Рабочая программа элективного курса по географии География городов России


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 2 c углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области
Рекомендована к утверждению. Утверждаю.
Протокол заседания Директор ______________
методического объединения /Н.Н. Зиброва/
от____________ №_____
Приказ от ________2014 г. №______

Рабочая программа
элективного курса по географии
в рамках предпрофильной подготовки
«География городов России»
9 класс
(9 класс – 0,5 часов в неделю, 17 часов в год)
Разработала
учитель географии
Фатеева Е.М.
2014 – 2015 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «География городов России» предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса подходит для базового уровня обучения. Содержание курса расширяет материал по теме «Население Российской Федерации», представленного в учебнике для 9 класса общеобразовательной школы «География России. Население и хозяйство» (авторы В.П. Дронов, В.Я. Ром).
При изучении темы «Городское и сельское население России» большой интерес у учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений, численность населения, историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности многих городов. Элективный курс «География городов России» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны. В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города — территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.
В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и другие. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.
Данный элективный курс представляется актуальным, так как он не только даёт знания по физической, экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей, литературой, культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, курс позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения, развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернет, дискутировать по проблемам городов и, наконец, воспитывать патриотические чувства.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими и историческими картами, справочниками, дополнительной научно – популярной литературой, диаграммами, рисунками, ресурсами Интернет.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся, подготовку сообщений, докладов или составление слайдовых презентаций.
Данная программа элективного курса рассчитана на 17 часов.
Цель программы:
- углубление и расширение знаний по географии, входящих в базисный учебный план школы;
- создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Задачи:
Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассматривание исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами, городами - Героями, городами «Золотого кольца России» и городами нашей области.
Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.
Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером.
Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации, а также умения публичного выступления.
Воспитание любви к родному краю, к Родине.
Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.
Развитие логического мышления
Развитие коммуникативных навыков.
Элективный курс «География городов России» для 9 класса составлен на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Элективный курс направлен на расширеннее содержания базового курса географии, что позволяет получить дополнительную информацию по изучаемой в базовом курсе темы, способствуют удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека.
В основу элективного курса по географии положены учебные программы, использующиеся в базовом обучении.
Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщен практическими работами.
Элективный курс может использоваться в качестве курса направленного  на углубленное изучение  географии населения России, особенностей городов нашей страны   в условиях  дополнительной  подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию интереса  к предмету, воспитанию  любви к родному краю. Актуальность и важность элективного курса в том, что он вооружает учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими навыками, способствует реализации углубленного изучения предмета, предполагает развитие навыков анализа, обобщения, сравнения карт, решения разнообразных практических задач.
При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе включает различные аспекты: географические (физико - и экономико-географические, социальные), исторические, экологические и др.);
гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);
проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем современного города, разных оценок его функциональных особенностей);
— историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения, своеобразия современного облика и структуры).
В содержание курса включен краеведческий материал, что способствует расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.
Данный курс завершается итоговым зачетом в форме мультимедийной презентации.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседы, практикумы, творческая работа, самостоятельная работа, представление мультимедийных презентаций, рефератов, сообщений. Механизмы формирования ключевых компетенций:
- Развитие мотивации достижения «Стратегия успеха»;
- Интерактивное обучение;
- Учет индивидуальные особенности каждого ученика;
- Объединение в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
- Изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересов, особенностей развития.
- Акцент на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.
Технологии обучения:
- Уровневая дифференциация
- Обучение на основе «учебных ситуаций»
- Проектная деятельность
- Информационные и коммуникационные технологии
- Личностно - ориентированное обучение
- Технология анализа конкретной ситуации
Формы контроля:
1. Тематический контроль:
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала;
- подготовка рефератов и сообщений.
2. Итоговый зачет в завершении курса в форме мультимедийной презентации.
III. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный курс по географии реализуется за счет школьного компонента и составляет 17 часов (0,5 часов в неделю).
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В результате изучения элективного курса «География городов России» у обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметные результаты:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира;
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– расширение системы географических знаний населении страны;
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов;
– выявлять зависимость размещения населения и населенных пунктов от природных условий территории;
– приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
– оценивать особенности географического положения, демографической ситуации, степени урбанизации территории;
– различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
– выделять, описывать и объяснять по картам признаки городов;
- представление о существенных признаках понятий «город», «урбанизация», «городская агломерация»;
– представление о истории возникновения некоторых городов;
- представление о классификации, функций городов;
- представление о героическом прошлом, достопримечательностях городов-Героев, городов «Золотого кольца России».
- представление о истории возникновения и развития, специфике городов Липецкой области.
V. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение 3 часа
Россия – страна Гардарика.
История возникновения городов.
Классификация городов.
Практикум 1 «Составление картосхемы «Типы городов».
