Программа внеурочной деятельности Биология в экспериментах

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Красная Зорька»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области





УТВЕРЖДЕНА
Директор
МОУ ООШ с. Красная Зорька
МО «Барышский район»
_______________________
Е.В.Белоногова
Приказ № ___ от ___________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Биология в экспериментах»
для учащихся __7-8_ классов
на 2016__2017__ учебный год
Составитель: _Курнузова Нина Сергеевна______
(Ф.И.О.)
учитель _первой квалификационной категории_
(указывается квалификационная категория)








СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
__________________
Н.С. Курнузова
«____» _________ 201__ год





Пояснительная записка
Нормативно – правовая документация:
Программа «Биология в экспериментах» общеинтеллектуальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7,8 классов. Количество часов в год – 70 (2 часа в неделю).
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Цели программы
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом;
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения биологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, игры, творческие задания, опыты, практические работы, создание экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, экологические акции, гербаризация, составление памяток.

Место внеурочной деятельности «Биология в экспериментах» в учебном плане
Согласно учебному плану на проведение занятий «Юный эколог» в 7,8-м классах выделяется 2 часа в неделю - всего 70 ч.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Биология в экспериментах»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
развитие интереса к познанию мира природы;
осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;
представление о сложных взаимосвязях в организме человека и животных, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;
установка на здоровый образ жизни: понимание необходимости здорового питания и обеспечения чистоты окружающего воздуха;
опыт совместного поиска, решения задач, коллективного исследования;
опыт содержательной критической оценки творческих работ (своих и других учеников);
представление о познаваемости мира и получении новых знаний с помощью постановки опытов;
способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор уровня изучения биологии (базовый/продвинутый).

Метапредметные результаты:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;
умения экспериментирования (соблюдения правил техники безопасности при проведении несложных биологических опытов и при работе с увеличительными приборами, схематического изображения хода опыта, различения результатов и выводов из опыта);
умение строить текст – описание: кратко и точно формулировать результат опыта, строить устный и письменный рассказ по схеме, модельному изображению;
базовые умения извлекать информацию, представленную в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, диаграммы.);
умение использовать модельные средства для описания ситуаций и предсказания возможных последствий (в рамках изученного);
способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения в решении предложенных задач, построении гипотез.

Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;

Предметные результаты:
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
первоначальное различение существа и вещества, вещества и молекулы, молекулы и атома, атома и элемента (вида атомов);
различение основных вегетативных функций животного (дыхание, газообмен, питание, выделение);
понимание связи основных вегетативных функций животного (дыхание, газообмен, питание, выделение);
представление о живом существе, как имеющем внутреннюю среду (с определённым составом веществ), отделённую от внешней среды границей, обладающей свойством избирательной проницаемости;
различение этапов питания животного (обособление части внешней среды, переваривание ферментами, всасывание, выброс непереваренных остатков);
понимание связи функций, обеспечивающих питание;
различение энергозатратных процессов в животном организме и процесса дыхания, в котором образуется энергия на движение и тепловая энергия; первичное представление о преобразованиях энергии в животном организме;
представление о биологических опытах, доказывающих преобразования воздуха в ходе дыхания, выявляющих калорийность пищи, демонстрирующих избирательную проницаемость мембраны клетки;
умение обнаружить в опыте кислород и углекислый газ;
представление о молекулярном строении вещества; понимание процесса диффузии как проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вследствие беспорядочного движения молекул;
представление об органических и неорганических веществах (в живых существах), их различение;
представление о белках, жирах, углеводах и витаминах, как органических веществах пищи;
представление о воде и минеральных солях как неорганических веществах пищи;
умение пользоваться разными классификациями веществ пищи (деление веществ пищи на органические и неорганические; на содержащиеся в малых и в больших количествах; на содержащиеся преимущественно в растительной и преимущественно в животной пище; на имеющие и не имеющие энергетической ценности);
использование знаний о физиологических процессах (дыхание, питание) для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни (о значении правильного, полноценного питания для сохранения здоровья человека; об основных компонентах пищи - белках, жирах, углеводах; о значении витаминов в питании человека; о значении проветривания помещений для здоровья человека);



