Презентация к проектуЛетопись села Карпунино


Летопись села Карпунино Работу выполнила:ученица 3б класса МКОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа»Смольникова КсенияУчитель: Петрова А.А. С. Мокроусово 2013 год Мой друг! Что может быть милейБесценного родного края!Там солнце кажется светлей,Тем радостней весна златая,Прохладней лёгкий ветерок,Душистее цветы, холмы там зеленее,Там сладостней журчит поток,Там соловей поёт звучнее. Историческая справка Село Карпунино- маленькая точка на карте страны. Оно образовалось в середине 18 века, примерно в 1752 году. Основателями села были братья Карпунины, выходцы из Рязанской губернии. Братья Карпунины поселились на берегу реки Кизак. Последний из их рода был Карпунин Митрофан Спиридонович. Он прожил более 100лет и умер в 1960году. В тоже время ,в 1752 году из Костромы в селе поселились братья Сумины. Их было 5 братьев. Построили они 5 домов рядом, поэтому эту улицу до сегодняшнего дня называют Суминский край. Село тогда относилось к Тобольской губернии, волость- Мокроусовская.В 1871 году население составляло 594 жителя.В 1919году был образован Карпунинский сельский Совет.В него входили с.Карпунино, д.Дорохино, д.Красный Рям, д.Жиляковка.В 1920 году на территории с/совета был организован колхоз “Золотой колос”Председателем был Федотов Иван Иванович.В этом же году открылась начальная школа. Первым учителем был Касаткин Дмитрий Петрович. Перед Великой отечественной войной на территории с/совета проживало 1550 человек . На фронт ушло 200человек , вернулось-87 , остальные погибли за освобождение Родины. Быт, обычаи Семьи крестьян были большими, состояли более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. Венчание в церкви было обязательным.Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка. Крестьяне обязаны были отправлять часть жителей мужского пола на царскую военную службу в качестве пушкарей,караульных, несли службу у Белозерской судной конторы,охраняли денежную казну. Основными видами деятельности крестьян были сельское хозяство, промысел и ремёсла . Землю крестьяне обрабатывали сохой и бороной (сначала суковаткой, потом деревянной бороной с железной зубьями). Сельское хозяйство В нашей местности крестьяне сеяли озимую рожь, а весной яровые: пшеницу, овёс, ячмень, из крупяных – просо и гречу. Везде сеяли горох, он ценился высоко как пищевая и кормовая культура. В селе действовал свой маслодельный завод, работала ветряная мельница. В послевоенные годы разводили крупнорогатый скот, была открыта свиноферма, птицеферма. Для постоянной носки лапти умел плести каждый мужик. Но сапоги шили сапожники, кожу для обуви изготовляли скорняки.Распространённым занятием у карпунинцев стало плетение туесков из бересты. Мастерами были Давыдкин Пегас Александрович и Колмаков Иван. Промыслы Так как деревня жила своим натуральным хозяством,то многое необходимое для жизни изготовлялось умельцами - крестьянами. Печи клали печники, они пользовались большим уважением, так как печь кормила, поила, лечила и утешала. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении, поэтому печника чтили в народе не меньше, чем священника или учителя. Самым почитаемым праздником была Пасха, посвященная Воскрешению Иисуса Христа, престольный праздник “Семёнов день” Наряду с церковными сохранились и языческие традиции - на святки народ устраивал игрища и обряды. Люди переодевались и ходили по домам с песнями и плясками. Праздники У крестьян свободного времени было не так и много. Когда оно появлялось - ходили в церковь, на ярмарки, зимой катались на санях, на Ивана Купалу - водили хороводы, прыгали через костры. История нашего края невелика, но каждый год его развития насыщен богатыми событиями как в прошлые времена, так и в нынешние, интересными делами людей, любящих землю предков и стремящихся сделать её ещё краше и богаче. Люблю тебя, моя деревня,Люблю безумно край родной.Не променяю я деревнюНа знатный городок большой.Люблю поля свои ,просторы,Люблю леса, люблю луга.Но больше всех люблю деревню, Она мне с детства дорога. Н .Т.Кишеева Опубликованные источники: Книга Памяти 1941-1945. Солдаты Победы1941-1945. Газета “Советское Зауралье” от 14.04 1988г. “Моя малая Родина” В. Кокорин. Неопубликованные источники: Воспоминания местных жителей:Кишеевой Н.Т., Дроновой А.А., Кишкопаровой Ф.И Материал из сельской библиотеки. Час краеведения “Моя деревня” 2007г. Используемая литература