Разработка экологического путеводителя Путешествие по родному краю


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Ездочное Чернянского района Белгородской области»
Экологический путеводитель
«Путешествие по родному краю»
Выполнила: Перемышленникова Полина – 9 класс
МБОУ «СОШ с.Ездочное»
Руководитель: Косова Татьяна Викторовна
учитель биологии
МБОУ «СОШ с.Ездочное»
2016 г.
Содержание
Введение 3
Объекты маршрута
1.Село Ездочное 4
2. Ездоченская школа 4
3. Река Оскол 8
4. Широколиственный лес 11
5. Родник Захарьев 18
6. Остановка «Туристическая» 20
3. Заключение 21
4. Литература 22
5. Приложение 23
1.Введение
 Места родные, милые места!
В сердце каждого человека живет любовь к малой родине,  к родной земле с ее бескрайними степями, опоясанными ленточкой голубых рек, с ароматами крутых склонов каменистых сопок,  к земле, овеянной легендами и преданиями, родине  людей, умноживших славу и богатство нашего края.
Наша земля стоит того, чтобы ею гордиться. Для этого надо знать историю своего родного края, любить природу, приумножать его богатства. Живем мы в красивом месте –селе Ездочное Чернянского района Белгородской области… Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие по нашему селу и его окрестностям.
Любовь к родному краю, знание его истории — это основа духовной культуры любого народа. Поэтому созданный нами путеводитель направлен на защиту и сохранение красивых природных мест нашего села, содействует организации экологического воспитания населения, способствует восстановлению природных объектов за счет  повышения природоохранных и экологических знаний.
Цель:  разработать экологический путеводитель «Путешествие по родному краю», описать и указать объекты.
Задачи:
Собрать информацию о красивых местах родного села: географическое положение, природные и климатические особенности.
Обобщить материал о природных местах села.
Организовать работу, направленную на восстановление нарушенных природных объектов (организация экологических десантов).
Формирование единой рекреационной среды, создание маршрута.
Формирование толерантного сознания у учащихся, местного населения.
Собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы
Социальная значимость экологического путеводителя: направлена на защиту и сохранение природных объектов, содействует организации экологического воспитания населения, способствует восстановлению природных объектов посредством повышения природоохранных и краеведческих знаний.
База исследования: в работе, использован материал из личных и школьных архивов, ресурсы интернета, а также материалы музея МБОУ «СОШ с.Ездочное»Методы исследования: наблюдение, пребывание на объекте, фотографирование и изучение его.Ожидаемый результат:- разработать буклет к путеводителю;
- создать карту и  обозначить природные объекты родного края.
2. Объекты маршрута
1.Село Ездочное.
Село Ездочное Чернянского района расположено по левому берегу р.Оскол, всего в 200-300 метрах от неё. Существует наше село уже более 300 лет. Рядом проходят железнодорожные пути, трасса Чернянка – Новый Оскол. Близлежащие населённые пункты: Холки, Елецкое, Чернянка. Все они расположены очень компактно. По берегам Оскола растут пойменные леса, в которых множество грибов и ягод. С правой стороны села простираются бескрайние зерновые поля.
Климат нашего района имеет ряд особенностей. Это связано с особенностями его географического положения. Село Ездочное расположено на Русской равнине юге Среднерусской возвышенности, вдали от океанов и морей, поэтому климат континентальный, с холодной малоснежной зимой и продолжительным жарким и сухим летом, поздними осенними и ранними весенними заморозками, зимними оттепелями и недостаточным и неустойчивым атмосферным увлажнением. Весна короткая, осень теплая и ясная. По обилию солнечного тепла район не уступает южному берегу Крыма. Равнинная местность способствует проникновению различных воздушных масс, зимой характерно свободное проникновение арктических воздушных масс. С Атлантического океана и Средиземного моря летом наблюдается приток воздушных масс, приносящих циклоны и зимою тоже. Чаще всего циклоны приходят зимой, поэтому погода в этот период особенно изменчива и сопровождается оттепелями, мокрым снегом, гололедом. Летом же, чаще всего, вторгаются сухие горячие массы воздуха. В этот период воцаряется жара, достигающая 30-400С.
На распределение осадков оказывает влияние и рельеф. В районе отмечаются опасные метеорологические явления: засухи, пыльные бури, ураганы, метели с заморозками, гололед.
Территория нашего района обширна и располагается в северной части области.
2. Ездоченская школа
Одной из самых добрых «примет» является незабываемая каждому – школа. По названию нашего села и школа называется Ездоченская. Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя.
