Анализа сформированности художественно-творческих способностей школьников средствами живописи использовалась модифицированная диагностика Н.А. Лепской


Динамика художественно-творческих способностей детей в художественной деятельности (количество человек в группе 15)
2014-2015
Для анализа сформированности художественно-творческих способностей школьников средствами живописи использовалась модифицированная диагностика Н.А. Лепской, которая позволит выявить степень сформированности художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста и определит потребность в усовершенствовании умений и навыков детей.
«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:
5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.
Выявленные процентные соотношения художественно-творческих способностей детей позволяют определить уровень развития творческих способностей
Для характеристики уровней воспользуемся следующей шкалой.
Шкала оценки:
0- 30 % - низкий уровень;
31 -74% - средний уровень;
75-100% - высокий уровень;
Расшифруем каждый уровень:
низкий уровень - дети изображают несложные сказочные и бытовые сюжеты и отдельные объекты; замысел ребенка неустойчив и меняется в процессе рисования, пользуются в основном чистыми цветами не смешивая краски, не всегда могут изобразить реальный объект; не всегда правильно передают пропорции. Не могут располагать предметы на одной линии. Могут отражать в рисунке связи между изображенными объектами.
средний уровень - дети с легкостью изображают сказочные и бытовые сюжеты, рисуют по мотивам художественных произведений; устойчиво придерживаются изначального замысла работы; успешно смешивают краски и изображают предметы сходные с реальными; правильно передают форму и пропорции, а так же окраску предметов, выделяют задний, средний и передний план. высокий уровень - дети с легкостью изображают фантазийные, сказочные и бытовые сюжеты, рисуют по мотивам художественных и музыкальных произведений; устойчиво придерживаются изначального замысла работы; успешно смешивают краски и изображают предметы сходные с реальными; правильно передают форму и пропорции, а так же окраску предметов; с легкостью копируют объекты и сюжеты увиденные вокруг себя, выделяют задний, средний и передний план; отражают связи между изображенными объектами.
Низкий уровень
группа 2014 2015
младшая 10% 8%
средняя 8% 4%
старшая 6% 3%

Средний уровень
группа 2014 2015
младшая 10% 6%
средняя 12% 7%
старшая 15% 10%

Высокий уровень
группа 2014 2015
младшая 5% 12%
средняя 9% 16%
старшая 15% 23%

По итогам диагностики наблюдается увеличение количества детей с высоким уровнем развития. На основании полученных результатов, можно выдвинуть предположение о том, что развитие художественно-творческих способностей происходит постепенно. Деятельность на занятиях, решение творческих заданий, выполнение психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческих способностей – все это дает такой результат, что ребята способны проявлять творческое воображение, чувство юмора, демонстрировать уверенный стиль поведения, брать на себя ответственность за неординарные решения.