3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 7,8 классы (70 ч)
1. Мой край (10 ч)
Разнообразие живых существ и их основные потребности. Экскурсия Осень в нашем селе». Растительный и животный мир области. Основные экологические группы животных. Основные экологические группы растений. «Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект)
Вода – источник жизни (21 ч)
Понятие гидросферы. Химический состав воды. Свойства воды. Вода в живых организмах. Вода-растворитель. Операция «Живи, родник, живи». Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды. Просмотр фильма «Вода – жизнь». Вода в жизни животных. Вода в жизни растений. «Вода в моем доме» (индивидуальный проект). Вода и здоровье человека. Очистка воды. Мировой океан- основная часть гидросферы. Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле». Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода».
3. Солнце и свет в нашей жизни (9 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Отношение к свету и теплу различных животных
Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными». Роль света в жизни растений. Роль света в жизни человека. Гигиена зрения. Сколько стоят свет и тепло
4. Воздух и здоровье (15 ч)
Понятие атмосферы. Воздух – смесь газов. Растения – главный поставщик кислорода на Земле. Свойства кислорода и углекислого газа. Дыхание как способ получения энергии. Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ. Воздух и здоровье человека. Атмосферное давление. Образование ветров. Источники загрязнения воздуха. « Автотранспорт и воздух села» (индивидуальный проект). Итоговое занятие по теме «Атмосфера»
5. Питание(7ч)
Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи. Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов». Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения. Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи»
6. Весенние работы (8 ч)
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. Экологический десант по уборке школьной территории. Итоговое занятие
Учебно-тематический план

№ раздела

занятия
Тема
Теория
Практика

1

Мой край (10 ч)
4
6


1
Разнообразие живых существ и их основные потребности
1



2
Экскурсия Осень в нашем селе»

1


3-4
Растительный и животный мир области
1
1


5-6
Основные экологические группы животных
1
1


7-8
Основные экологические группы растений
1
1


9-10
«Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект)

2

2

Вода – источник жизни (21 ч)
10
11


11
Понятие гидросферы.
1



12
Химический состав воды

1


13
Свойства воды
1



14
Вода в живых организмах.
1



15
Вода-растворитель

1


16-17
Операция «Живи, родник, живи»

2


18
Круговорот воды в природе
1



19-20
Источники загрязнения воды
1



21
Просмотр фильма «Вода – жизнь»
1



22
Вода в жизни животных
1



23
Вода в жизни растений
1



24-25
«Вода в моем доме» (индивидуальный проект)

2


26
Вода и здоровье человека
1



27
Очистка воды

1


28
Мировой океан- основная часть гидросферы
1



29-30
Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

2


31
Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода»(викторина)

2

3

Солнце и свет в нашей жизни (9 ч)
5
4


32
Солнце, Луна, звёзды – источники света
1



33
Отношение к свету и теплу различных животных
1



34-35
Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными»

2


36
Роль света в жизни растений
1



37
Роль света в жизни человека
1



38
Гигиена зрения.
1



39-40
Сколько стоят свет и тепло

2

4

Воздух и здоровье (15 ч)
7
8


41
Понятие атмосферы.
1



42
Воздух – смесь газов.
1



43
Растения – главный поставщик кислорода на Земле.
1



44-45
Свойства кислорода и углекислого газа

2


46
Дыхание как способ получения энергии
1



47
Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ

1


48
Воздух и здоровье человека
1



49
Атмосферное давление.
1



50
Образование ветров
1



51-52
Источники загрязнения воздуха

2


53-54
« Автотранспорт и воздух села»
(индивидуальный проект)

2


55
Итоговое занятие по теме «Атмосфера»

1

5

Питание(7ч)
3
4


56-57
Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи
2



58-59
Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов»

2


60
Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения
1



61-62
Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи»

2

6

Весенние работы (8 ч)
2
6


63-64
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2


65-66
Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

2


67-68
Экологический десант по уборке школьной территории

2


69-70
Итоговое занятие
2




Итого: 70 часов













4.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.
№ п/п
Тема занятия
Дата планируемая
Дата фактическая
Количество часов
Планируемые виды деятельности