Первая школа была открыта в слободе Старая Масловка, в 1,5 верстах от Ездочного. Это была церковно-приходская школа. Она была открыта в 1872 году. Здание её было деревянное, крыша покрыта жестью. В классе стояло 10 длинных деревянных парт. Около 40 детей разного возраста учились в этой школе. Учителями были Александра Петровна Злобина и Григорий Иванович Мищенко.
1181100488950 Позже здание этой школы было разобрано и перевезено в Ездочное. Ездоченская школа была построена земством Новооскольского уезда в 1904 году. Обучалось в ней около 80 человек.

Здание первой земской школы в селе Ездочное(фото 1952 года)
После свершения Великой Октябрьской революции 1917 года, Ездоченская земская школа была преобразована в начальную школу с четырёхлетним образованием. Первыми учителями этой школы были супруги Григорий Матвеевич и Антонина Евграфовна Ковалёвы.

Первая учительница и директор школы
Ковалева Антонина Евграфовна
(в центре)
(фото 1934 года)
Они пользовались заслуженным авторитетом среди населения. Проводили большую работу по ликвидации неграмотности на селе, несли культуру в массы. Сам Ковалёв Григорий Матвеевич, показывая образец добросовестного отношения к труду на колхозном поле, преждевременно умер от тяжёлой работы. Антонина Евграфовна продолжала работу в школе после смерти мужа.
Спустя некоторое время Григорий Иванович Мищенко был заведующим школой комсомольской молодёжи. Хорошо учили детей. Шесть его выпускников поступили в Новооскольское педагогическое училище. Среди них известные нам учителя Любовь Ильинична и Пётр Антонович Любивые, Малахов Василий Филиппович.
В 1939 году начальная школа была преобразована в семилетнюю. Первым директором семилетки стала Антонина Евграфовна Ковалёва. За успешную плодотворную работу она была награждена правительственными наградами. Вместе с ней трудились Сердюкова Александра Алексеевна, Боровкова Вера Фёдоровна, Постовая Надежда Симоновна, Степан Дмитриевич Щёголев, А.В. Кошман.
В годы Великой Отечественной войны учителя школы были эвакуированы в Саратовскую область, и занятия в школе были прекращены. Учителя Степан Дмитриевич Щёголев, А.В. Кошман отдали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
С освобождением села Ездочное от немецко-фашистской оккупации в январе 1943 года занятия в школе возобновились. Директором опять была назначена Ковалёва Антонина Евграфовна. Школа размещалась в 4 ветхих зданиях с количеством учащихся в 200 человек. В школу возвратились бывшие фронтовики и возобновили учительскую деятельность Дубенцов Кузьма Андреевич, Мирошников Дмитрий Иванович, Шевцов Сергей Григорьевич, которых Родина отметила правительственными наградами за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с врагами.

Михаил Федорович Винокуров. С июня 1949 по сентябрь 1967 года работал директором
Ездоченской семилетней школы
(фото 1932 года)
В 1948 году на должность директора Ездоченской семилетней школы был назначен Винокуров Михаил Фёдорович, участник Великой Отечественной войны. В этой должности Михаил Фёдорович проработал до 1967года. Он - коренной житель Старой Масловки. Очень хорошо знал и родителей, и их детей. Был образованным и культурным человеком, много читал, и свои знания передавал всем, кому приходилось его слушать. Будучи на пенсии продолжал заниматься общественной работой: посещал уроки в школе, линейки и праздники, принимал участие в проведении митингов и собраний.
Шли годы. В1967 году по направлению Чернянского РОНО в школу пришёл Сазонов Владимир Иванович. Сам он уроженец села Андреевка Чернянского района.

Пионерский сбор. (фото 1973 года)
Шли годы. Росло число учащихся, и в начале семидесятых годов назрела необходимость в строительстве нового здания школы. Вся работа в основном легла на плечи директора школы. Много организаторского таланта и хозяйственной хватки пришлось проявить ему, чтобы приступить к строительству школьного здания и завершить его. Строилась школа хозяйственным способом. В год окончания строительства школы Сазонова В.И. наградили знаком «Победитель соцсоревнования». Это был 1973 год.


Награждение активистов школьного лесничества
(фото 1974 года)
С 1969 года функционировало школьное лесничество. Ребята высадили свыше 1 миллиона саженцев, озеленяя родное село, успешно участвовали в районных и областных конкурсах юных лесоводов, за что неоднократно были награждены грамотами, благодарностями, ценными подарками.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района Белгородской области»
(фото 1999 года)
. С 1995 по 2001 год директором школы работает Селеменева Л.А. Проводимая работа, направленная на включение всех учащихся в разнообразные виды внеурочной деятельности по интересам, позволяла разумно организовать их свободное время, сформировать у школьников навыки и практические умения для самостоятельного пополнения знаний.