Выпускник научится:
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Выделять основных факторов возникновения городов в Древней Руси и на современном этапе.
Составлять картосхемы на основе теоретического материала.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города – миллионеры 3 часа.
Урбанизация – процесс роста городов. Крупнейшие города России.
Заочное путешествие «Москва», «Санкт – Петербург», «Нижний Новгород».
Практикум 2 «Сравнение городского и сельского образа жизни населения».
Практикум 3 «Анализ и объяснение размещения городов-миллионеров и крупнейших городов по территории страны».
Выпускник научится:
Определять особенности городов - миллионеров, факторы, обуславливающие их размещение по территории страны.
Выделять существенные признаки городов, отличающие их от сельских населенных пунктов.
Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Характеризовать топонимику, планировку, население мегалополисов.
Описывать достопримечательности городов - миллионеров.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города – герои 3 часа
Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов.
Города – герои. Города воинской славы.
Заочное путешествие «Слава и память на века».
Выпускник научиться:
Определять факторы, обуславливающие присвоение городам соответствующего статуса.
Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города «Золотого кольца» 3 часа
Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо»
Историческое прошлое, достопримечательности городов «Золотого кольца».
Заочное путешествие «Золотое кольцо».
Выпускник научиться:
Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма городов «Золотого кольца».
Определять особенности городов «Золотого кольца», факторы, обуславливающих их объединение в единый комплекс.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города нашего края 3 часа
История возникновения, достопримечательности городов Липецкой области.
Специализация городов Липецкой области.
Заочное путешествие «Города родного края».
Практикум 4 «Определение типов городов области, нанесение их на карту».
Выпускник научится:
Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма городов нашей области.
Определять особенности отдельных городов нашей области, их специализацию.
Выяснять историю возникновения и развития городов.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Составлять картосхему на основе текстового материала.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Рефлексивная часть курса 1 час
Коллективная творческая работа «Идеальный город». («Город будущего»).
Выпускник научится:
Использовать различные источники информации для выполнения заданий.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Итоговый зачет 1час
Выпускник научиться:
Преобразовывать информацию, представлять итоговую работу в форме мультимедийной презентации о городах России.
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(0,5 часов в неделю, 17 часов в год)
№ Содержание учебного материала Количество
часов Характеристика основных видов
деятельности ученика
1. Введение 3 Анализ различных видов географической информации.
Выделение основных факторов возникновения городов в Древней Руси и на современном этапе.
Извлечение необходимой информации из различных источников.
Составление картосхемы «Классификация городов».
2. Города – миллионеры. 3 Анализ различных видов географической информации.
Определение особенностей городов - миллионеров, факторов, обуславливающих их размещение по территории страны.
Извлечение необходимой информации из различных источников.
Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
3. Города – «герои». 3 Анализ различных видов географической информации.
Определение факторов, обуславливающих присвоение городам соответствующего статуса.
Извлечение необходимой информации из различных источников.
Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
4. Города «Золотого кольца». 3 Анализ различных видов географической информации.
Определение особенностей городов «Золотого кольца», факторов, обуславливающих их объединение в единый комплекс.
Извлечение необходимой информации из различных источников.
Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
5. Города нашего края. 3 Анализ различных видов географической информации.
Определение особенностей отдельных городов нашей области, их специализации.
Выяснение истории возникновения городов.
Извлечение необходимой информации из различных источников.
Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
6. Рефлексия «Идеальный город». («Город будущего»). Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.
7. Итоговый зачет. 1 Преобразование информации, представление мультимедийной презентации о городах России.
VII. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Атласы и контурные карты.
Настенные карты.
5. Глушкова В. Г. Москва: история, география, краеведение великого города и его окрестностей. — М., 1997.
6. Города России. Энциклопедия / Под ред. Г. М. Лаппо. — М., 1994.
7. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Монографический сборник/ Под ред. Т. Нефедовой, П. Поляна и А. Трейвиша. — М., 2001.
8. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкольгия: Учеб. для 10—11 кл. шк. естеств.-науч. профиля. — М., 1997.
9. Ковалев С. А., Ковальская Н. Я. География населения СССР. — М., 1980.
10. ЛавровС. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир. — М., 1985.
11. Лаппо Г. М. География городов. — М., 1997.
12. Москвоведение. География Москвы и Московской области: Пособие для учащихся 8—9 кл. / Под ред. А. И.Алексеева. — М., 1994.
13. Саушкин Ю. Г., Глушкова В. Г. Москва среди городов мира. — М., 1983.
14. Дронов В. П., Ром В. Я. География России. Население и хозяйство: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 2005.
15. Хрестоматия по географии городов России. Образ страны: русские столицы Москва и Петербург / Авт.-сост. А. Н. Замятин, Д. Н. Замятин; Под общ. ред. Д. Н. Замятина. — М., 1993.
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/ 
Федеральный институт педагогических измерений. - http://fipi.ru