Мой край (10 часов)

1
Разнообразие живых существ и их основные потребности


1
- знать основные потребности живых организмов
- уметь определять принадлежность организмов систематическим группам
- строить логические рассуждения;
-объяснять явления, процессы;
- умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

2
Экскурсия Осень в нашем селе»


1
-объяснять явления, процессы;
- умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- формировать у учащихся представления о процессах происходящих в природе в осенний период.
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе экскурсии;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

3-4
Растительный и животный мир области


2
- знать растительный и животный мир области
- уметь определять принадлежность организмов систематическим группам
- строить логические рассуждения;

5-6
Основные экологические группы животных


2
- знать основные экологические группы животных
- уметь определять принадлежность организмов экологическим группам
- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

7-8
Основные экологические группы растений


2
- знать основные экологические группы растений
- уметь определять принадлежность организмов экологическим группам
- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять схемы
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

9-10
«Исчезающие растения и животные родного края»(парный проект)


2
- знать определения и понятия «Красная книга», «исчезающий вид», «редкий вид», «заповедник», «заказник»
- знать растения и животных родного края, занесенные в Красную книгу Ульяновской области
- уметь определять исчезающие виды растений и животных
- уметь аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета

Вода – источник жизни

11
Понятие гидросферы.



1
-давать определение понятиям;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- учитывать различные мнения
Выпуск листовок.

12
Химический состав воды.


1
- уметь определять состав воды
- строить логические рассуждения;
-объяснять явления, процессы; -устанавливать причинно-следственные связи.
- умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

13
Свойства воды


1
- знать свойства воды
- планировать ход проведения эксперимента;
-уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- формировать у учащихся представления о свойствах воды: цвет, форма, запах; трех агрегатных состояниях воды, о выталкивающей силе. - изучить работу пара, основанную на свойстве воды при нагревании расширяться, при охлаждении - сжиматься. - формировать знания об использовании свойств воды в жизни человека. - проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

14
Вода в живых организмах.


1
- знать значение воды для живых организмов;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

15
Вода-растворитель.


1
- планировать ход проведения эксперимента;
-уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

16-17
Операция «Живи, родник, живи»


2
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

18
Круговорот воды в природе


1
- знать круговорот веществ в природе
- уметь составлять простейшие схемы круговорота воды в природе
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


19-20
Источники загрязнения воды


2
-знать классификацию веществ-загрязнителей воды
-уметь определять источники загрязнения воды;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

21
Просмотр фильма «Вода – жизнь»


1
- осуществлять оценивание правильности своих действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

22
Вода в жизни животных


1
- знать значение воды для животных;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

23
Вода в жизни растений


1
- знать значение воды для растений;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

24-25
«Вода в моем доме» (индивидуальный проект)


2
-уметь производить расчеты расходования воды в доме;
- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь
- развивать умение работать со специализированной литературой

26
Вода и здоровье человека


1
- знать влияние воды на организм человека;
-осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

27
Очистка воды



1
- знать способы очистки воды
- приобщать к наблюдению за природой;
- развивать умение работать измерительными приборами в полевых условиях;
- проводить тематические исследования.
- оформление материалов
- разработка системы природоохранных мер, направленных на улучшение экологической ситуации

28
Мировой океан- основная часть гидросферы.



1
- знать процентное содержание суши и воды на планете Земля
- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);
- уметь работать в команде;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.
- повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний , развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки

29-30
Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»


2
- уметь строить логические рассуждения;
-объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи
- развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

31
Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода»



1
- строить логические рассуждения;
-объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи
- развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.