С 2001 года и по настоящее время школу возглавляет ее бывшая выпускница Воронина Галина Леонидовна.
На страницах нашей школьной летописи возникают новые даты, новые имена. Изменяется наша жизнь, вместе с ней меняются требования к воспитанию и образованию, но ничто и никто не в силах помешать человеку, стремящемуся сеять разумное, доброе, вечное.. Мы ценим и уважаем своих мудрых наставников, от имени выпускников разных лет благодарим за прекрасные часы ученичества.
3. «Река - зеленые берега»

На этой остановке, которая расположилась прямо у воды, учащиеся знакомятся с характеристикой реки Оскол. Учащиеся из отряда «Голубой меридиан» знакомят здесь ребят с состоянием воды в Осколе, с результатами своих исследований.
Река Оскол берет свое начало в Курской области у села Погожьего, а впадает в Харьковской области, недалеко от города Изюм, в реку Северский Донец, которая несёт свои воды в Дон.
Течение реки медленное, в отдельных местах слегка увеличивающееся.
Левый берег реки крутой и обрывистый, правый - пологий. Русло извилистое. Берега образованы обломочными горными породами - песком и глиной. Берега омываются водами реки, но растительность прибрежной зоны предохраняет их от дальнейшего разрушения. Есть участки берегов, где хорошо просматриваются последствия ветровой эрозии.
Ширина реки на разных участках - от 6 до 20 метров, глубина - от 20 см на мелководье до 6 м на ямах, образовавшихся во время весеннего половодья.
Река Оскол является объектом сельского хозяйства, для промышленных нужд, для водопоя. Это излюбленное место отдыха местного населения.
Люди традиционно селились по берегам рек. Это было удобно: рядом вода для питья и хозяйственных нужд, можно ловить рыбу, легко передвигаться в любом направлении. Людей со временем становилось все больше и больше. Огороды и дома вытесняли с берегов деревья, а реки стали мелеть и мутнеть.
Вода - колыбель жизни. На этой остановке мы расскажем вам об экологических особенностях водных растений и насекомых, о жизни некоторых обитателей пресных водоемов, о необходимости их охраны.
У реки можно найти множество интересных объектов для изучения. Заслуживает внимания даже тина, которая так часто покрывает дно водоемов. Если внимательно ее рассмотреть, то можно увидеть, что она состоит из шелковистых тончайших нитей. Это многоклеточная водоросль спирогира.
На этой остановке детям сообщаются интересные сведения о ряске, частухе, рогозе, череде, осоках; о водомерках и вертячках, жуках-плавунцах и многих других обитателях пресных водоемов.

Жизнь в воде отличается от жизни на суше. Вода более плотная среда, чем воздух. Здесь свой микроклимат: температура воды ровнее, чем в воздухе, там меньше света и кислорода. И важнейшие биологические особенности обитателей водоема заключаются в приспособлении к жизни в этой среде. У большей части водных растений корневая система служит лишь для закрепления и удержания их на месте. Питание производится всей поверхностью тела.
Экологические группы водной растительности подразделяются по степени их связи с водной средой на гидрофиты (погруженные в воду только нижними частями) и гидатофиты (целиком или большей частью своей погруженные в воду) — рдест, элодея и др. Окраину заняли осоки, хвощи, ирисы, стрелолист. У растений развиты различные приспособления к жизни на разной глубине. У стрелолиста, растущего на берегу, листья расположены на плотных черешках и имеют стреловидную форму. На мелких местах такие листья торчат над водой, а в местах более глубоких образуются длинные и узкие листья. В более отдаленном от берега и более глубоком месте разрослись камыши, тростники, рогоз . Их часто путают, называя камышами. Сквозь прозрачную воду можно увидеть зеленые веточки элодеи с мелкими тонкими листьями.
Водоем — среда обитания животных. Жуки-вертячки описывают круги и спирали по воде. Это лучшие пловцы среди водяных жуков. Они питаются мелкими водяными животными. По воде, раскинув ноги, скользят водомерки. Прозвали их так, потому что они передвигаются по воде, словно измеряют ее поверхность своими длинными ногами. Это водные клопы. Покрытые густыми волоками, смазанные жиром, лапки водомерок не намокают. Такая особенность и большая площадь опоры помогают животным всегда находиться на поверхности воды.
