Глагол (6 ч )79 Понятие о глаголе как части речи 1 80 Распознавание глаголов по вопросам 1 81 Распознавание глаголов в речи. Существительное и глагол 1 82 Распознавание глаголов в речи. Существительное и глагол 1 83-84 Изменение глаголов по числам 2 Звонкие и глухие согласные (2 ч)
85 Звонкие и глухие согласные звуки 1 86 Непарные звонкие и глухие согласные 1 Парные согласные звуки в конце слова (6 ч)
87 Парные согласные звуки в конце слова 1 88 Обозначение парных согласных звуков на письме 1 89 Обозначение парных согласных звуков на письме 1 90 Правописание слов с парными согласными на конце 1 91 Контрольное списывание текста 1 92 Работа над ошибками. Обобщение по теме «Правописание слов с парными согласными на конце» 1 Имя прилагательное ( 11 ч )
93 Имя прилагательное как часть речи 1 94 Связь имени прилагательного с именем существительным 1 95 Изменение имен прилагательных по числам и родам 1 96 Образование имен прилагательных от имен существительных 1 97 Образование имен прилагательных от имен существительных 1 98 Имена прилагательные противоположные по смыслу 1 99 Имена прилагательные близкие по смыслу 1 100 Упражнения в подборе словосочетаний имени существительного с прилагательным 1 101 Диктант по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 1 102 Работа над ошибками. Упражнения в подборе словосочетаний имени существительного с прилагательным 1 103 Закрепление по теме «Имя прилагательное» 1 Изменение имен прилагательных по родам (4 ч)
104 Изменение имён прилагательных по родам 1 105 Родовые окончания имён прилагательных 1 106-107 Правописание родовых окончаний имен прилагательных 2 Изменение имён прилагательных по числам ( 4 ч)
108 Изменение имён прилагательных по числам. 1 109 Определение числа имён прилагательных 1 110 Р/р. Обучающее изложение по серии картинок 1 111 Анализ изложений и работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе 1 Корень слова. Однокоренные слова (7 ч )112 Корень слова. Однокоренные слова. 1 113 Признаки однокоренных слов. Чередование согласных в корне слова 1 114 Признаки однокоренных слов. Чередование согласных в корне слова 1 115 Упражнение в распознавании однокоренных слов 1 116 Упражнение в распознавании однокоренных слов 1 117 Проверочная работа по теме « Однокоренные слова» 1 118 Работа над ошибками. Упражнение в распознавании однокоренных слов 1 Предлоги ( 4 ч )
119 Предлоги. Роль предлогов в речи. 1 120 Правописание предлогов и приставок 1 121 Упражнение в правописании предлогов и приставок 1 122 Контрольный диктант за III четверть. 1 Изменение имён существительных по вопросам ( 4 ч)
123 Работа над ошибками. Изменение имён существительных по вопросам 1 124 Упражнение в изменении имён существительных по вопросам 1 125-126 Упражнение в изменении имён существительных по вопросам 2 Настоящее и прошедшее время глагола ( 8ч)
127 Понятие о временных формах глагола 1 128 Настоящее и прошедшее время глагола 1 129 Настоящее и прошедшее время глагола. Неопределенная форма глагола 1 130 Изменение глаголов по временам 1 131 Упражнение в распознавании времени глаголов 1 132 Упражнение в образовании и определении времени глагола 1 133-134 Упражнение в образовании и определении времени глагола 2 Безударные гласные в корне слова (14 ч )135 Ударные и безударные гласные в корне. 1 136 Определение ударного и безударного слога в словах. 1 137 Проверка безударного гласного в корне слова. 1 138 Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. 1 139-140 Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными 2 141-142 Слова с безударными гласными непроверяемыми ударением 2 143 Проверочная работа по теме «Безударные гласные» 1 144 Работа над ошибками. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. 1 145-146 Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. 2 147 Диктант по теме « Безударные гласные в корне слова» 1 148 Работа над ошибками. Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. 1 Будущее время глагола (6 ч )149 Будущее сложное время глагола 1 150 Образование будущего времени глагола. 1 151 Упражнение в определении времён глаголов. 1 152 Упражнение в определении времён глаголов. 1 153-154 Упражнение в определении времён глаголов. 2 Речь (11 ч )155 Что такое речь. 1 156 Речь. Главная тема и идея текста 1 157 Типы речи: разговорная, деловая, научная. 1 158 Научно-деловое и художественное описание в тексте 1 159 Итоговый контрольный диктант 1 160 Работа над ошибками. Диалог и монолог. 1 161 Текст. Тема и план текста. 1 162 Тема текста. Словосочетания 1 163 Секреты речи. Образное сравнение, эпитеты. 1 164 Типы текста. Составление плана. 1 165 Секреты речи. Образное сравнение в загадках, пословицах, стихотворениях. 1 Повторение (5 ч )166-167 Повторение пройденного материала. Ударные и безударные гласные в корне. 2 168 Повторение пройденного материала. Правописание парных согласных на конце слов. 1 169 Повторение пройденного материала. Упражнения в написании слов с разделительными ь и ъ знаками 1 170 Повторение пройденного материала. Корень. Однокоренные слова. 1