Солнце и свет в нашей жизни

32
Солнце, Луна, звёзды – источники света


1
- знать источники света
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
-объяснять явления, процессы влияния солнца, луны и звезд – как источников света;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

33
Отношение к свету и теплу различных животных


1
- знать классификацию животных по отношению к свету, теплу
- значение света и тепла для животных
- объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи
- развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о влиянии света и тепла на процессы, происходящие в организме животных; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к животным. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

34-35
Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными»


2
- планировать ход проведения эксперимента;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении наблюдения;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.
- проводить наблюдение под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе наблюдения;

36
Роль света в жизни растений


1
- значение света для растений
- объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи
- развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о влиянии света на процессы, происходящие в растительном организме; - формирование чувств прекрасного и бережного отношения к растениям. -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

37
Роль света в жизни человека


1
- определять значение света в жизни человека
- объяснять явления, процессы; - устанавливать причинно-следственные связи
- развитие интереса школьников к естественным наукам; расширение знаний учащихся о значении света в жизни человека; -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

38
Гигиена зрения.


1
- знать правила гигиены зрения
- использовать полученные знания о гигиене зрения в повседневной жизни
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

39-40
Сколько стоят свет и тепло


2
- уметь производить расчеты потребляемых света и воды
- формирование бережного отношения в воде и свету

Что такое атмосфера

41
Понятие атмосферы.

.

1
- давать определение понятиям;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- учитывать различные мнения.
- расширить знания об атмосфере, ее строении и протяженности.

42
Воздух – смесь газов.



1
- планировать ход проведения эксперимента;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

43
Растения – главный поставщик кислорода на Земле.

.

1
- изучение природы родного края;
- воспитание любви к своей малой родине.
- приобщать к наблюдению за природой;
- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);
- уметь работать в команде;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

44-45
Свойства кислорода и углекислого газа

.


2
- планировать ход проведения эксперимента;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

46
Дыхание как способ получения энергии


1
- знать способы получения энергии
- объяснять явления, процессы дыхания
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


47
Преобразования воздуха в ходе дыхания живых существ


1
- знать способы преобразования воздуха
- объяснять явления, процессы дыхания
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


48
Воздух и здоровье человека


1
- знать влияние атмосферы на здоровье человека
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


49
Атмосферное давление.




1
- планировать ход проведения эксперимента;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- экспериментальное доказательство существования атмосферного давления
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

50
Образование ветров
(физик)



1
- планировать ход проведения эксперимента;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- расширение знаний учащихся о механизме формирования ветров, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения проектной работы
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

51-52
Источники загрязнения воздуха


2
- знать источники загрязнения воздуха
- определять влияние загрязненного воздуха на живые организмы

53-54
«Автотранспорт и воздух села»
(индивидуальный проект)


2
-планировать ход проведения эксперимента;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- расширение знаний учащихся о механизме формирования ветров, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения проектной работы
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

55
Итоговое занятие по теме «Атмосфера»



1
- строить логические рассуждения;
-объяснять явления, процессы;
-устанавливать причинно-следственные связи.
- повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе.
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Питание

56-57
Пища, значение пищи как источника энергии. Состав пищи


2
- знать состав и значение пищи
- объяснять процессы пищеварения;
-устанавливать причинно-следственные связи.
- повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по биологии и химии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе.
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


58-59
Практическая работа № 1. «Состав пищевых продуктов»


2
- планировать ход проведения практической работы;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- расширение знаний учащихся о составе пищевых продуктов, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения практической работы
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

60
Процессы питания, дыхания, газообмена, выделения


1
- знать процессы питания, дыхания, газообмена, выделения
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;


61-62
Лабораторная работа № 1. «Обнаружение белков, жиров и углеводов пищи»


2
- планировать ход проведения лабораторной работы;
- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;
- осуществлять оценивание правильности выполнения действий
- расширение знаний учащихся о составе пищевых продуктов, формирование энциклопедических знаний в процессе выполнения лабораторной работы
- проводить эксперимент под руководством учителя;
-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь


Весенние работы

63-64
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву


2
- знать механический состав почвы, способы обработки почвы
- уметь готовить почву к посеву
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

65-66
Практическое занятие по посадке растений и уход за ними


2
- знать способы посадки растений и ухода за ними
- уметь готовить семена к посеву
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

67-68
Экологический десант по уборке школьной территории


2
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

69-70
Итоговое занятие


2
- знать изученный материал
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;
- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь


























13 PAGE 14915



15