Над водой летают стрекозы . Животные-хищники. Свою добычу (мух, комаров, бабочек) они схватывают на лету и пожирают с помощью сильного грызущего ротового аппарата. Стрекозы могут улетать от водоемов на много километров, но размножаются в воде. Откладывают яйца в воду или в ткани водных растений. Найти их личинок не сложно: стоит вытащить несколько растений, и среди мокрых стеблей обязательно окажется несколько. У них большие глаза, на спине — зачатки крыльев, тонкие и длинные ноги, которыми они крепко держатся на стеблях. Перед последней линькой, обычно в июле, личинки покидают воду, заползая на надводные части растений. Здесь они линяют в последний раз.
Значение реки огромно. Водные ресурсы при их умелом использовании будут долгие годы приносить огромную пользу людям. Поэтому охрана водных ресурсов становится одним из факторов выживания человечества. Так давайте постараемся вместе сделать так, чтобы наша река всегда оставалась чистой, красивой и полезной людям.
На этой остановке ребята знакомятся с позвоночными животными, обитающими в реке: земноводными, пресмыкающимися, рыбами и млекопитающими, узнают особенности их строения и жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека, меры охраны и защиты.
Из всех видов земноводных наиболее многочисленна у нас озерная лягушка. Она предпочитает водоемы, где нет сильного течения. Всю свою жизнь лягушка проводит в воде и на пологих сырых берегах водоемов. Весной, летом и в начале осени лягушки активны в любое время суток. В жаркие летние дни они малоподвижны и погружены в воду, при этом на поверхности видны только их глаза. Весной же, в период размножения, лягушки, особенно самцы, держатся на поверхности воды и очень подвижны. Самцы интенсивно квакают, раздувая серые резонаторы в углах рта. Вот тогда-то мы и заслушиваемся лягушачьими концертами.
Часто у водоема можно встретить представителя пресмыкающихся - ужа обыкновенного. Эта змея неядовитая, безопасная для человека, но часто от него страдающая. Узнать ужа обыкновенного легко - по бокам головы, позади висков, расположены два желтых, оранжевых или беловатых пятна.
Передвигается уж, волнообразно изгибая тело.
Он хорошо плавает, держа голову над водой, ныряет и может плавать под водой. Ведет дневной образ жизни. На ночь прячется под корнями деревьев, в обрывистых берегах, в норах зверей. Рано утром ужи выползают из своих убежищ и долго греются на солнце, а затем приступают к поискам пищи. Основу питания этих животных составляют различные земноводные, крупные насекомые, мыши. Заглатывает уж свою добычу живьем.
Далее учащиеся знакомятся с видовым составом рыб и млекопитающих.
4. «Широколиственный лес».
Вот перед вами тропинка лежит,
Улица в поле дорогой бежит.
Шли по дороге мы, к лесу пришли,
Где клёны шумели, ромашки цвели.
Сразу дорога сказкою стала,
Тропкой в лесную чащу вбежала.
Шли по тропинке мы, солнце светило,
Много чудес нам тропинка открыла.
На этой станции учащиеся имеют возможность увидеть меловые отложения, поросшие лесом, найти останки древних ископаемых моллюсков.
Знакомясь с флорой лесного массива, учащиеся отмечают его разнообразие, ярусность, слышат голоса птиц, знакомятся с различными видами насекомых, земноводных.
Со склона лесного массива учащиеся осматривают окрестности села.
В борьбе за урожай лес - фактор могучий. Недаром гласит народная мудрость: «Лес - это вода, вода - это хлеб, хлеб - это жизнь». Когда-то площадь лесов в лесостепной и степной зонах была значительно больше. В Южной России к концу XIX столетия она уменьшилась в 3-5 раз, а местами и более. Лес оказался «оттесненным» к северу. Причины, которые привели к этому, различны: жадность лесопромышленников, крестьянская нужда, потребность в пахотных землях. Дорого приходится платить за ошибки прошлого в лесостепном краю.
Не защищенные лесом поля во время весенних паводков и летних ливней разливаются бурными потоками. Ежегодно смывается более 500 млн тонн плодороднейшего почвенного горизонта. Вся эта огромная масса земли оседает в реках, прудах, озерах, засоряя их.
Гуляет по безлесным полянам ветер и, набрав силу на огромных степных равнинах, подхватывает с пашни землю и несет ее тучей на поселки, засыпая посевы, водоемы, дороги. В некоторые годы пыльные бури превращаются в страшное стихийное бедствие.
Лес и степь ... На фоне выжженной солнцем земли лесная разнообразит ландшафт, повышает урожаи полей, доставляет эстетическое наслаждение людям. На этой остановке ребята знакомятся с различными породами деревьев, узнают их особенности.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев.
20 тонн макулатуры сохраняют от вырубки 1 га леса.
Из одной тонны макулатуры можно изготовить 25000 ученических тетрадей.
За год дождевые черви "перепахивают" почву на 1 га проделав до 300000 ходов. Общий вес дождевых червей в га 2-3 тонны.
Гектар деревьев и кустарников принимают на себя в сезон 500 тонн пыли, за один час поглощают 8 кг углекислого газа столько, сколько человек выдыхает 200 человек. Зеленые растения выделяют фитонциды, убивающие микробы.
Синички за одни сутки съедают вредных насекомых больше своего веса.

Мох сфагнум в годы войны заменял партизанам йод и бинт.
Из 1 куб. метра древесины можно сделать:
• 1500 м вискозной, шёлковой ткани;
• 4000 пар шёлковых чулок;
• 20 кг целлюлозной бумаги;
• 2 автомобильные шины;
• 20 кг сухих дрожжей;
• 170 кг искусственной шерсти;
• 600 трикотажных костюмов;
• 6000 м полиэтиленовой плёнки;
• 90 л спирта;
• 180 пар галош;
• 15 кг пищевого ванилина
Лес – наше богатство. Леса являются основой здоровья человека. Ионизация воздуха здесь в 5 – 10 раз выше, чем в городе. Многие растения выделяют фитонциды, убивающие микробов. Шум листьев ласкает слух, а разнообразие форм и красок дает отдых глазам. Все это благотворно действует на нервную систему человека, быстро снимает усталость.
В лесу внимание ребят обращается на разнообразную палитру красок леса, множество тонов и полутонов, которые на листе бумаги представляют прекрасную картину, но в живой природе для новичка не очень-то и различимы. Разнообразные оттенки коры деревьев, листьев, побегов, меняющиеся в зависимости от времени суток, погодных условий, от соседства различных растений, кустарников, трав - все это удивительное богатство остается с человеком на всю жизнь, если его вовремя научить любоваться природой.
В лиственном лесу нами было выявлено несколько ярусов: первый ярус – береза, осина, липа, дуб; второй ярус – орешник, груши и яблони (дикие формы); третий ярус –тёрн, боярышник ; четвертый ярус – травянистые растения (папоротник, ландыш майский, дикий гусиный лук, хохлатка, медуница неясная).
Однако главным героем является все-таки дуб. Дубы стоят дружно, как сказочные богатыри, крепко вцепившись в землю мощными корнями.
Дуб требователен к почвенному плодородию. Как и многие другие лиственные древесные породы, он дает поросль от пня. После сруба дерева на коре пня вскоре появляется множество молодых побегов. Со временем некоторые из них вырастают во взрослые деревья, а пень полностью или частично разрушается.
Дуб – ценная древесная порода. Его тяжелая крепкая древесина имеет разнообразное применение. Из нее делают паркет, мебель. Очень хороши и дубовые дрова, так как дают много тепла. Из коры дуба получают дубильные вещества, необходимые для выделки кожи.
Наш лес представлен следующим видовым составом животных:
Зяблик
Большая синица
Зорянка
Пеночка - трещотка или желтобровка
Пеночка - теньковка или кузнечик
Пищуха обыкновенная
Веретеница
Обыкновенная лесная мышь
Косуля
Дикий кабан
Заяц
Птицы - крылатые доктора леса. Они – показатель благополучия природной среды. Чтобы лес находился под защитой пернатых друзей, изготавливайте и развешивайте гнездовья, дуплянки, а также подкармливайте птиц. Не разоряйте птичьих гнезд! Не трогайте птенцов! Не создавайте шума в лесу!
В нашем лесу живет поползень. Птица интересна тем, что в поисках насекомых не только поднимается вверх по дереву, но и легко опускается вниз головой. Очень красив щегол. А поползень и щегол остаются у нас на зиму. Иволга – осторожная птица, и редко удается ее увидеть. А вот услышать можно. Она издает прекрасные звуки, похожие на кошачий крик. Она полезна тем, что поедает волосатых гусениц. Совместное проживание помогает птицам спастись от хищников. На вырубках можно видеть мухоловку пеструшку, кукушку. Кукушка поедает большое количество гусениц. Большой пестрый дятел обитает в основном в хвойных лесах. Так же встречаются пеночки, большие синицы.
Прислушайтесь к лесному шуму. Как он прекрасен! И в нем всегда можно различить пение птиц, наших верных друзей.
Проходим через дубраву с поляной множества лекарственных трав. Всем известно, что кора и древесина дуба имеют лекарственное значение, но дуб выделяет ещё летучие фитонциды, благотворно влияющие на больных гипертонической болезнью и атеросклерозом. Вдыхание воздуха дубового леса в течение даже 20 минут приводит к исчезновению головных болей, уменьшению болей в области сердца, к снижению раздражительности и нормализации сна. Могучий дуб породил много преданий. Славяне верили, что это дерево священное, ему приписывали чудодейственную силу, посвященную богу грома и молнии Перуну. Изображения Перуна вырубалось только из дуба, самого крепкого и долголетнего дерева наших лесов. Видимо, поэтому с давних пор ветвь дуба олицетворяла могущество, силу и долголетие.
Во втором ярусе дубравы произрастают черемуха (Padus aviun), рябина (Sorbus aucuparia), береза (Betula pendula), осина (Populus tremula). Из кустарников встречаются ежевика (Rubus caesius), крушина (Frangula alnus), шиповник (Rosa majalis). В травянистом покрове большие куртины образует лютик жгучий (Ranunculus flammula) и клевер луговой (Trifolium pratense).
Справа от тропинки можно увидеть небольшую полянку, где произрастает множество травянистых растений, имеющие лекарственное значение. Это цикорий обыкновенный (Cichorium intybus), тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium), пижма обыкновенная (Tanaentum vulgare) ромашка лекарственная (Matricaria recutita), полынь горькая (Artemisia absithium), череда трехраздельная (Bidens tripartita), гравилат городской (Geum urbanum), щавель кислый (Rumex acetosa), щавель конский (Rumex confertus), зверобой продырявленный (Hipericum perforatum), дрок красильный (Genista tictoria). Особо следует сказать о действии дрока на функцию щитовидной железы, что особенно важно для людей Белгородской области (большинство людей страдает заболеванием щитовидной железы из-за недостатка йода в воде). Оказалось, что при заболеваниях щитовидной железы настой травы дрока оказывает лечебное действие, аналогичное применяемому препарату тиреоидин.
Особо следует сказать о лекарственном значении крапивы. В медицине крапиву двудомную применяют в основном благодаря её кровоостанавливающему действию, которое определяется наличием значительного количества витамина K и дубильными веществами. Крапиву применяют в качестве профилактического средства и для лечения гипо- и авитоминозов. Молодые побеги крапивы употребляют в пищу, из них варят зеленые щи. По питательной ценности побеги крапивы близки к бобовым растениям, поэтому их охотно добавляют в корм скоту и птице. Из листьев крапивы получают безвредный зеленый краситель для пищевых и фармацевтических продуктов, а из стеблей можно получать волокно для ткани.
Правила поведения в лесу
От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательнее к ней…
Старайтесь не засорять лес. Мусор, бумагу – сожгите. Все, что не горит и не разлагается в земле, унесите. Пищевые отходы можно оставить на видном месте в качестве угощения диким животным.
В лесу, в поле, в горах ты гость, но там есть и постоянные обитатели – птицы, звери, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы. Старайтесь поменьше их беспокоить, особенно в период гнездования потомства. Не разрушайте гнезд, логовищ, не увозите в город молодых зверей, птенцов – слетков – без родителей они погибнут.
Приемники слушайте дома, а в лесу слушайте птиц.
Дикие животные при внезапной встрече, если им не удалось убежать, защищаются. Вам в такой ситуации лучше отступить (при необходимости – даже убежать).
Не проявляйте излишнего любопытства, без особой нужды не заглядывайте в различные укромные места – в дупла, заросли. Там наверняка кто-то живет, приготовился отразить любое вторжение на свою территорию. Если в холодное время года из дупла или норы вытащить спящее животное, оно погибнет.
Не трогайте мелких животных, их и так может обидеть кто угодно.
Если вы прикасались к дикому животному, его голове или гнезду, вымойте руки. У человека и животных более 150 общих болезней.
Не обламывайте деревьев. Их много в лесу, но растут деревья медленно, всего по 20 – 30 см в год.
Всех редких растений, занесенных в Красную книгу, вы можете не знать, поэтому не рвите цветов, которых на вашем пути встречается немало. Кстати, лесные и полевые цветы быстро вянут, привезти их в город свежими, как правило, не удается. Учитывая это, не собирайте больших букетов.
За ущерб, нанесенный природе, закон предусматривает ответственность. Ущерб, принесенный детьми, возмещают родители.
Культура поведения человека – атрибут не только городского быта. По-настоящему культурный и воспитанный человек останется таковым и в самом глухом лесу, даже там он не сделает ничего, что может причинить вред природе
Примерный текст лекции для младшей возрастной группы:
ТЕМА: «Лекарства под ногами».
(рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на маршруте экологической тропы рассчитан на 15-20 минут)
Дети, все мы знаем, что многие самые обычные растения являются лекарственными и помогают нам от разных болезней. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Вот, например, подорожник – очень интересное и полезное растение: его листья помогают при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все – молодые листочки подорожника просто едят, как салат – они очень полезные и содержат много витаминов. А название свое это растение получило из-за того, что всегда селится вдоль дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей. Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след белого человека».
А вот – ромашка. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.
У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник – тысячелистник. Он назван так потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и не тысяча. Дети, сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника – вы ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же, как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.
Есть одно растение, похожее на тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые – это пижма. Она даже пахнет похоже, но вот лечиться ей нужно очень осторожно, т.к. ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже глистов, поэтому ее и применяют, как глистогонное средство; в больших дозах пижма может причинить вред и человеку, если он не посоветовался с врачём и пытается лечиться сам.
А вот перед нами зверобой – одно из самых целебных растений. Само название его происходит от тюркского слова «джерабай», что означает «помогающий при ста болезнях». Но и русское слово «зверобой» имеет под собой основу, т.к. растение может вредить скоту на пастбищах. Зверобой не ядовит для животных с темной шерстью, но если его поест овца, коза или корова с белой шерстью, а потом долго будет находиться на солнце, она может погибнуть.
У нас это растение издавна почитают как целебное, а вот в Австралии он – злейший сорняк, засоряющий пастбища и мешающий пасти овец, которых в Австралии множество и все – белые. Кроме нашего зверобоя, есть и другие виды, некоторые растут высоко в горах, другие пришли к нам из дальних стран и выращиваются на клумбах ради крупных цветов(их вы могли видеть в центре Ставрополя), а в Индии есть зверобои-деревья с огромными, как тарелка, цветами.
Еще одно интересное и полезное растение – лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете, особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и заселяет новые земли. На огородах лопух – сорняк, от него очень трудно избавиться, если уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это – очень полезное растение: его листья помогают при ушибах, из семян добывают масло, а корни просто можно есть. Во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть, лопух со своими толстыми и сочными корнями спас очень много жизней.
То же можно сказать и про одуванчик – это растение у нас считают сорняком, а вот во многих странах его молодые листочки едят, как салат – в них очень много витаминов и появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней – заменитель кофе, который не оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.
А вот сразу несколько видов горца: горец птичий или спорыш – он так назван потому, что его очень любят разные птицы, воробьи, например, готовы пастись на нем целыми днями; горец «водяной перец» - у него такое название потому, что во-первых, он всегда растет у воды, а во-вторых, его свежие листья имеют жгучий вкус, как перец. Спорыш люди используют при болезнях почек, а «перец» - как кровоостанавливающее средство.
Теперь мы пойдем в нашу лесополосу и посмотрим на лекарственные деревья и кустарники. Вот – боярышник, он очень полезен при больном сердце, причем используются и плоды, и цветы. Вот – калина, вы все ее хорошо знаете, ее ягоды до самых морозов терпкие, а после становятся вкусными. Это растение – тоже хорошее кровоостанавливающее средство.
Дети, присмотритесь вокруг! Какие еще лекарственные растения вы видите и знаете? Расскажите о них.
Примечание: При рассказе могут использоваться и другие растения, здесь все зависит от времени года, хотя растения нами подбирались с тем расчетом, чтобы их можно было встретить всегда, с ранней весны до поздней осени. Очень хорошо после рассказа провести игру-викторину, кто знает больше лекарственных растений и может их показать.
5.Родник «Захарьев»
Родники Давным-давно на грани были-небыли, В начале мира и самой земли, По воле мудрой доброго Всевышнего На свете появились родники. Бегут к ним тропы, тропки - нитки пыльные. Спешит народ хлебнуть живой воды. Студёная прохлада благодатная, Излечит душу от любой беды. Надежда Игнатьева
Наш родник существует давно, и рассматривать его историю мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в наши дни (это люди примерно 1926-1938 годов рождения). Они нам рассказывали со слов своих родителей, родственников, а также использовали свои воспоминания, что этот родник существовал ещё 16 -17веках. Этот источник пережил разные времена.
В 17 веке на расстоянии 8 километров к западу от Холковского монастыря были монашеские поля. Среди них был колодезь – вода использовалась для нужд: поили лошадей, пили воду работники. Существует такая легенда. Колодезь был глубокий. Однажды хотели набрать воды, но ведро стукнулось о что-то твердое. Решили - колодезь засорился и его надо почистить. Когда спустились в него, то на дне обнаружили икону Божьей Матери.
Древняя чудотворная Казанская икона Божией Матери находилась в Холковском Николаевском, а впоследствии Преображенском мужском монастыре Новооскольского уезда с самого начала его истории (с конца XVI столетия). Этот чудотворный образ особо почитался среди жителей окрестных и отдалённых селений. Ежегодно, в день памяти Пресвятой Богородицы «ради Её чудотворной иконы» Казанской, 8 июля (21 июля) и 22 октября (4 ноября) в Холки стекалось множество христиан.
О ее истории написал священник Иаков Тимофеев, служивший в Холковской Покровской (бывшей монастырской) церкви с 1890 по 1906 год. Всеобщее поклонение не могло уберечь икону от старения и сопутствующих ему разрушений, так что к началу XX века потребовалось немедленное реставрационное вмешательство. Лик совершенно потемнел и плохо различался, доска основания треснула. Священник Иаков Тимофеев в 1903 году обратился за помощью к директору Санкт-Петербургского Археологического института Н.В. Покровскому, который «с достойной святого дела готовностью» рекомендовал заведующего борисовской иконописной мастерской B.C. Богданова. Последний, в качестве компетентного иконописца, предложил А.О. Модорова. О Модорове B.C. Богданов сообщил, что он, «не записывая и не накладывая лишнего слоя красок, может восстановить икону до её первоначального вида».
Размер иконы — один аршин с четвертью на один аршин и два вершка.
В 1938 году храм взрывали, икону на хранение взяли местные жители. При возрождении Холковского мужского монастыря в 1999 году икона была возвращена в монастырский храм в честь Донской иконы Божьей Матери в плачевном состоянии. Икона подвергалась реставрации несколько раз, последний в 2012 году выпускником Харьковской художественной академии Богданом Коркишко.
В целом совокупность внешних признаков позволяет датировать данную икону второй половиной 16- началом 17 веков.
После того как монастырь прекратил свое существование колодезь был заброшен. С течением времени он был засыпан землей. Но о его существовании помнили старожилы близ лежащего села Холки примерно 1926-1936 годов рождения, которые подростками ходили к данному колодцу, чтобы набрать воды, так как считалось, что вода в этом роднике обладала и целебными свойствами раз здесь была обнаружена Икона Казанской Пресвятой Богородицы.
В 2013 году было решено отыскать колодезь и восстановить его. В поисках большую помощь оказывали старожилы сел Ездочное и Холки. Только в мае 2015 года удалось установить местонахождение данного колодца.
Было принято решение очистить колодезь и благоустроить его. В настоящее время колодезь почистили, но благоустройство его пока не проводится.
Физическая характеристика воды
Показатели Родник «Захарьев»
Температура, ºС 5ºС
Цветность, в градусах 0
Мутность отсутствуетЗапах, в баллах 0
Вкус и привкус, в баллах 0

Из данных следует, что вода благополучна по температуре и органолептическим показателям. Хорошие органолептические характеристики воды свидетельствуют об отсутствии гнилостных процессов, «зацветании» и затухании воды.

Икона Казанской Божьей матери после реставрации
6. «Туристическая» .
На этой остановке учащиеся рассказывают о различных нарушениях в природе, так как не все люди знают и соблюдают правила поведения в природе. Очень часто на этой остановке приходится потрудиться не только на словах, но и на деле: очистить территорию от мелкого сухостоя, собрать мусор после нерадивых туристов.
Ребята узнают на этой остановке о том, как правильно вести себя в природе.
Помните: неумело разведенные костры приносят вред лесу. Часто они являются причиной гибели деревьев. Прежде чем разводить костер, подумайте: есть ли в этом необходимость?
Даже правильно разведенный, а потом потушенный костер может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остается незамеченная искорка. Поэтому будьте осторожны с огнем!
Граждане туристы!
Что бы было чисто
Не палите по лесу
Множество костров.
Вы найдите лучше,
Где дровишек куча
И кострище сделаноЛесником!
На привале проводится викторина:
Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?
Почему не в каждом лесу растут лишайники?
Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры?
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
Вылетевших из гнезда птенцов называютслётками, почему их нельзя брать домой?
Почему к весеннему шмелю нужно относиться осторожно, бережно?
Каковы причины лесных пожаров?
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром , туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Заключение.
Дорогие друзья!
Мы надеемся, что вам понравилось наше путешествие!
В конце экскурсии учитель говорит о том, что хотелось бы, чтобы она помогла вам лучше разобраться в природе, почувствовать ответственность за ее судьбу, увидеть и понять ее красоту.
И читает:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще – природы храм,
С лесами тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и в стынь,
Входи сюда! Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Литература
География Белгородской области
Материалы из музея МБОУ «СОШ с.Ездочное»
Приложение 1.
5368290223266053778152280285